Содержание
- Верны ли определения? А) Изучение и анализ педагогической документации дошкольных учреждений – эмпирический метод научно-педагогического исследования, позволяющий определить состояние работы по интересующей проблеме в массовой практике В) Беседа – эмпирический метод научно-педагогического исследования в методике развития речи Подберите правильный ответ
- _____ – направление лингвистических исследований, объектом которых являются правила построения связного текста и его смысловые категории
- Упражнения для развития речи, предлагаемые _____, включали: сенсорное восприятие предмета и его признаков; распознавание предмета по названию; запоминание названий предмета
- _____ рассматривает речь в многообразии и единстве ее сторон: лингвистической, психической, психофизиологической, поведенческой, деятельностной
- Естественнонаучную основу соотношения наглядного и словесного в процессе обучения детей языку составляет
- На знаниях лексикологии и фразеологии основывается _____
- Верны ли определения? А) Исследования в области связной речи в 60–70-е гг. XX в. определялись во многом идеями Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной. В) Когнитивное направление исследования развития речи в 60–70-е гг. XX в. представлено работами, посвященными формированию осознания языка и речи, фонематического восприятия Подберите правильный ответ
- Деятельность, осуществляемая для достижения определенной, заранее поставленной цели – это _____
- Верны ли определения? А) На ранних ступенях развития ребенка преобладающее значение для него имеют непосредственные сигналы действительности В) С возрастом роль словесных сигналов в регуляции поведения уменьшается Подберите правильный ответ
- _____ представляет собой как внешнее оформление языковых явлений – произношение, членение фраз, интонирование, так и внутреннее – выбор падежа, рода, числа
- Благодаря выступлению _____ на III Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, с середины 1930-х гг. начинается период возрождения сказки
- В теории развития речи И.Г. Песталоцци «1» выступает в качестве средства развития речевых органов, «2» – в качестве средства ознакомления с отдельными предметами, «3» является средством связного выражения о предметах и их свойствах. Цифрами обозначены:
- Характеристики языка, в которых язык выступает как средство сохранения и передачи национальной культуры и воспитания национального самосознания, относятся к группе
- _____, автор учебного пособия для студентов «Живое слово в дошкольном учреждении», наиболее глубоко занималась проблемой художественного чтения детям, рассматривая его как составную часть общей системы эстетического воспитания
- _____ – это система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости
- _____ – основоположник методики первоначального обучения детей родному языку
- Заслуга раскрытия психологической природы речи принадлежит _____
- _____ предложил следующую последовательность в развитии речи: обучение звуку – обучение слову – обучение речи
- Верны ли определения? А) «Язык» и «речь» являются синонимичными понятиями В) Метод развития речи признается эффективным только в том случае, если он обеспечивает одновременное развитие мышления Подберите правильный ответ
- Верны ли определения? А) Изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования – эмпирический метод научно-педагогического исследования В) Метод моделирования – теоретический метод научно-педагогического исследования, представляющий собой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения Подберите правильный ответ
- _____ функция речи – функция, посредством которой реализуются интеллектуальные потребности личности, в которой язык характеризуется как решающий фактор умственного развития человека
- Автором статьи «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят» является _____
- Для определения _____ основы развития речи наиболее важными являются три характеристики языка: язык – продукт общественно-исторического развития; язык – важнейшее средство общения и социального взаимодействия людей; язык – средство выражения мысли
- В _____ -е годы в СССР психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (по классификации Ф. А. Сохина): структурном, функциональном и когнитивном
- _____ – раздел языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых оборотов на этом языке
- _____ были разработаны словарные упражнения, включающие виды детского рассказывания – рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинам, из опыта и др.
