Содержание
- Хронологические рамки средневековой схоластики
- Различия между языками модисты видели в
- Неожиданный вывод из логически правильного рассуждения – это
- Следуя за Григорием Синаитом, Паисий Величковский выделяет ____ первых видений
- Учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления – это
- Как полагал Григорий Нисский, изначально человек был создан для «участия» в
- Идеи Гильберта были осуждены
- Пути, указанные Аквинатом, демонстрирующие существование Бога, – это
- Идеалистическое учение о цели и целесообразности – это
- Концепция, согласно которой мировой исторический процесс линеен и имеет точки начала и конца, – это
- Представитель концептуализма – это
- Концептуализм – это
- По мнению Бернарда Клеровского, общим для Бога и человека является
- По представлению Августина, любовь к себе, вплоть до презрения к Богу, рождает
- В центре онтологических представлений Средневековья находилась проблема
- Цель священнобезмолствующих у исихастов заключается в
- Основу онтогносеологии составляют, по представлениям модистов
- Теория «божественной энергии» опиралась на философское положение, согласно которому
- Центральная идея спекулятивной философии Николая Кузанского – это идея
- В своем учении пресвитер Арий исходил из понятия о Боге, как о
- Предел и цель Богопознания, в представлении Г.Паламы, – это
- Теория «божественной энергии» была развита
- Номиналисты считали, что
- Философское учение, отрицающее онтологическое значение универсалий, т.е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении, – это
- Согласно Амвросию Медиоланскому, совершенство деятельной жизни христианина вырастает из
- Кузанский выделяет ступени познания
- Средневековый христианский мыслитель, который полагал, что не только всякая вещь имеет имя, но и всякому имени должна соответствовать вещь, – это
- Паисий Величковский утверждает, что умная молитва является
- Августин делит людей на группы
- Гильберт Порретанский видел источник возникновения универсалий в
- Свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, – это
- Одно из доказательств Фомы Аквинского бытия Бога — окружающий нас огромный мир един, целесообразен, исполнен глубинного смысла, одухотворен, основывается на
- Согласно Ф.Аквинату, вещи отличаются друг от друга благодаря
- Единственный путь, ведущий к Богу, по представлению каппадокийцев, – это
- Метод познания, который использовал Кузанский, называется методом
- Представители реализма – это
- Богословская наука, занимающаяся изучением творений святых отцов церкви и систематическим изложением содержащегося в них учения, – это
- Восточнохристианское учение, утверждающее, что Бог, не познаваемый в сущности, познаваем в своих энергиях, – это
- Фидеизм – это
- Согласно Августину, люди, которые живут в Боге, вместе образуют
- По представлению Фомы Аквинского, ум изначально представляет собой
- Абеляр определяет понятие персоны через
- Сотворение мира Богом Ориген толковал как
- Аллюзия – это
- Ступени восхождения к Богу в произведении Григория Нисского «Жизнь Моисея» – это
- Хронологические рамки средневековой патристики – это _____ вв.
- Исповедь – это
- Своей основной задачей Фома Аквинский считал
- Паисий Величковский перевел с греческого на церковнославянский язык сборник, получивший название
- Употребление слова «единосущный» было осуждено и отвергнуто на
Хронологические рамки средневековой схоластики
- V-X вв.
- I-VII вв.
- IX-XV вв.
- IX-X вв.
Различия между языками модисты видели в
- содержательно-смысловой основе
- звуковом облачении
- принадлежности к разным народам
- написании слов
Неожиданный вывод из логически правильного рассуждения – это
- умозаключение
- гипотеза
- парадокс
- заключение
Следуя за Григорием Синаитом, Паисий Величковский выделяет ____ первых видений
- 3
- 6
- 8
- 4
Учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления – это
- диалектика
- метафизика
- гносеология
- онтология
Как полагал Григорий Нисский, изначально человек был создан для «участия» в
- творческом преображении мира
- крещении
- Боге
- победе над страстями
Идеи Гильберта были осуждены
- I Ватиканским собором (1869-1870)
- Вьеннским собором 1314г.
- Реймским собором 1148г.
