1.1 Понятие цифровизации государственного управления и особенности функционирования «электронного правительства»
Всеобщая глобализация мирового пространства привела и к трансформации мира как такового: наряду с географическим пространством формируется, в частности, электронное пространство [20]. Если еще несколько десятилетии назад противостояние между государствами осуществлялось в традиционной манере, то сегодня оно осуществляется не только в физическом пространстве, но и в новом виртуальном, пли киберпространстве. В настоящее время государственная политика в сфере информатизации обусловлена внутренними интересами: интересами финансово — промышленных групп, которые невозможно удовлетворить в переделах одного государства.
Основная часть для ВКР МФПУ Синергия - актуальные примеры
- Готовый отчет по практике. (ВГУЭиС)
- Готовый отчет по практике. (ВШП)
- Готовый отчет по практике. (КЦЭиТ)
- Готовый отчет по практике. (ММУ)
- Готовый отчет по практике. (академии предпринимательства)
- Готовый отчет по практике. (МТИ)
- Готовый отчет по практике. (МИП)
- Готовый отчет по практике. (МОИ)
- Готовый отчет по практике. (МФЮА)
- Готовый отчет по практике. (НИБ)
- Готовый отчет по практике. (ОСЭК)
- Готовый отчет по практике. (политехнического колледжа Годикова)
- Готовый отчет по практике. (РГСУ)
- Готовый отчет по практике. (СПбГТИ(ТУ))
- Готовый отчет по практике. (Росдистант)
- Готовый отчет по практике. (СамНИУ)
- Готовый отчет по практике. (Синергии)
- Готовый отчет по практике. (ТИСБИ)
- Готовый отчет по практике. (ТГУ)
- Готовый отчет по практике. (университета им. Витте)
- Готовый отчет по практике. (ФЭК)
Под информационными технологиями специалисты понимают совокупность устройств, средств и методов, позволяющих управлять информацией вне мозга человека [40].
Информационные технологии предназначены для упрощения деятельности и всю их совокупность можно разделить на три группы [44]:
— Интернет — технологии;
— технико-аппаратное обеспечение;
— специализированное программное обеспечение.
К Интернет-технологиям можно отнести программное обеспечение, различные веб-сайты, электронную почту, программы быстрого обмена сообщениями. Сегодня интернет-технологии чаще всего укрепляются в информационной сфере.
В технико-аппаратное обеспечение включают все физические части компьютера, телефонную связь и т.д.
К специализированным программным обеспечениям относят информационно-правовые системы, отдельные программы авторизации, ERP-системы, используемые специалистами по управлению персоналом предприятия.
Управленческий процесс представляет собой как обработку информации, поэтому, чем внимательнее обработка информации, тем лучше управление. Информационные технологии играют значимую роль в совершенствовании управления во всех сферах современного общества. Особое значение она предполагает в государственном управлении. Государственная политика в сфере информационных технологий — представляет собой совокупность мероприятий в таких сферах жизнедеятельности общества как: политическая, правовая, экономическая, социокультурная и организационная. Данные мероприятия направлены на обеспечение общегосударственных приоритетов геополитического, социально-экономического и культурного развития общества и создания благоприятных условий перехода к информационному обществу.
Говоря о государственной политике в информационной сфере, следует сказать, что это специфический вид управления посредством реализации своих властных полномочий всеми органами государственной власти либо органами исполнительной власти по регулированию отношений, возникающих по поводу информации в связи с ее оборотом в социальных системах.
Государственная политика в сфере информатизации решает следующие задачи [31]:
— модернизация информационной инфраструктуры, включающей в себя и телекоммуникации;
— развитие информационных, телекоммуникационных технологий;
— эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов, а также обеспечение свободного доступа к ним;
— обеспечение граждан общественно значимой и полезной информацией и развитие независимых, объективных средств массовой информации;
— подготовка человека и общества к жизни и работе в новом информационном веке;
— создание необходимой нормативно-правовой базы, необходимой для построения информационного общества.