- _____ – раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка
- _____ – наука, изучающая жизнедеятельность здорового организма и его частей – систем, органов, тканей, клеток
- _____ в своей монографии «Ребенок от года до четырех лет» (1931) прослеживает изменение словаря и грамматических форм детской речи, объясняет психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывает взаимосвязь развития речи и интеллекта, ритмические колебания в развитии речи
- _____ функция речи – способность языка фиксировать и передавать в ключевых словах культуры национально-специфическую картину мира
- Верны ли определения? А) Теоретическую основу разработанной Е.И. Тихеевой системы составляет следующее положение: развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. В) В 20–30-е годы XX века в России происходила острая дискуссия вокруг вопроса о том, нужна ли пролетарскому ребенку сказка. Подберите правильный ответ
- Верны ли определения? А) Предлагаемая Я.А. Коменским методика развития речи опиралась на особенности развития детей на протяжении первых шести лет. В) В теории развития речи Ф. Фребеля звук выступает в качестве средства развития речевых органов, слово – в качестве средства ознакомления с отдельными предметами, речь является средством связного выражения о предметах и их свойствах Подберите правильный ответ
- Характеристики языка, в которых язык выступает как средство осознания собственного «Я», относятся к группе
- _____ – вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними
- Исследование процессов, связанных с овладением детьми родным языком; выявление закономерностей при обучении родной речи; определение принципов и методов обучения дошкольников родному языку – это _____ задачи методики развития речи дошкольников
- _____ – методика выявления особенностей высказываний до обучения, выполняющая роль тестов
- Верны ли определения? А) Длительный период в образовательной системе России языком обучения, познания, религии были латынь и церковнославянский язык В) Разработанная К.Д. Ушинским система обучения родному языку предполагает решение трех задач: развитие дара слова; усвоение форм языка, выработанных как народом, так и художественной литературой; усвоение грамматики, или логики, языка Подберите правильный ответ
- _____, автор книги «Развитие речи дошкольника», создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания, составив специальные программы и планы обучения детей в детском саду, а также разработав организованные занятия
- Главной целью изучения курса «Теория и методика развития речи детей» является
- _____ – изучение результатов экспериментальной работы
- Результатом _____ является знакомство с основными подходами и точками зрения по проблеме исследования, выделение мало разработанных и дискуссионных положений
- Верны ли определения? А) Речь имеет полифункциональный характер В) Речь является полиморфной деятельностью Подберите правильный ответ
- _____ предложила свои методические рекомендации к проведению «сидячих занятий» с искусственным дидактическим материалом, разработанным Фридрихом Фребелем
- _____ – принцип обучения родному языку, где решение всех задач развития речи осуществляется во взаимосвязи и взаимодействии, при ведущей роли связной речи
- Верны ли определения? А) Пассивный словарь дошкольника намного беднее его активного словаря. В) Речевые навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия Подберите правильный ответ
- Характеристики языка, в которых язык выступает как форма социального взаимодействия; средство социализации личности; средство приобщения к культурным, историческим ценностям, относятся к группе _____
Верны ли определения? А) Изучение и анализ педагогической документации дошкольных учреждений – эмпирический метод научно-педагогического исследования, позволяющий определить состояние работы по интересующей проблеме в массовой практике В) Беседа – эмпирический метод научно-педагогического исследования в методике развития речи Подберите правильный ответ
- А — нет, В — нет
- А — да, В -нет
- А — нет, В — да
- А — да, В — да
_____ – направление лингвистических исследований, объектом которых являются правила построения связного текста и его смысловые категории
- Фразеология
- Лингвистика текста
- Лексикология
- Грамматика
Упражнения для развития речи, предлагаемые _____, включали: сенсорное восприятие предмета и его признаков; распознавание предмета по названию; запоминание названий предмета
- М. Монтесори
- Е.Н. Водовозовой
- Е.И. Тихеевой
- Ф. Фребелем
_____ рассматривает речь в многообразии и единстве ее сторон: лингвистической, психической, психофизиологической, поведенческой, деятельностной
- Речевая деятельность
- Теория речи
- Физиология
- Психолингвистика
Естественнонаучную основу соотношения наглядного и словесного в процессе обучения детей языку составляет
- теория речи и речевой деятельности
- неразрывное единство первой и второй сигнальной систем
- физиологическая теория развития речи
- учение о языке как знаковой системе
На знаниях лексикологии и фразеологии основывается _____
- методика формирования морфологических, словообразовательных и синтаксических навыков
