Содержание
- Верны ли утверждения? А) Аргумент к верности – вместо доказательства тезиса склоняют к его принятию в силу верности традициям, партийным убеждениям или даже личной преданности человеку, выдвигающему тезис В) Аргумент к жалости – возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия.
- Панаргументатизм имеет место в
- _______ убеждения — психологические, нравственные и логические
- Аргументации _______ — субъект (аргументатор); объект (реципиент); условия взаимодействия; осознаваемая схема взаимодействия, содержащая цель, представления о способах их достижения и о возможных результатах; реальные результаты
- ___________ -рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению
- ________ (обозначается латинской буквой S) – это то, о чём идёт речь в суждении.
- По построению демонстрации доказательства делятся на:
- Структуру доказательства составляют:
- Среди ответов различают: 1) истинные и ложные; 2) прямые и косвенные; 3) краткие и развернутые; 4) полные и неполные; 5) точные (определенные) и неточные (неопределенные).
- _______ — комплексный прием обоснования истинности тезиса с помощью аргументов (истинных суждений), путем указания демонстрации
- В построении доказательства и в передаче его как сообщения в аргументации могут быть нарушения относительно
- __________ —спор, в большинстве случаев при выяснении вопросов в политической,философской, литературной или художественной сферах
- _________– это указатель на объём субъекта
- Верны ли утверждения? А) Цель дискуссии — согласие, поиск истины или правильного решения, поэтому критическая аргументация в дискуссии строится по логическим правилам и исключает аргументы, связанные с личностью, мировоззрением или интересами оппонента. В) Эристическая полемика имеет в виду победу в споре с оппонентом, который рассматривается как реальный или потенциальный противник.
- Установите соответствие между понятиями и их определениями
- Верны ли утверждения? А) Аргумент к личности – вместо обоснования истинности или ложности тезиса объективными доводами пытаются опереться на мнения, чувства и настроения слушателей. В) Аргумент к личности – противнику приписываются такие недостатки, реальные или только мнимые, которые представляют его в смешном свете, бросают тень на его умственные способности, подрывают доверие к его рассуждениям
- Суждения бывают
- Верны ли утверждения? А) Аргументы должны быть достаточными основаниями для доказываемого тезиса В) Аргументы должны не противоречить друг другу.
- Верны ли утверждения? А) Прямое доказательство – идёт от рассмотрения аргументов к доказательству тезиса В) Косвенное доказательство – устанавливает справедливость тезиса тем, что вскрывает ошибочность противоречащего ему допущения –антитезиса– на основании закона исключённого третьего. Примером может служить доказательство от противного в математике.
- Диалектическая критика называется__________ (в переводе с латинского — рассмотрение, исследование) и применяется, по существу, к действительным или потенциальным единомышленникам.
- Верны ли утверждения? А) Уловки организационно-процедурного характера относятся не к содержанию обсуждаемых положений, а скорее к определенной тактике ведения дискуссии В) Парадоксы отличаются от паралогизмов и софизмов тем, что возникают не в результате преднамеренных логических ошибок, а из-за неясности, неопределенности и даже противоречивости некоторых исходных принципов и понятий той или иной науки или же общепринятых норм и методов познания в целом.
- Принудительная сила аргументации во многом определяется характером ______
- ___________ (обозначается латинской буквойР) – это то, что говорится о субъекте.
- _______ –суждение, истинность которого надо доказать.
- Образ идеального аргументатора, олицетворением которого выступает _______, противопоставляемый софистам, был создан Платоном
- __________ –истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса.
- Верны ли утверждения? А) В любом споре тактически верным будет корректное поведение его участников В) Инвариант тактики спора составляет открытость (восприимчивость) одной стороны для убедительных доводов другой.
- _______ — система умозаключений, составляющих логическое следование тезиса из аргументов
- В античности эристика существовала в двух видах: как
- ____________ (дискуссионное) опровержениесвязано с решением ряда задач технического характера, которое позволяет обеспечить объективность, обоснованность и точность критики.
- В зависимости от строгости правил вывода различают_________ (необходимые) и_____ (правдоподобные) умозаключения
- ________ –приведение доводов, или аргументов, в обоснование какого-либо положения; совокупность таких доводов.Основными способами аргументации являются доказательство и опровержение.
- ___________ (форма доказательства) – способ логической связи между тезисом и аргументами.
