Содержание
- Формы обучения:
- В течение учебного года дети подготовительной к школе группы приобретают следующие навыки:
- Верны ли определения? А) Формирование понятия «масса» опирается на развитие «барического чувства», которое возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека В) Целенаправленное обучение ориентировке в предметах по массе начинается в средней группе (пятый год жизни) с формирования представлений о массе как признаке предмета Подберите правильный ответ
- _____ разработал линию формирования начальных математических понятий и действий, построенную на введении мерки и определении единицы через отношение к мерке
- На начальных этапах сравнения множеств, установления взаимно-однозначного соответствия между их элементами следует размещать совокупности _____
- Укажите исторический порядок возникновения концепций освоения количественных представлений дошкольниками:
- Сравнение, сериация и классификация являются основными способами познания
- В ситуациях, когда сравниваемые предметы нельзя пространственно приблизить друг к другу, используется такой прием опосредованного сравнения, как _____
- Укажите соответствие:
- Характеристики времени:
- _____ – совокупность объектов, объединенных по какому-либо признаку и воспринимаемых как единое целое
- Укажите соответствие между свойствами алгоритма и их сутью:
- В течение учебного года дети второй младшей группы приобретают следующие навыки:
- Верны ли определения? А) Непозиционная система счисления – система записи чисел, в которой содержание каждого символа не зависит от места, на котором он написан В) Позиционная система счисления – система записи чисел, в которой каждый знак имеет разное значение в зависимости от того, на каком месте в записи числа он стоит Подберите правильный ответ
- _____ алгоритм – алгоритм, состоящий из простых команд
- В понятие пространственной ориентации входит оценка
- В _____ теории чисел дан принцип образования каждого числа.
- _____ – происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психике и его биологической природе
- Укажите этапы формирования представлений детей о массе предметов:
- Укажите соответствие:
- Установление сходства и различий объектов по форме является результатом следующих обследований объектов:
- Верны ли определения? А) Специального анализатора времени не существует В) Наибольшей точностью характеризуется словесная оценка интервала времени Подберите правильный ответ
- Разрабатывая _____ план, следует учесть, что занятия по математике проводятся в установленный день один раз в неделю во всех дошкольных группах, кроме подготовительной, где планируются два занятия
- В течение учебного года дети средней группы приобретают следующие навыки:
- Речевые способы познания:
- Укажите соответствие:
- _____ – наука, изучающая способы представления, хранения и преобразования информации с помощью различных автоматических устройств
- _____ – общепонятное и точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнить для решения любой задачи из данного вида однотипных задач
- Укажите соответствие:
- Создание _____ стало высшим этапом в развитии количественных представлений общества
- Укажите соответствие:
- _____ структуры алгоритма состоит в том, что для каждого шага можно указать однозначно непосредственно следующий за ним шаг
- В ситуациях, когда сравниваемые предметы нельзя пространственно приблизить друг к другу, используется такой прием непосредственного сравнения, как _____
- Практические способы познания:
- Взаимно-однозначное соответствие двух множеств – случай, когда каждому элементу одного множества ____ другого множества
- Укажите соответствие между понятиями и их определениями
- Укажите схему методической концепции восприятия количественных представлений дошкольниками А.М. Леушиной, в обратном порядке, начиная с заключительного этапа:
- В _____ дошкольном возрасте дети определяют размеры предметов путем непосредственного их сравнения
- Основная задача методики развития математических представлений у детей – это
- Укажите соответствие между этапом становления теории и методики математического развития дошкольников и его характеристикой:
- _____ – особая характеристика протекания реальных процессов по ритму, темпу, по последовательности и длительности
- _____ — один из способов управления процессом формирования элементарных математических представлений у детей, дающий возможность целенаправленно и систематически распределять по времени программные задачи и пути их осуществления
- Укажите соответствие между понятиями и их определениями
- Укажите уровни трудности задач, начиная с самого легкого:
- У маленьких детей в формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве особая роль принадлежит следующим анализаторам:
- _____ – число, выражающее величину после выбора некой единицы измерения; является эталоном величины