- разработка методики воспитания звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте
- словарная работа, формирование словаря ребенка
- правильная организация обучения связной речи
Верны ли определения? А) Исследования в области связной речи в 60–70-е гг. XX в. определялись во многом идеями Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной. В) Когнитивное направление исследования развития речи в 60–70-е гг. XX в. представлено работами, посвященными формированию осознания языка и речи, фонематического восприятия Подберите правильный ответ
- А — да, В — да
- А — да, В -нет
- А — нет, В — да
- А — нет, В — нет
Деятельность, осуществляемая для достижения определенной, заранее поставленной цели – это _____
- методика
- теория
- практика
- методология
Верны ли определения? А) На ранних ступенях развития ребенка преобладающее значение для него имеют непосредственные сигналы действительности В) С возрастом роль словесных сигналов в регуляции поведения уменьшается Подберите правильный ответ
- А — нет, В — да
- А — да, В — да
- А — да, В -нет
- А — нет, В — нет
_____ представляет собой как внешнее оформление языковых явлений – произношение, членение фраз, интонирование, так и внутреннее – выбор падежа, рода, числа
- Языковая способность
- Речевой навык
- Речевое умение
- Речевая деятельность
Благодаря выступлению _____ на III Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию, с середины 1930-х гг. начинается период возрождения сказки
- М. Горького
- Н.К. Крупской
- Я.А. Рыбникова
- Е.А. Аркина
В теории развития речи И.Г. Песталоцци «1» выступает в качестве средства развития речевых органов, «2» – в качестве средства ознакомления с отдельными предметами, «3» является средством связного выражения о предметах и их свойствах. Цифрами обозначены:
- «1» – речь, «2» – слово, «3» – мышление
- «1» – называние, «2» – произношение, «3» – разговор
- «1» – звук, «2» – слово, «3» – речь
- «1» – голос, «2» – познание, «3» – слово
Характеристики языка, в которых язык выступает как средство сохранения и передачи национальной культуры и воспитания национального самосознания, относятся к группе
- художественных характеристик
- «личностных» характеристик языка
- социально-языковых характеристик
- характеристик, посредством которых реализуются интеллектуальные функции
_____, автор учебного пособия для студентов «Живое слово в дошкольном учреждении», наиболее глубоко занималась проблемой художественного чтения детям, рассматривая его как составную часть общей системы эстетического воспитания
- Е.А. Флерина
- Н.К. Крупская
- А.М. Бородич
- Л.А. Пеньевская
_____ – это система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости
- Язык
- Грамматика
- Речь
- Языкознание
_____ – основоположник методики первоначального обучения детей родному языку
- Л.Н. Толстой
- К.Д. Ушинский
- И.Г. Песталоцци
- М.В. Ломоносов
Заслуга раскрытия психологической природы речи принадлежит _____
- И.П. Павлову
- А.Н. Леонтьеву
- М.М. Кольцовой
- И.А. Зимней
_____ предложил следующую последовательность в развитии речи: обучение звуку – обучение слову – обучение речи
- И.Г. Песталоцци
- Ф. Фребель
- К.Д. Ушинский
- Я.А. Коменский
Верны ли определения? А) «Язык» и «речь» являются синонимичными понятиями В) Метод развития речи признается эффективным только в том случае, если он обеспечивает одновременное развитие мышления Подберите правильный ответ
- А — да, В -нет
- А — да, В — да
- А — нет, В — нет
- А — нет, В — да
Верны ли определения? А) Изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования – эмпирический метод научно-педагогического исследования В) Метод моделирования – теоретический метод научно-педагогического исследования, представляющий собой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения Подберите правильный ответ
- А — да, В — да
- А — да, В -нет
- А — нет, В — нет
- А — нет, В — да
_____ функция речи – функция, посредством которой реализуются интеллектуальные потребности личности, в которой язык характеризуется как решающий фактор умственного развития человека
- Коммуникативная
- Самопознавательная
- Интеллектуальная
- Национально-культурная
Автором статьи «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят» является _____
- Л.Н. Толстой
- Е.Н. Водовозова
- К.Д. Ушинский
- Н.К. Крупская
Для определения _____ основы развития речи наиболее важными являются три характеристики языка: язык – продукт общественно-исторического развития; язык – важнейшее средство общения и социального взаимодействия людей; язык – средство выражения мысли
- философской
- методологической
- лингвистической
- психологической
В _____ -е годы в СССР психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (по классификации Ф. А. Сохина): структурном, функциональном и когнитивном
- 60–70
- 40–50
- 20–30
- 80–90
_____ – раздел языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых оборотов на этом языке
- Лексикология
- Фразеология
- Лингвистика текста
- Грамматика
_____ были разработаны словарные упражнения, включающие виды детского рассказывания – рассказы по заглавиям, по началу рассказа, по картинам, из опыта и др.
