Содержание
- Верны ли утверждения? А) Постнеклассическая трактовка истины признает не только наличие субъекта в социальной реальности, но и его практическую роль, в том числе в социальном конструировании самой этой реальности В) Процесс получения истины усложняется до O/S/P – S, где О – объект, S – практический или познающий субъект и Р – практика
- _________ – у Х.–Г.Гадамера – сложное диалектическое искусство искания истины, мышления, ведения беседы, которое требует, чтобы собеседники слышали друг друга, следовали за мыслью своего оппонента, не забывания, сути дела, о котором идет спор
- Отличительная черта философского мышления –
- ________ – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества
- Логическим следствием пересечения методологических положений презентизма и ____________ в изучении культуры стала точка зрения, что каждый народ, каждая эпоха имеет свои стандарты ценностного сознания
- ________ – универсальный способ освоения мира (опыт), процесс поиска смысла (сути дела), неотделимый от самопонимания интерпретатора
- ________ – анализ структуры исторических событий через методы математики, статистики и компьютерной графики
- ________ – источниковедческая дисциплина, цель которой – раскрыть суть какого–либо исторически значимого социального явления или учреждения через рассказ о лицах, судьбы и деяния которых тесно связаны с соответствующими учреждениями и явлениями
- Исторический процесс ___________, если речь идет о конкретной истории
- Серьезное продвижение проблем герменевтики в контексте методологии исторического и в целом гуманитарного познания произошло в XIX в. в исследованиях немецкого философа В.Дильтея, критиковавшего
- ____________ обосновывал, что вера и истина – феномены различной природы и сущности; вера существует интуитивно–экзистенциально, а истина – рационально–рассудочно
- ___________ пишет, что обращаясь к идеальному, философ может полностью понять, что представляло собой ценность для людей прошлого и сформулировать оценку этого прошлого, критикуя современников за отход от общезначимых идеальных ценностей
- Верны ли утверждения? А) Эпистемологические типы и функции общения, влияющие на ход научно–познавательной деятельности и ее результат – знание: оформление знания в виде определенной объективированной системы, т.е. в виде текстов В) Эпистемологические типы и функции общения, влияющие на ход научно–познавательной деятельности и ее результат – знание: передача системы предпосылочного знания (мировоззренческих, методологических принципов)
- Для философов __________ природа будет моделью для истории, а не история – моделью для природы
- В ситуации социокультурного плюрализма важное место занимает прояснение границ применимости традиционных и новейших приемов исторического исследования, их взаимодополнительности в поисках ____________ исторической истины
- Исторический процесс ___________, если речь идет о его общей логике
- Верны ли утверждения? А) В герменевтике время осмысливается как темпоральность жизни, как роль временной дистанции между автором (текстом) и интерпретатором В) В герменевтике время осмысливается как параметр «исторического разума», элемент биографического метода, компонент традиции и обновляющихся смыслов, образцов
- Жизненный цикл (по________) – мир «субъективно–соотносительного», в котором присутствуют наши цели и устремления, обыденный опыт, культурно–исторические реалии, не тождественные объектам естественнонаучного анализа
- Хронотоп (по ________) – понятие, означающее конкретное единство пространственно–временных характеристик для конкретной ситуации, наполненное культурно–историческими и ценностными смыслами
- __________ ученого – становление его как субъекта научной деятельности, освоение им не только специальной информации, но самого способа видения, парадигмы, традиций, а также системы предпосылочного знания
- ________ – у Х.–Г.Гадамера – фундаментальная характеристика человеческого бытия и мышления, обозначающая определенность местом, временем, конкретной ситуацией, в которой человек себя застает
- ________ – направление в методологии истории ХХ в., которое исходит из того, что историческая наука всегда анализирует прошлое с позиций современности
- ________ – интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т.д., которое достигается путем сосредоточенности на объекте
- Микроистория (по _________) – поверхностный уровень исторического исследования, где фиксируются факты, события, происходящие в короткие промежутки времени
- ___________ всячески акцентирует иррациональные характеристики не только сознания человека, но и его бытия
- Для современной западной философии, полемически заостренной против классики нового времени, характерно подчеркнутое внимание к _____________ обусловленности мира сознания, познавательной активности человека
- Верны ли утверждения? А) Стремление осмыслить жизнь в ее не биологическом, но социокультурном значении – это не отрицание рационального подхода, но необходимость найти новые формы рациональности, не сводящиеся к «образцам», господствовавшим в механистическом естествознании В) За этим стоит обращение к иной онтологии – человеческой духовности, укорененной в культуре, искусстве, «жизненном мире», к иной традиции – экзистенциальной и герменевтической, культурно–исторической
- __________ истории выражает общую направленность всемирно–исторического процесса
- Верны ли утверждения? А) Методологическая особенность современного социального познания: невозможность принимать теоретические конструкты за реальность и жить в соответствии с ними В) Методологическая особенность современного социального познания: плюрализм концепций как способ обеспечения разных типов или аспектов деятельности
- ________ – истолкование, которое осуществляется по отношению к каждому элементу языка, самому слову, его грамматическим и синтаксическим формам в условиях времени и обстоятельствах применения
- ________ – осуществляемый в процессе действия переход деятельностной способности субъекта в свойства отличного от него объекта действия
- ________ – ученики и последователи Аристотеля, философская школа Аристотеля
- Смысл бытия (по ________) – смысл, раскрытие которого возможно через рассмотрение человеческого бытия, поскольку только человеку изначально свойственно понимание бытие («открытое» бытие)