- Верны ли утверждения? А) Добросовестная эристическая аргументация не исключает компрометации критикуемой позиции или самого оппонента, потому что она предназначается тем, кто выносит суждение о предмете спора, и её цель состоит в том, чтобы побудить их отвергнуть оппонента. В) Доказательство представляет собой рассуждение, устанавливающее истинность некоего утверждения путём приведения других утверждений, истинность которых уже доказана и которые логически связаны с доказываемым
- Верны ли утверждения? А) Грубая ошибка аргументации заключается в том, что когда человек себе нечто доказал, он начинает доказывать это другому, приводя те же самые аргументы и, как правило, в том же порядке, как и при доказательстве себе В) Убеждение и аргументация – равноценные компоненты единого коммуникативного процесса
- Верны ли утверждения? А) Тезис должен быть точно сформулирован. В) Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства
- Установите соответствие между понятиями и их определениями
- Установите соответствие между понятиями и их определениями
- Установите соответствие между понятиями и их определениями
- _______ языка в аргументации — выдвижение спорного суждения; отметка очевидного; указание степени связи спорного с очевидным; основания следования спорного суждения — аргументы; демонстрация — логическая связь спорного суждения с очевидным и аргументами; оговорка
- Установите соответствие
- Демонстрация может быть составлена из
- _________ — это односложные утвердительные или отрицательные ответы: «да» или «нет».
- ___________ называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок.
- Верны ли утверждения? А) Гносеологическая установка идеального реципиента состоит в осознании собственного права принять или не принять аргументацию В) Осознание собственной свободы идеальным реципиентом — это прежде всего осознание им свободы внутренней оценки аргументации
- Верны ли утверждения? А) Общий предмет диалога выражается с помощью некоторой совокупности вопросов, каждый из которых содержит в себе противоречие между знанием и незнанием и побуждение к его решению. В) Сотрудничество в диалоге: умение слушать и слышать другого человека, вставать выше собственного мнения, отдавать предпочтение слушанию перед говорением
- Верны ли утверждения? А) Демонстративные умозаключения характеризуются тем, что заключение в них с необходимостью следует из посылок, т.е. логическое следование в такого рода выводах представляет собой логический закон В) В недемонстративных умозаключениях правила вывода обеспечивают лишь вероятностное следование заключения из посылок.
- Процесс аргументации начинается с ___________ ситуации
- Аргументационной __________ можно назвать текст доказательства теоремы
- ________ выступление — устная форма речи
Верны ли утверждения? А) Аргумент к верности – вместо доказательства тезиса склоняют к его принятию в силу верности традициям, партийным убеждениям или даже личной преданности человеку, выдвигающему тезис В) Аргумент к жалости – возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия.
- А-да, В-нет
- А-нет, В-да
- А-да, В-да
- А-нет, В-нет
Панаргументатизм имеет место в
- сфере языка вообще
- безусловной аргументации
- условной аргументации
- сфере рассуждения
_______ убеждения — психологические, нравственные и логические
Аргументации _______ — субъект (аргументатор); объект (реципиент); условия взаимодействия; осознаваемая схема взаимодействия, содержащая цель, представления о способах их достижения и о возможных результатах; реальные результаты
___________ -рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению
________ (обозначается латинской буквой S) – это то, о чём идёт речь в суждении.
По построению демонстрации доказательства делятся на:
- апагогические
- прямые
- разделительные
- косвенные
Структуру доказательства составляют:
- демонстрация
- тезис
- аргументы
- факты
Среди ответов различают: 1) истинные и ложные; 2) прямые и косвенные; 3) краткие и развернутые; 4) полные и неполные; 5) точные (определенные) и неточные (неопределенные).
- 2,3,4,5
- 1,3,4
- 1,2,3,4,5
- 4,5
_______ — комплексный прием обоснования истинности тезиса с помощью аргументов (истинных суждений), путем указания демонстрации
В построении доказательства и в передаче его как сообщения в аргументации могут быть нарушения относительно
- демонстрации
- тезиса
- аргументов
- определений
__________ —спор, в большинстве случаев при выяснении вопросов в политической,философской, литературной или художественной сферах
_________– это указатель на объём субъекта
Верны ли утверждения? А) Цель дискуссии — согласие, поиск истины или правильного решения, поэтому критическая аргументация в дискуссии строится по логическим правилам и исключает аргументы, связанные с личностью, мировоззрением или интересами оппонента. В) Эристическая полемика имеет в виду победу в споре с оппонентом, который рассматривается как реальный или потенциальный противник.