- II Вселенским собором
Пути, указанные Аквинатом, демонстрирующие существование Бога, – это
- движение
- «возможного и необходимого» вещи, которые мы видим, могут быть и могут не быть
- управление вещами
- правильное поведение разума
Идеалистическое учение о цели и целесообразности – это
- фидеизм
- креационизм
- телеология
- диалектика
Концепция, согласно которой мировой исторический процесс линеен и имеет точки начала и конца, – это
- диалектическая концепция истории
- механистическое понимание истории
- финалистская концепция истории
- волюнтаристская концепция
Представитель концептуализма – это
- Пьер Абеляр
- Иоанн Росцелин
- А.Кентерберийский
- Фома Аквинский
Концептуализм – это
- философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельного бытия, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей
- философское направление, утверждавшее, что универсалии имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей
- философское учение, отрицающее онтологическое значение универсалий, т. е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении
- философская школа в католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся современным этапом в развитии томизма
По мнению Бернарда Клеровского, общим для Бога и человека является
- благо свободы и выбора
- воля
- свобода от необходимости
- стремление к познанию
По представлению Августина, любовь к себе, вплоть до презрения к Богу, рождает
- град небесный
- людскую славу
- град земной
- эгоизм
В центре онтологических представлений Средневековья находилась проблема
- бытия
- человека
- Бога
- истины
Цель священнобезмолствующих у исихастов заключается в
- познании сущности Бога
- созерцании Божественных действий и видение нетварного света
- философствовании о Божественных действиях
- делании добра, будучи ласковым ко всем
Основу онтогносеологии составляют, по представлениям модистов
- обладание (имя)
- объект (существительное)
- делание (глагол)
- субъект (местоимение)
Теория «божественной энергии» опиралась на философское положение, согласно которому
- все постигается не непосредственно само по себе, но только через деятельность
- Исповедь – это осознание человеком всех своих греховных мыслей
- Бог — вечность
- Бог есть единое существо
Центральная идея спекулятивной философии Николая Кузанского – это идея
- бытия Бога и бытия вещей
- индивидуации
- анализа
- синтеза, или тождества противоположностей
В своем учении пресвитер Арий исходил из понятия о Боге, как о
- совершенном единстве и самозамкнутой монаде
- Мировом Разуме
- сверхчеловеческом или сверхприродном существе
- умопостигаемой сфере, центр которой везде, а окружность нигде
Предел и цель Богопознания, в представлении Г.Паламы, – это
- через молитву научиться смирению
- приблизиться к Богу
- увидеть Бога
- через самоотречение и любовь ум возвысился до видения Божественной тайны и в молчании встретил Бога лицом к лицу
Теория «божественной энергии» была развита
- Николаем Кузанским
- Бернардом Клервоским
- Варлаамом Калабрийским
- Григорием Паламой
Номиналисты считали, что
- любому ощущению должна предшествовать «ощутимость» как некое превосвойство.
- наиболее значимыми являются общие понятия, обозначающие род, класс, вид, к которым относятся те или иные отдельные предметы,
- идеи не имеют независимого существования вне ума
- истинны, значимы только конкретные понятия, отражающие отдельные, единичные вещи
Философское учение, отрицающее онтологическое значение универсалий, т.е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении, – это
- неотомизм
- номинализм
- реализм
- концептуализм
Согласно Амвросию Медиоланскому, совершенство деятельной жизни христианина вырастает из
- победы над страстями
- свершения конкретных добрых дел и нелицемерной любви к Богу и людям
- прощения зла
- постоянного самосовершенствования
Кузанский выделяет ступени познания
- интеллектуальное
- чувственное восприятие
- рациональное
- научное
Средневековый христианский мыслитель, который полагал, что не только всякая вещь имеет имя, но и всякому имени должна соответствовать вещь, – это
- Василий Великий
- Ансельм Кентерберийский
- Фома Аквинский
- Иоанн Дамаскин
Паисий Величковский утверждает, что умная молитва является
- духовным художеством
- преображением самой стихии мысли
- результатом истинной веры