- Л.А. Пеньевской
- Е.А. Флериной
- Е.И. Тихеевой
- Р.И. Жуковской
_____ – раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка
- Лексикология
- Фонетика
- Фразеология
- Грамматика
_____ – наука, изучающая жизнедеятельность здорового организма и его частей – систем, органов, тканей, клеток
- Физиология
- Биология
- Гигиена
- Анатомия
_____ в своей монографии «Ребенок от года до четырех лет» (1931) прослеживает изменение словаря и грамматических форм детской речи, объясняет психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывает взаимосвязь развития речи и интеллекта, ритмические колебания в развитии речи
- Е.А. Флерина
- Я.А. Рыбников
- Е.И. Тихеева
- Е.А. Аркин
_____ функция речи – способность языка фиксировать и передавать в ключевых словах культуры национально-специфическую картину мира
- Интеллектуальная
- Коммуникативная
- Эстетическая
- Национально-культурная
Верны ли определения? А) Теоретическую основу разработанной Е.И. Тихеевой системы составляет следующее положение: развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием. В) В 20–30-е годы XX века в России происходила острая дискуссия вокруг вопроса о том, нужна ли пролетарскому ребенку сказка. Подберите правильный ответ
- А — нет, В — да
- А — нет, В — нет
- А — да, В — да
- А — да, В -нет
Верны ли определения? А) Предлагаемая Я.А. Коменским методика развития речи опиралась на особенности развития детей на протяжении первых шести лет. В) В теории развития речи Ф. Фребеля звук выступает в качестве средства развития речевых органов, слово – в качестве средства ознакомления с отдельными предметами, речь является средством связного выражения о предметах и их свойствах Подберите правильный ответ
- А — нет, В — нет
- А — да, В — да
- А — да, В -нет
- А — нет, В — да
Характеристики языка, в которых язык выступает как средство осознания собственного «Я», относятся к группе
- «личностных» характеристик языка
- художественных характеристик
- характеристик, посредством которых реализуются интеллектуальные функции
- характеристик, отражающих социальные функции человека
_____ – вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними
- Познание
- Практика
- Мышление
- Сознание
Исследование процессов, связанных с овладением детьми родным языком; выявление закономерностей при обучении родной речи; определение принципов и методов обучения дошкольников родному языку – это _____ задачи методики развития речи дошкольников
- фундаментальные
- теоретические
- прикладные
- практические
_____ – методика выявления особенностей высказываний до обучения, выполняющая роль тестов
- Констатирующий этап эксперимента
- Контрольный этап эксперимента
- Формирующий эксперимент
- Апробация
Верны ли определения? А) Длительный период в образовательной системе России языком обучения, познания, религии были латынь и церковнославянский язык В) Разработанная К.Д. Ушинским система обучения родному языку предполагает решение трех задач: развитие дара слова; усвоение форм языка, выработанных как народом, так и художественной литературой; усвоение грамматики, или логики, языка Подберите правильный ответ
- А — да, В — да
- А — нет, В — да
- А — нет, В — нет
- А — да, В -нет
_____, автор книги «Развитие речи дошкольника», создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания, составив специальные программы и планы обучения детей в детском саду, а также разработав организованные занятия
- Е.И. Тихеева
- Е.А. Флерина
- Н.К. Крупская
- Е.Н. Водовозова
Главной целью изучения курса «Теория и методика развития речи детей» является
- развитие у студентов методического мышления, способности правильно оценивать результаты педагогического воздействия на детей, умений применять теоретические знания в разных условиях
- овладение студентами эффективными методами и приемами развития речи детей
- формирование у студентов научных знаний о процессе развития речи и речевого общения детей и глубокого понимания психофизиологических и лингводидактических основ обучения родной речи
- подготовка студентов к работе педагога дошкольного образования
_____ – изучение результатов экспериментальной работы
- Контрольный этап эксперимента
- Констатирующий этап эксперимента
- Формирующий эксперимент
- Апробация
Результатом _____ является знакомство с основными подходами и точками зрения по проблеме исследования, выделение мало разработанных и дискуссионных положений
- изучения и анализа педагогической документации дошкольных учреждений
- опытно-педагогической работы
- изучения и анализа теоретической литературы по проблеме исследования
- метода анализа и обобщения
Верны ли определения? А) Речь имеет полифункциональный характер В) Речь является полиморфной деятельностью Подберите правильный ответ
- А — нет, В — нет
- А — да, В — да
- А — нет, В — да
- А — да, В -нет
_____ предложила свои методические рекомендации к проведению «сидячих занятий» с искусственным дидактическим материалом, разработанным Фридрихом Фребелем
- Н.К. Крупская
- Е.И. Тихеева
- Е.Н. Водовозова
- Е.А. Флерина
_____ – принцип обучения родному языку, где решение всех задач развития речи осуществляется во взаимосвязи и взаимодействии, при ведущей роли связной речи
- Последовательность
- Систематичность
- Наглядность
- Комплексность
Верны ли определения? А) Пассивный словарь дошкольника намного беднее его активного словаря. В) Речевые навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия Подберите правильный ответ
- А — нет, В — да
- А — да, В — да
- А — нет, В — нет
- А — да, В -нет
Характеристики языка, в которых язык выступает как форма социального взаимодействия; средство социализации личности; средство приобщения к культурным, историческим ценностям, относятся к группе _____
- характеристик, отражающих социальные функции человека
- характеристик, посредством которых реализуются интеллектуальные функции
- «личностных» характеристик языка
- социально-языковых характеристик