- А-да, В-нет
- А-нет, В-нет
- А-да, В-да
- А-нет, В-да
Установите соответствие между понятиями и их определениями
- Общеутвердительные суждения (обозначаются латинской буквойA)
- суждения с общим объёмом субъекта и отрицательной связкой: «Все S не есть Р (или «Ни одно S не есть Р»). Например: «Все планеты не являются звёздами», «Ни одна планета не является звездой».
- Частноутвердительные суждения (обозначаются латинской буквойI)
- суждения с частным объёмом субъекта и утвердительной связкой: «Некоторые S есть Р». Например: «Некоторые животные являются хищниками».
- Общеотрицательные суждения (обозначаются латинской буквойE)
- суждения с общим объёмом субъекта и утвердительной связкой: «Все S есть Р». Например: «Все школьники являются учащимися».
Верны ли утверждения? А) Аргумент к личности – вместо обоснования истинности или ложности тезиса объективными доводами пытаются опереться на мнения, чувства и настроения слушателей. В) Аргумент к личности – противнику приписываются такие недостатки, реальные или только мнимые, которые представляют его в смешном свете, бросают тень на его умственные способности, подрывают доверие к его рассуждениям
- А-да, В-да
- А-да, В-нет
- А-нет, В-нет
- А-нет, В-да
Суждения бывают
- простыми
- сложными
- вторичными
- первичными
Верны ли утверждения? А) Аргументы должны быть достаточными основаниями для доказываемого тезиса В) Аргументы должны не противоречить друг другу.
- А-да, В-да
- А-да, В-нет
- А-нет, В-да
- А-нет, В-нет
Верны ли утверждения? А) Прямое доказательство – идёт от рассмотрения аргументов к доказательству тезиса В) Косвенное доказательство – устанавливает справедливость тезиса тем, что вскрывает ошибочность противоречащего ему допущения –антитезиса– на основании закона исключённого третьего. Примером может служить доказательство от противного в математике.
- А-да, В-да
- А-нет, В-да
- А-да, В-нет
- А-нет, В-нет
Диалектическая критика называется__________ (в переводе с латинского — рассмотрение, исследование) и применяется, по существу, к действительным или потенциальным единомышленникам.
Верны ли утверждения? А) Уловки организационно-процедурного характера относятся не к содержанию обсуждаемых положений, а скорее к определенной тактике ведения дискуссии В) Парадоксы отличаются от паралогизмов и софизмов тем, что возникают не в результате преднамеренных логических ошибок, а из-за неясности, неопределенности и даже противоречивости некоторых исходных принципов и понятий той или иной науки или же общепринятых норм и методов познания в целом.
- А-нет, В-да
- А-нет, В-нет
- А-да, В-нет
- А-да, В-да
Принудительная сила аргументации во многом определяется характером ______
___________ (обозначается латинской буквойР) – это то, что говорится о субъекте.
_______ –суждение, истинность которого надо доказать.
Образ идеального аргументатора, олицетворением которого выступает _______, противопоставляемый софистам, был создан Платоном
__________ –истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса.
Верны ли утверждения? А) В любом споре тактически верным будет корректное поведение его участников В) Инвариант тактики спора составляет открытость (восприимчивость) одной стороны для убедительных доводов другой.
- А-да, В-да
- А-нет, В-да
- А-нет, В-нет
- А-да, В-нет
_______ — система умозаключений, составляющих логическое следование тезиса из аргументов
В античности эристика существовала в двух видах: как
- софистика
- майевтика
- полемика
- диалектика
____________ (дискуссионное) опровержениесвязано с решением ряда задач технического характера, которое позволяет обеспечить объективность, обоснованность и точность критики.
В зависимости от строгости правил вывода различают_________ (необходимые) и_____ (правдоподобные) умозаключения
- демонстративные
- прямые
- недемонстративные
- косвенные
________ –приведение доводов, или аргументов, в обоснование какого-либо положения; совокупность таких доводов.Основными способами аргументации являются доказательство и опровержение.
