1 Анализ предметной области
1.1 Характеристика объекта автоматизации
Объектом автоматизации выступает Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирская автомобильно-дорожная академия» (СибАДИ), осуществляющее свою деятельность в рамках подготовки специалистов с высшим образованием. ВУЗ является многопрофильным научно-образовательным комплексом, содействующим развитию автомобильной, дорожной отрасли и инфраструктуры в Российской Федерации.
Основная часть для ВКР ФГБОУ ВО СибАДИ - актуальные примеры
- Готовый отчет по практике. (ВГУЭиС)
- Готовый отчет по практике. (ВШП)
- Готовый отчет по практике. (КЦЭиТ)
- Готовый отчет по практике. (ММУ)
- Готовый отчет по практике. (академии предпринимательства)
- Готовый отчет по практике. (МТИ)
- Готовый отчет по практике. (МИП)
- Готовый отчет по практике. (МОИ)
- Готовый отчет по практике. (МФЮА)
- Готовый отчет по практике. (НИБ)
- Готовый отчет по практике. (ОСЭК)
- Готовый отчет по практике. (политехнического колледжа Годикова)
- Готовый отчет по практике. (РГСУ)
- Готовый отчет по практике. (СПбГТИ(ТУ))
- Готовый отчет по практике. (Росдистант)
- Готовый отчет по практике. (СамНИУ)
- Готовый отчет по практике. (Синергии)
- Готовый отчет по практике. (ТИСБИ)
- Готовый отчет по практике. (ТГУ)
- Готовый отчет по практике. (университета им. Витте)
- Готовый отчет по практике. (ФЭК)
Рисунок 1 – Организационная структура ФГБОУ ВО «СибАДИ»
Организационная структура СибАДИ включает в себя несколько уровней управления (см. рис. 1), среди которых выделяются кафедры, факультеты, административные и хозяйственные подразделения. Важнейшей частью данной структуры являются кураторы учебных групп, которые играют ключевую роль в обеспечении связи между студентами и преподавательским составом, а также в решении административных и организационных вопросов.
Основные направления деятельности куратора учебной группы заключаются в следующем:
— Мониторинг успеваемости и посещаемости студентов.
— Организация воспитательной работы и контроль за внеучебной деятельностью студентов.
— Взаимодействие с преподавателями и родителями студентов.
— Поддержание актуальной базы данных студентов, включая персональные данные, информацию об успеваемости и учебном процессе.
— Организация и контроль выполнения учебного плана.
В рамках предпроектного обследования было выявлено, что значительная часть процессов, связанных с управлением учебными группами, исполняется вручную или с использованием несистематизированных электронных инструментов (таблицы, текстовые документы и т.п.), что приводит к повышенной трудоемкости и возможности возникновения ошибок.
Автоматизация деятельности куратора учебной группы призвана оптимизировать и систематизировать управленческий процесс, снизить вероятность ошибок при ведении документации, повысить оперативность обмена информацией между заинтересованными сторонами, а также обеспечить эффективное планирование и контроль занятий и мероприятий.
В ходе исследования было установлено, что на текущий момент не существует специализированного программного обеспечения, полностью удовлетворяющего потребности кураторов учебных групп СибАДИ. Существующие информационные системы либо излишне общие и не адаптированы под специфику работы куратора, либо ограничиваются функционалом, не включающим всего спектра задач, возложенных на данную должность.
1.2 Нормативно-правовая база предметной области
В данном разделе проводится анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность куратора учебной группы в высшем образовательном учреждении. Центральным документом, определяющим общие принципы организации образовательного процесса, является Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данный закон устанавливает правовые основы реализации образовательных программ различных уровней и направленностей, в том числе устанавливает статус и функции педагогических работников, в числе которых находятся кураторы учебных групп.
Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», определяются конкретные моменты деятельности куратора, связанные с организацией образовательного процесса, взаимодействием с обучающимися и контролем за их успеваемостью и посещаемостью.
Кроме того, необходимо учесть и внутривузовскую нормативную базу, которая включает в себя устав образовательного учреждения, различные положения и инструкции. В частности, в уставе ФГБОУ ВО «СибАДИ» закрепляются функции и права куратора, а также общие положения, касающиеся его деятельности.
Особое внимание следует уделить положению о кураторе учебной группы, которое является локальным нормативным актом вуза и подробно регламентирует его права, обязанности, ответственность и взаимодействие с другими структурными подразделениями вуза. Этот документ включает в себя порядок назначения кураторов, их основные задачи, направления работы и меры по мотивации студентов.
В дополнение к этому, важным документом является положение о педагогической деятельности, в котором содержатся нормы, касающиеся проведения внеучебной работы, организации мероприятий, направленных на социальное развитие и воспитание студентов.
Необходимо также отметить ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Информационное обеспечение образования. Общие положения», который устанавливает требования к обработке информации в образовательных учреждениях, в том числе к электронному документообороту и хранению информации, что непосредственно влияет на разработку информационных систем, к которым относится и система автоматизации деятельности куратора.
1.3 Формализация существующего процесса обработки данных
При анализе любой предметной области, в особенности связанной с автоматизацией деятельности куратора учебной группы в вузе, важно понимать существующий процесс обработки данных, который носит название «AS-IS». Этот процесс представляет собой текущее состояние дел в области документооборота и информационных потоков, которые встречаются в деятельности куратора.
В рамках исследования было выявлено, что основные задачи куратора учебной группы включают в себя контроль за успеваемостью студентов, посещаемостью, участием в общественной жизни вуза, а также своевременное информирование студентов о важных событиях и изменениях в учебном процессе. Куратор выполняет функции связующего звена между студентами и администрацией вуза.
Скачать основную часть для ВКР ФГБОУ ВО СибАДИ можно по ссылке: Скачать основную часть для ВКР ФГБОУ ВО СибАДИ