- Определенность (или _____) – свойство алгоритма, отражающее тот факт, что алгоритм представляет собой строго определенную последовательность шагов, или действий, он однозначно определяет первый шаг и каждый следующий шаг, не оставляя решающему задачу никакой свободы выбора следующего шага по своему усмотрению
- Укажите соответствие:
- Верны ли определения? А) Индивидуальное обучение считается более результативным, чем коллективное В) Дифференцированная форма обучения в виде занятий со всей группой детей с 50-х годов XX века занимала ведущее место в детском саду Подберите правильный ответ
- Укажите соответствие между методами обучения математическим представлениям, предложенными Л.В. Глаголевой, и их содержанием:
Формы обучения:
- индивидуальная
- коллективная
- интегрированная
- дифференцированная
В течение учебного года дети подготовительной к школе группы приобретают следующие навыки:
- ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги (в клетку)
- раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказывать о величине каждого предмета в ряду
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)
- различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную
Верны ли определения? А) Формирование понятия «масса» опирается на развитие «барического чувства», которое возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека В) Целенаправленное обучение ориентировке в предметах по массе начинается в средней группе (пятый год жизни) с формирования представлений о массе как признаке предмета Подберите правильный ответ
- А — да, В — нет
- А — нет, В — нет
- А — нет, В — да
- А — да, В — да
_____ разработал линию формирования начальных математических понятий и действий, построенную на введении мерки и определении единицы через отношение к мерке
- П.Я. Гальперин
- А.А. Столяр
- Д.Б. Эльконин
- В.В. Давыдов
На начальных этапах сравнения множеств, установления взаимно-однозначного соответствия между их элементами следует размещать совокупности _____
- в хаотичном порядке
- в ряд
- по кругу
- по контуру квадрата
Укажите исторический порядок возникновения концепций освоения количественных представлений дошкольниками:
- концепция освоения детьми логических операций классификации, сериации, принципа сохранения количества, величины как основы для понимания чисел
- концепция освоения первоначальных количественных представлений на основе целостного восприятия чисел
- концепция восприятия чисел на основе установления соответствия между предметами двух групп и сосчитывания
- концепция развития числовых представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе овладения ими предметными действиями с непрерывными и дискретными величинами
Сравнение, сериация и классификация являются основными способами познания
- размера
- формы
- количества
- времени
В ситуациях, когда сравниваемые предметы нельзя пространственно приблизить друг к другу, используется такой прием опосредованного сравнения, как _____
- наложение
- приложение
- соединение линиями
- сравнение с предметом-посредником
Укажите соответствие:
- Задача-иллюстрация
- задача, которую дети решают без опоры на наглядный материал
- Задача-драматизация
- задача, в которой отражаются действия, которые дети наблюдают, а чаще всего непосредственно сами производят
- Устная задача
- задача, составленная по картинке или по игрушкам
Характеристики времени:
- непрерывность
- дискретность
- текучесть
- необратимость
_____ – совокупность объектов, объединенных по какому-либо признаку и воспринимаемых как единое целое
Укажите соответствие между свойствами алгоритма и их сутью:
- Определенность
- решая любую задачу из данного вида задач по соответствующему алгоритму, мы за конечное число шагов получаем результат
- Массовость
- алгоритм предназначен для решения не одной какой-нибудь задачи, а для решения любой задачи из данного вида однотипных задач
- Результативность
- алгоритм представляет собой строго определенную последовательность шагов, или действий, он однозначно определяет первый шаг и каждый следующий шаг, не оставляя решающему задачу никакой свободы выбора следующего шага по своему усмотрению
В течение учебного года дети второй младшей группы приобретают следующие навыки:
- называть последовательно части суток
- составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы
- определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз)
- группировать предметы по цвету, форме, величине
Верны ли определения? А) Непозиционная система счисления – система записи чисел, в которой содержание каждого символа не зависит от места, на котором он написан В) Позиционная система счисления – система записи чисел, в которой каждый знак имеет разное значение в зависимости от того, на каком месте в записи числа он стоит Подберите правильный ответ
- А — нет, В — нет
- А — нет, В — да
- А — да, В — да
- А — да, В — нет
_____ алгоритм – алгоритм, состоящий из простых команд
В понятие пространственной ориентации входит оценка
- взаимного расположения предметов
- массы предметов
- положения предметов относительно ориентирующегося
- расстояний до предметов
В _____ теории чисел дан принцип образования каждого числа.
