ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основная часть для ВКР - актуальные примеры
- Готовый отчет по практике. (ВГУЭиС)
- Готовый отчет по практике. (ВШП)
- Готовый отчет по практике. (КЦЭиТ)
- Готовый отчет по практике. (ММУ)
- Готовый отчет по практике. (академии предпринимательства)
- Готовый отчет по практике. (МТИ)
- Готовый отчет по практике. (МИП)
- Готовый отчет по практике. (МОИ)
- Готовый отчет по практике. (МФЮА)
- Готовый отчет по практике. (НИБ)
- Готовый отчет по практике. (ОСЭК)
- Готовый отчет по практике. (политехнического колледжа Годикова)
- Готовый отчет по практике. (РГСУ)
- Готовый отчет по практике. (СПбГТИ(ТУ))
- Готовый отчет по практике. (Росдистант)
- Готовый отчет по практике. (СамНИУ)
- Готовый отчет по практике. (Синергии)
- Готовый отчет по практике. (ТИСБИ)
- Готовый отчет по практике. (ТГУ)
- Готовый отчет по практике. (университета им. Витте)
- Готовый отчет по практике. (ФЭК)
1.1 Понятие речи и особенности речевого развития в трудах исследователей
Речь имеет общественно-историческую природу. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга. Это общение осуществляется при помощи речи. Благодаря речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах, переживаниях, намерениях.
Функции речи по М.И. Лисиной представлены на рисунке 1.
Рис. 1.1. Функции речи по М.И. Лисиной
Известно, что сознание человека формируется в процессе общения с людьми. Совершающийся на основе совместной практической деятельности процесс духовного, сознательного общения между людьми осуществляется посредством речи. «Речь есть процесс» материализации мысли [24, с. 64]. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщённого отражения действительности, или форма существования мышления [55].
Рис. 1.2. Функции речи по С.Л. Рубинштейну
Данная классификация обладает неким достоинством, т.к. является зеркалом настоящего речевого развития дошкольников.
Применение письменной речи для присоединения к социуму начинается ближе к концу дошкольного периода развития человека.
М. И. Лисина указывает, что обозначенная классификация несет в себе настоящий генетический смысл и не может считаться формальной.
На рисунке 1.2 представлены функции речи по С.Л. Рубинштейну.
С. Л. Рубинштейн пишет, что речи являясь «средством выражения, речь является вместе с тем и средством воздействия. Функция воздействия в человеческой речи одна из первичных, наиболее основных ее функций. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение, она средство общения, и эту функцию она выполняет в первую очередь, поскольку она служит средством воздействия»[42, с. 388].
Неоднократно учеными говорилось о том, что одним из главных предназначений речи быть инструментарием мышления. Это связано с тем, что слово, выступающее как понятие, как термин или определение содержит в себе большое количество информации, а не только некую комбинацию звуков.
Еще Ж. Пиаже писал о том, что мышление взаимосвязано с речью, это обосновывается связью психофизиологии и умственными задачами. Например, при напряженных, эмоциональных моментах в жизни человека наблюдается большая активность голосовых связок, т.е. эмоционально-мыслительные реакции ориентированы на усиление речедвигательной активности. Соответственно, мысль и речь созависимы и выступают в единстве.
Одна из главных задач психологии и педагогики состоит в том, чтобы вскрыть у каждого человека недостаточно используемые им резервы мышления и речи, наметить пути самообучения и саморазвития своего творческого интеллекта.
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством, но и способом общения, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.
Соответственно множеству функций, выполняемых речью, существует множество видов или форм речи, т.е. речь является полиморфной деятельностью [33, с.312]. Основными видами речи являются внешняя и внутренняя речь [33; 42; 48]. Внешняя речь обращена к собеседнику или слушателям, а внутренняя речь является речью человека для самого себя и сопровождает функционирование когнитивных психических процессов.
Согласно другой классификации, различают звуковую речь и речь жестов [42, с.390], или кинетическую речь [28, с.333]. Условными знаками языка звуковой речи являются звуки, условными знаками речи жестов – движения тела человека или отдельных его частей. Кинетическая речь сохранилась у человека с древних времен. «Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все речевые функции … Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи – жестов. Очень часто мы сопровождаем свою речь жестами, что придает ей дополнительную выразительность. Тем не менее существуют довольно большие группы людей, для которых кинетическая речь по-прежнему остается основной формой речи. Имеются в виду люди глухонемые от рождения или потерявшие возможность слышать или говорить в результате несчастного случая или заболевания. Однако и в данном случае кинетическая речь существенно отличается от кинетической речи древнего человека. Она более развита и обладает целой системой знаковых сигналов» [28, с.346].
Принято определять несколько видов речи, к ним относят монологическую и диалогическую. Под монологической речью понимают некоторое изложение материала, оно должно быть последовательным и связным. Формы монологической речи – объяснение, описание, рассказ, выступление, доклад, лекция.
Диалогическая речь – взаимообмен высказываниями между 2 людьми, которые общаются между собой. Данный вид речи чаще всего применяется для того, чтобы люди могли обменяться мыслями, идеями, прийти к единому решению в каком-либо вопросе.
Вследствие этого разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого выражения речи, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь, и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим собеседником. В подобных случаях одно слово может заменять собой целую фразу», – утверждает А.Г. Маклаков [28, с.344].
Кроме того, речь классифицируют на устную и письменную [8; 10; 19; 18].
В большинстве современных языков и письменная, и устная речь является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов устной речи. Устная речь применяется в непосредственном общении людей и, как правило, служит целям текущей ситуации.
Также принято выделять активную и пассивную формы речи человека [28].
Активная форма – это речь говорящего, передающего информацию человека, пассивная – это речевая деятельность слушающего человека, принимающего информацию. П. И. Сидоров считает, что «экспрессивная речь начинается с замысла, затем проходит стадию внутренней речи, которая обладает «свернутым» характером, и наконец переходит в стадию развернутого внешнего высказывания – устного или письменного. Импрессивная речь начинается с восприятия сообщения через слух или зрение, затем проходит стадию декодирования (выделения единиц информации) и завершается формированием во внутренней речи схемы сообщения и его понимания» [45, с.141-142].
Таким образом, во все виды речи человека – звуковую и кинетическую, монологическую и диалогическую, устную и письменную, активную и пассивную – включены элементы обеих основных форм речевой деятельности – внешней и внутренней, тесно взаимосвязанных между собой и выступающих в неразрывном единстве.
Скачать основную часть для ВКР можно по ссылке: Скачать основную часть для ВКР