В настоящее время масштабная информатизация общества в России находится на пути становления. Процесс информатизации носит глобальный характер и переход к активному использованию достижений научно- технического прогресса во всех сферах общественной жизни уже неизбежен. Совокупность технологий, которые обеспечивают взаимосвязь органов государственной власти и граждан носит название «электронное правительство».
Внедрение информационных технологий в сферу государственного управления в первую очередь связано с концепцией «электронного правительства», пли «электронного государства». Это понятие «электронное правительство» возникло в русском языке путем дословного перевода английского слова «electronic government», иначе говоря, «е-govemment» в девяностых годах прошлого столетия. С 1999 г. Это определение широко используется в СМИ США, однако общепризнанного научного определения термина «электронное правительство» на сегодняшний день не существует. Исследователи рассматривают данный термин с разных сторон, выдвигая экономические, технические, прикладные и описательные трактовки.
Со временем в отечественной теории и практике государственного управления сформировалось как «узкое», так и «широкое» понимание «электронного правительства», отражающее существование «умеренной» и «радикальной» школ в интерпретации данного термина:
— узкое понимание — «электронное правительство» — это усовершенствование действий государственного менеджмента путем:
— использования передовых информационных технологии при оказании услуг населению:
— в широком смысле — «электронное правительство» — это изменение всей системы взаимоотношении государственного управления с обществом.
Например, М. Ю. Павлютенкова и А. А. Сваруп считали, что «только в узком понимании допускается рассматривать «электронное правительство» как идею государственного управления [35].
В результате анализа выпушенных за последние 10 лет отечественных публикации можно отметить ряд отличительных трактовок термина «электронное правительство», которые различаются по уровню актуальности и обширности подхода, а именно:
— предоставление услуг предприятиям и населению с применением ИКТ, включая создание сайта государственных органов;
— ввод ИКТ во все сферы государственной деятельности, к тому же активное взаимодействие государственных органов между собой, с предприятиями и населением для роста эффективности, экономичности и прозрачности правительства и возможности общественного контроля над ним;
— термин «электронное правительство» понимают как трансформацию государственного управления, вдобавок ИКТ считаются одним из главных катализаторов трансформации государственного сектора.
Данный термин тесно связано с понятиями электронного управления, электронной демократии, а также с концепцией эффективного государства.
Под «электронным правительством» подразумевается непосредственная координация правительства с электронной инфраструктурой государственного управления, а также внедрение информационно-коммуникативных технологий в органы государственного управления [39].
Электронное правительство — использование электронных коммуникационных устройств, компьютеров и Интернета для предоставления государственных услуг гражданам и другим лицам в стране пли регионе. Концепция электронного правительства основывается на использовании возможностей информационных технологии с целью увеличения количества участников в государственном управлении. Очевидные успехи по использованию Интернет-технологий в качестве инструмента политической коммуникации привели к возникновению идеи создания на базе Интернета и других современных информационных технологий электронного правительства или правительства, снабженного электронным интерфейсом.
С этим понятием также связаны термины «электронное управление» и «электронная демократия». Электронное правительство — это не только предоставление гражданам доступа к управленческой информации онлайн и обеспечение государственными услугами, но и перспективы онлайн- голосования, влияния на политические решения, а также участия в демократическом процессе [19].
Существуют следующие цели внедрения электронного правительства:
повышение качества и доступности широким слоям населения страны предоставляемых органами власти и управления государственных услуг, оптимизация системы обслуживания граждан территориальными подразделениями органов государственной и муниципальной власти и управления;
— автоматизация административно-управленческой деятельности органов власти и управления;
— оптимизация информационно-аналитической системы, обеспечивающей процесс принятия управленческих решений, в том числе в направлении обеспечения информационной безопасности функционирования органов государственной власти и управления.