- порядковой
- количественной
- множественной
- римской
_____ – происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психике и его биологической природе
Укажите этапы формирования представлений детей о массе предметов:
- обучение выделению отношений между несколькими предметами, упорядочиванию их в ряд по убывающей или возрастающей массе
- ознакомление с общепринятыми мерами и способами измерения массы, формирование первоначальных измерительных умений
- обучение различению и обозначению точными словами массы предметов, знакомство с рациональными приемами обследования и сравнения предметов путем взвешивания их на ладонях рук
Укажите соответствие:
- Формирование четких представлений о месте, порядке следования, количественном значении числа, отношении его к другим числам (в пределах 10)
- 3–4 года
- Усвоение последовательности и наименования числительных
- 4–5 лет
- Освоение последовательности чисел в процессе счета предметов, звуков, движений
- 5–6 лет
Установление сходства и различий объектов по форме является результатом следующих обследований объектов:
- зрительного
- осязательно-двигательного
- измерения
- тактильного
Верны ли определения? А) Специального анализатора времени не существует В) Наибольшей точностью характеризуется словесная оценка интервала времени Подберите правильный ответ
- А — нет, В — нет
- А — да, В — да
- А — да, В — нет
- А — нет, В — да
Разрабатывая _____ план, следует учесть, что занятия по математике проводятся в установленный день один раз в неделю во всех дошкольных группах, кроме подготовительной, где планируются два занятия
В течение учебного года дети средней группы приобретают следующие навыки:
- считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».
- раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказывать о величине каждого предмета в ряду
- сравнивать предметы различной величины (до 10), размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты, толщины)
- сравнивать, измерять длину предметов, отрезков прямых линий с помощью условной меры
Речевые способы познания:
- комментирование действий
- модели числового ряда
- использование терминологии
- цифры
Укажите соответствие:
- 3–4 года
- ознакомление со структурой множества
- 4–5 лет
- знакомство с образованием числа
- 1–3 года
- поэлементное сравнение смежных множеств
_____ – наука, изучающая способы представления, хранения и преобразования информации с помощью различных автоматических устройств
_____ – общепонятное и точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнить для решения любой задачи из данного вида однотипных задач
Укажите соответствие:
- Ж. Папи
- разработал линию формирования начальных математических понятий и действий, построенную на введении мерки и определении единицы через отношение к ней
- В.В. Давыдов
- раскрыл психологический механизм счета как умственной деятельности и наметил пути формирования понятия числа через освоение детьми действий измерения, уравнивания и комплектования
- П.Я. Гальперин
- разработал систему формирования у детей представлений об отношениях, функциях отображении, порядке и др., используя с этой целью многоцветные графы
Создание _____ стало высшим этапом в развитии количественных представлений общества
- систем счисления
- арабской нумерации
- количественной и порядковой теорий чисел
- арифметических операций
Укажите соответствие:
- Я. А. Коменский
- указывал на недостатки методов обучения, в основе которых лежит зубрежка, и рекомендовал учить детей счету конкретных предметов, пониманию действий над числами, умению определять время
- Ф. Фребель
- создал «Дары» – пособие для развития строительных навыков в единстве с познанием чисел, форм, размеров, пространственных отношений
- И. Г. Песталоцци
- автор руководства по воспитанию детей до школы «Материнская школа»
_____ структуры алгоритма состоит в том, что для каждого шага можно указать однозначно непосредственно следующий за ним шаг
В ситуациях, когда сравниваемые предметы нельзя пространственно приблизить друг к другу, используется такой прием непосредственного сравнения, как _____
- наложение
- сравнение с предметом-посредником
- соединение линиями
- приложение
Практические способы познания:
- уравнивание
- выделение отдельностей
- сравнение
- комплектование
Взаимно-однозначное соответствие двух множеств – случай, когда каждому элементу одного множества ____ другого множества
- соответствует один элемент
- соответствует несколько элементов
- соответствует два элемента
- не соответствует ни одного элемента
Укажите соответствие между понятиями и их определениями
- Сравнение
- позволяет установить последовательные взаимосвязи: «каждый следующий объект больше предыдущего, каждый предыдущий — меньше следующего»
- Классификация
- позволяет познать общие характеристические свойства классов и отношения между классами
- Сериация
- позволяет обнаружить сходство или различие как между отдельными предметами, так и между группами предметов по форме, размеру, количеству, пространственному расположению
Укажите схему методической концепции восприятия количественных представлений дошкольниками А.М. Леушиной, в обратном порядке, начиная с заключительного этапа:
- Сравнение чисел на основе сравнения количественных групп
- Познание отношений между числами и свойств чисел
- Освоение последовательности натурального ряда
- Изучение состава числа, порядкового счета
В _____ дошкольном возрасте дети определяют размеры предметов путем непосредственного их сравнения
- среднем
- среднем и старшем
- младшем и среднем
- младшем
Основная задача методики развития математических представлений у детей – это
- формирование начальной ориентации в количественных, качественных и временных отношениях
- накопление дошкольниками знаний о множестве, величине, пространстве, времени и т.д.