- даром, которым обладают святые
Августин делит людей на группы
- праведников
- видящих
- видящих и вопрошающих
- грешников
Гильберт Порретанский видел источник возникновения универсалий в
- абстрагирующей деятельности мышления
- Космосе
- бытии
- деятельности Бога
Свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, – это
- модус
- особенность
- качество
- признак
Одно из доказательств Фомы Аквинского бытия Бога — окружающий нас огромный мир един, целесообразен, исполнен глубинного смысла, одухотворен, основывается на
- понятии причины
- понятии целесообразности
- понятиях случайного и необходимого
- представлении о совершенстве мира
Согласно Ф.Аквинату, вещи отличаются друг от друга благодаря
- сущности
- субстанции
- названию, звуковому облачению
- сущностному акту
Единственный путь, ведущий к Богу, по представлению каппадокийцев, – это
- молитва
- постоянное самосовершенствование
- добродеяние
- благоговение перед Богом
Метод познания, который использовал Кузанский, называется методом
- аналогии
- алгоритмическим
- универсальным
- «знающим незнанием»
Представители реализма – это
- Фома Аквинский
- Альберт Великий
- Пьер Абеляр
- Гильом из Шампо
Богословская наука, занимающаяся изучением творений святых отцов церкви и систематическим изложением содержащегося в них учения, – это
- теология
- схоластика
- исихазм
- патристика
Восточнохристианское учение, утверждающее, что Бог, не познаваемый в сущности, познаваем в своих энергиях, – это
- исихазм
- спиритуализм
- савеллианство
- пелагианство
Фидеизм – это
- утверждение приоритета веры над разумом, характерное для мировоззрения, опирающегося на откровения, где решающая роль в понимании мира отводится религиозной вере
- религиозное учение о конечных судьбах мира и человека
- богословская наука, занимающаяся изучением творений святых отцов церкви и систематическим изложением содержащегося в них учения
- ересь, утверждающая, что Христос был простым человеком, с которым Бог соединился нравственно
Согласно Августину, люди, которые живут в Боге, вместе образуют
- собор
- «Град земной»
- «Град небесный»
- правовое общество
По представлению Фомы Аквинского, ум изначально представляет собой
- непосредственное и неосознанное получение истинного знания
- внутреннее чувство, которое прямо или косвенно имеет дело со всеми психическими функциями
- утверждение приоритета разума над верой
- способность к познанию
Абеляр определяет понятие персоны через
- функцию координации между собою и с «Я»
- стадию на пути к «универсализованному» человеку
- творческий акт
- причастность к речи и мысли
Сотворение мира Богом Ориген толковал как
- чудо, желание бога создать тварей божьих
- спасение падших ангелов
- абсолютную благодать
- вечно длящийся акт прежде этого мира и после него были и будут другие миры
Аллюзия – это
- стилистическая фигура, намек на реальный факт, который предполагается общеизвестным
- чувственное восприятие
- принцип мышления, направляющий его на осознание собственных форм и предпосылок
- неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков человека
Ступени восхождения к Богу в произведении Григория Нисского «Жизнь Моисея» – это
- победа над страстями
- очищение от грехов через исповедь
- боговидение
- обретение разумом «естественного видения»
Хронологические рамки средневековой патристики – это _____ вв.
- IX-X
- IX-XV
- I-VIII
- V-X
Исповедь – это
- осознание человеком всех своих греховных мыслей и деяний и раскаяние в них с общением исправления
- ересь, отрицавшая непреодолимость греха, что привело к отрицанию реальности благодати
- религиозное учение о конечных судьбах мира и человека
- осознание человеком своей смертности и конечности
Своей основной задачей Фома Аквинский считал
- логическое обоснование бытия Бога
- доказать различие между вещами в их материальной основе
- выделить сферу чувственного познания из рационального
- защитить христианское учении от нападок еретиков
Паисий Величковский перевел с греческого на церковнославянский язык сборник, получивший название
- «Сумма теологии»
- «Об обязанностях священнослужителей»
- «Добротолюбие»
- «О сотворении человека»
Употребление слова «единосущный» было осуждено и отвергнуто на
- Суассонском соборе 1092г.
- Антиохийском соборе 269г.
- Александрийском соборе 362г.
- Никейском соборе 325г.