___________ (форма доказательства) – способ логической связи между тезисом и аргументами.
Верны ли утверждения? А) Добросовестная эристическая аргументация не исключает компрометации критикуемой позиции или самого оппонента, потому что она предназначается тем, кто выносит суждение о предмете спора, и её цель состоит в том, чтобы побудить их отвергнуть оппонента. В) Доказательство представляет собой рассуждение, устанавливающее истинность некоего утверждения путём приведения других утверждений, истинность которых уже доказана и которые логически связаны с доказываемым
- А-да, В-нет
- А-нет, В-да
- А-нет, В-нет
- А-да, В-да
Верны ли утверждения? А) Грубая ошибка аргументации заключается в том, что когда человек себе нечто доказал, он начинает доказывать это другому, приводя те же самые аргументы и, как правило, в том же порядке, как и при доказательстве себе В) Убеждение и аргументация – равноценные компоненты единого коммуникативного процесса
- А-да, В-да
- А-да, В-нет
- А-нет, В-нет
- А-нет, В-да
Верны ли утверждения? А) Тезис должен быть точно сформулирован. В) Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства
- А-нет, В-нет
- А-да, В-да
- А-да, В-нет
- А-нет, В-да
Установите соответствие между понятиями и их определениями
- Спор
- лицо или группа лиц, которым аргументация адресована
- Проблемная ситуация в широком смысле
- всякая ситуация, практическая или теоретическая, для которой нет соответствующего обстоятельствам и знанию решения и которая заставляет задуматься
- Реципиент
- важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего понимания того, что не является в значительной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования
Установите соответствие между понятиями и их определениями
- Релятивные суждения (от лат. relativus– относительный)
- суждения, в которых предикат указывает на существование или несуществование субъекта
- Атрибутивные суждения (от лат. attributum– атрибут)
- суждения, в которых предикат представляет собой какой-либо существенный, неотъемлемый признак субъекта
- Экзистенциальные суждения (от лат. existentia– существование)
- суждения, в которых предикат выражает собой какое-то отношение к субъекту
Установите соответствие между понятиями и их определениями
- Средства коммуникации
- язык, который, во-первых, понятен Автору и Получателям; а во-вторых, имеет (более или менее) определенную логическую структуру выражения условий истинности (ложности) суждения
- Аргументация как логико-коммуникативная процедура
- ситуация символического, т.е. опосредованного естественным языком взаимодействия людей, цель которого воссоздание смысла некоторого суждения
- Средство аргументации
- символические системы, их многообразие: естественный язык с различными жаргонами; языки литературы, искусства; искусственные языки математики, других наук; чертежи, графики; языки жестов, мимики, моды и т.д.
_______ языка в аргументации — выдвижение спорного суждения; отметка очевидного; указание степени связи спорного с очевидным; основания следования спорного суждения — аргументы; демонстрация — логическая связь спорного суждения с очевидным и аргументами; оговорка
Установите соответствие
- Эристика
- ставившая целью спора победу в нем, а не истину, существенно скомпрометировала саму идею искусства спора
- Диалектика
- развивалась Сократом, впервые применившим это слово для обозначения искусства вести эффективный спор, диалог, в котором путем взаимозаинтересованного обсуждения проблемы и противоборства мнений достигается истина
- Софистика
- средство отыскания истины и добра с помощью спора, она должна была учить умению убеждать других в правильности высказываемых взглядов и умению склонять человека к поведению, которое представляется целесообразным
Демонстрация может быть составлена из
_________ — это односложные утвердительные или отрицательные ответы: «да» или «нет».
___________ называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок.
- Умозаключением
- Ответом
- Убеждением
- Заключением
Верны ли утверждения? А) Гносеологическая установка идеального реципиента состоит в осознании собственного права принять или не принять аргументацию В) Осознание собственной свободы идеальным реципиентом — это прежде всего осознание им свободы внутренней оценки аргументации
- А-нет, В-нет
- А-нет, В-да
- А-да, В-да
- А-да, В-нет
Верны ли утверждения? А) Общий предмет диалога выражается с помощью некоторой совокупности вопросов, каждый из которых содержит в себе противоречие между знанием и незнанием и побуждение к его решению. В) Сотрудничество в диалоге: умение слушать и слышать другого человека, вставать выше собственного мнения, отдавать предпочтение слушанию перед говорением
- А-нет, В-нет
- А-да, В-нет
- А-нет, В-да
- А-да, В-да
Верны ли утверждения? А) Демонстративные умозаключения характеризуются тем, что заключение в них с необходимостью следует из посылок, т.е. логическое следование в такого рода выводах представляет собой логический закон В) В недемонстративных умозаключениях правила вывода обеспечивают лишь вероятностное следование заключения из посылок.
- А-да, В-нет
- А-да, В-да
- А-нет, В-нет
- А-нет, В-да