Внедрение «электронного правительства» проходит стадии, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 — Стадии внедрения «электронного правительства»
На стадии публичности граждан информируют о деятельности органов государственной власти, и управление происходит с помощью создания электронных порталов органов государственной и муниципальной власти. Данная стадия включает в себя: создание Web-сайтов органов власти, рассылка информации в электронные СМИ, создание страниц органов власти в социальных сетях.
На стадии участия граждане вовлекаются в принятие управленческих решений с использованием средств коммуникационных сетей. Кроме того, стадия участия подразумевает обязательное наличие обратной связи у органов государственной власти с гражданами.
Онлайн-транзакции предполагают наличие возможности пользоваться услугами через Интернет в любое время. Электронные сервисы, которые снабжены инструкциями по пользованию, исключают личное присутствие гражданина. Также они позволяют заплатить налоги, отправить заявления по месту требования с помощью Интернета. Кроме того, пользователь может оплатить государственные услуги или осуществить платежи, используя банковскую карту [15].
На каждом из вышеперечисленных этапов Интернет выступает инструментом для достижения конкретных целей государственного и муниципального управления:
— информационные цели состоят из создания социальных коммуникаций посредством прямых и обратных связен между субъектами и объектами управления, обеспечивающие нормальный объем и достоверность информации для эффективного управления;
— разъяснительные цели связаны с предоставлением информации гражданам об имеющихся задачах и используемых методах в принятии решении, что способствует доступности участия в управлении для населения;
— деятельностно-праксиологические цели позволяют оптимизировать человеческий фактор и конкретизировать деятельность всех сфер управленческой системы, что приводит к сокращению количества государственных служащих и доступности государственных услуг.
Существует следующий перечень услуг, которые предоставляются государством с помощью сети Интернет [43]:
— обеспечение граждан информацией о начислении налогов, о возможности предоставления социальной помощи, поиск работы;
— обработка документов, регистрация автомобилей;
— услуги, связанные с оформлением документов;
— прием в ВУЗы;
— осуществление услуг здравоохранения.
Все сведения по наиболее важным государственным вопросам на сегодняшний день размещены в Интернете. Большое внимание уделяется установлению контакта между населением и правительством с помощью электронной почты. Все министерства и другие государственные службы имеют электронный адрес. «Можно полагать, что поскольку в настоящее время вся деятельность министерств находится на виду у пользователей Интернета, то, несомненно, это повышает ответственность п эффективность работы чиновников» [29].
Но недостаточно внимания уделяется повышению компьютерной грамотности, как населения, так и государственных служащих. Так, на практике часто письма и запросы пользователей остаются без ответа. Сказывается ли недостаточная разработанность программ, пли дело в пренебрежении электронными видами документов, или просто сказывается недостаток грамотных пользователей-работников учреждений. Может быть, сказываются «сохраняющиеся до сих пор традиции бюрократизма».
Необходимо, чтобы правительство организовало специальные программы по обучению чиновников работе с персональными компьютерами и с Интернетом. России необходимо войти в круг технологически II экономически развитых стран на правах полноправного участника мирового цивилизационного развития с обязательным сохранением политической независимости, национальной специфики и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством.
Однако, основные характерные для развитого информационного общества признаки, будут сформированы в России лишь при благополучных социально-политических условиях и масштабных экономических изменениях, которые предполагают использование информационного потенциала в полной мере, в качестве важнейшего ресурса экономического развития на различных уровнях: государства, региона, муниципалитета [21]. Таким образом, цели государственной политики определяют необходимость решения задач не только в сфере информационных технологий, но и во всех областях жизни, включая экономику, науку и технику, социальную сферу и государственное управление.
Необходимо отметить, что переход России к информационному обществу предусматривает решение задач более высокого уровня — модернизацию в сфере экономики и общественных отношений. Об этом свидетельствует программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая предусматривает разработку целевых значений информационной безопасности функционирования российского сегмента сети «Интернет» с учетом ранее полученных результатов анализа элементов действующей инфраструктуры.
Скачать основную часть для ВКР МФПУ Синергия можно по ссылке: Скачать основную часть для ВКР МФПУ Синергия