- формирование умений и навыков в счете и др.
- исследование и разработка практических основ процесса развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Укажите соответствие между этапом становления теории и методики математического развития дошкольников и его характеристикой:
- начальный этап
- выделяются общие подходы к разработке содержания математического развития, рассматриваются возможности математического развития дошкольников в условиях вариативности образовательной системы и реализации идей развивающего обучения
- этап активных теоретических исследований
- характеризуется борьбой между монографическим и вычислительным методами знакомства с числами и действиями над ними
- эмпирический этап
- возникает теоретическая и методическая концепция формирования количественных представлений в дошкольном возрасте
- этап анализа концепций математического развития детей
- характеризуется постепенным определением содержания, методов и приемов работы с детьми, дидактических материалов и игр в зависимости от педагогических взглядов и идей
_____ – особая характеристика протекания реальных процессов по ритму, темпу, по последовательности и длительности
_____ — один из способов управления процессом формирования элементарных математических представлений у детей, дающий возможность целенаправленно и систематически распределять по времени программные задачи и пути их осуществления
Укажите соответствие между понятиями и их определениями
- непрерывность времени
- любая единица времени не может быть воспринята одновременно в ее начале и конце
- необратимость времени
- невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее
- текучесть времени
- составляющие его элементы трудно или невозможно отделить друг от друга
Укажите уровни трудности задач, начиная с самого легкого:
- ребенок не может ни решить, ни понять ход решения, ни понять ответ
- ребенок самостоятельно решить не может, но с помощью наводящих вопросов решает сам
- ребенок не может решить, но может понять ход решения и ответ
- ребенок может решить задачу самостоятельно
У маленьких детей в формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве особая роль принадлежит следующим анализаторам:
- слуховому
- зрительному
- кинестетическому
- осязательному
_____ – число, выражающее величину после выбора некой единицы измерения; является эталоном величины
Определенность (или _____) – свойство алгоритма, отражающее тот факт, что алгоритм представляет собой строго определенную последовательность шагов, или действий, он однозначно определяет первый шаг и каждый следующий шаг, не оставляя решающему задачу никакой свободы выбора следующего шага по своему усмотрению
Укажите соответствие:
- в младшем дошкольном возрасте дети узнают
- об относительности величин
- в старшем дошкольном возрасте дети узнают
- об изменчивости величин
- в среднем дошкольном возрасте дети узнают
- о возможности сравнивать величины
Верны ли определения? А) Индивидуальное обучение считается более результативным, чем коллективное В) Дифференцированная форма обучения в виде занятий со всей группой детей с 50-х годов XX века занимала ведущее место в детском саду Подберите правильный ответ
- А — да, В — да
- А — да, В — нет
- А — нет, В — да
- А — нет, В — нет
Укажите соответствие между методами обучения математическим представлениям, предложенными Л.В. Глаголевой, и их содержанием:
- Исследовательский
- отработка практических действий с использованием наглядного материала
- Иллюстративный
- закрепление знаний, умений в продуктивной деятельности
- Лабораторный
- поиск детьми ситуаций применения знаний, аналогичных изучаемым