- Верования (по ______________) – наиболее глубинный пласт нашей жизни, все то, что мы безоговорочно принимает в расчет, не размышляя об этом
- ________ – осуществляемый в процессе действия обратный переход свойств объекта в свойства использующего его субъекта действия
- Структурная история (по ________) – уровень исторического исследования, охватывающий века, со своими долго не изменяющимися ценностями
- ___________ вводит в иррациональные компоненты познания (воля) рациональные способы интерпретации, реализуя особый тип «научной объективности»
- Верны ли утверждения? А) В постмодернистском подходе стремительно стала исчезать вера в единственность истины, сменяемая идеей плюрализма В) В постмодернистском подходе появились утверждения, что нет различия между истиной и неистиной, хорошим и плохим, добром и злом: рационализм начал вытесняться иррационалистическими, мистическими представлениями
- Воля (по _____________) – предельная изначальность человека, одной из главных потенций которой является способность давать смысл окружающей действительности
- ___________, исследуемая в герменевтике, аналитической философии, методологии и логике, является общенаучным методом и базовой операцией социально–гуманитарного познания
- __________ – тип рационального повествования, описания отдельных сторон общественной жизни, которые, подобно мозаике, могут складываться в относительно целостный образ
- Согласно Х.Ортега–и–Гасету, в отличие от идей, _________ не являются плодом наших размышлений, мыслями или суждениями, они совпадают с самой реальностью как наш мир и бытие
- Верны ли утверждения? А) Проблема истинности и рациональности – центральная проблема науки В) Проблема ценности и рациональности – центральная проблема науки
- ________ – принцип подхода к действительности как развивающейся во времени; предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития
- Верны ли утверждения? А) Хайдеггер выделял в жизни определенные структуры, но он не ставил вопрос: каков же смысл бытия как нашего собственного бытия здесь и теперь? В) Дильтей стремился прояснить в человеке именно бытийные характеристики, увидеть человеческое бытие таким, каким являет оно себя в «повседневном здесь–бытии»
- Верны ли утверждения? А) Истина в постнеклассическом понимании может быть истолкована как воспроизводство (слепок) объекта в знании В) Истина в постнеклассическом понимании может быть истолкована как характеристика способа деятельности с объектом в знании
- ___________ трактуется как искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием другому, тогда как интерпретация, соответственно, как истолкование знаков и текстов, зафиксированных в письменном виде
- ________ – истолкование, которое предполагает включение текста в реальные отношения и обстоятельства
- Верны ли утверждения? А) Жизнь как слово обыденного языка, всегда широко применявшееся в гуманитарных и социальных текстах, все более обретает категориальный статус в философии В) Жизнь осознается как необходимое понятие, научный термин в сфере наук о духе и культуре
- На уровне _____________ происходит синтез современных исторических школ и направлений, изучающих как вековые исторические тренды, так и короткие циклические фазы исторических событий и фактов
Верны ли утверждения? А) Постнеклассическая трактовка истины признает не только наличие субъекта в социальной реальности, но и его практическую роль, в том числе в социальном конструировании самой этой реальности В) Процесс получения истины усложняется до O/S/P – S, где О – объект, S – практический или познающий субъект и Р – практика
- А – нет, В – нет
- А – да, В – нет
- А – да, В – да
- В – нет, В – да
_________ – у Х.–Г.Гадамера – сложное диалектическое искусство искания истины, мышления, ведения беседы, которое требует, чтобы собеседники слышали друг друга, следовали за мыслью своего оппонента, не забывания, сути дела, о котором идет спор
- Искусство вопрошания
- Понимание
- Майевтика
- Медитация
Отличительная черта философского мышления –
- гуманитарный характер
- теоретичность
- ценностный характер
- аксиоматичность
________ – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества
- Социальная адаптация
- Социальное действие
- Социализация
- Распредмечивание
Логическим следствием пересечения методологических положений презентизма и ____________ в изучении культуры стала точка зрения, что каждый народ, каждая эпоха имеет свои стандарты ценностного сознания
- этнометодологии
- структурализма
- функционализма
- понимающей социологии
________ – универсальный способ освоения мира (опыт), процесс поиска смысла (сути дела), неотделимый от самопонимания интерпретатора
- Просопография
- Психологическая интерпретация
- Распредмечивание
- Понимание
________ – анализ структуры исторических событий через методы математики, статистики и компьютерной графики
- Историософия
- Клиометрия
- Просопография
- Историческая интерпретация
________ – источниковедческая дисциплина, цель которой – раскрыть суть какого–либо исторически значимого социального явления или учреждения через рассказ о лицах, судьбы и деяния которых тесно связаны с соответствующими учреждениями и явлениями
- Психологическая интерпретация
- Просопография
- Презентизм
- Клиометрия
Исторический процесс ___________, если речь идет о конкретной истории
- однонаправлен
- цикличен
- носит неопределенный характер
- многовариантен
Серьезное продвижение проблем герменевтики в контексте методологии исторического и в целом гуманитарного познания произошло в XIX в. в исследованиях немецкого философа В.Дильтея, критиковавшего
- традиционную гносеологию
- исторический разум
- нерасчленность субъекта и объекта в гносеологии
- рациональный статус в гносеологии
____________ обосновывал, что вера и истина – феномены различной природы и сущности; вера существует интуитивно–экзистенциально, а истина – рационально–рассудочно
- И.Ильин
- М.Бахтин
- Х.Ортега–и–Гасет
- М.Полани
___________ пишет, что обращаясь к идеальному, философ может полностью понять, что представляло собой ценность для людей прошлого и сформулировать оценку этого прошлого, критикуя современников за отход от общезначимых идеальных ценностей
- Э.Майер
- Виндельбанд
- М.Вебер
- Риккерт
Верны ли утверждения? А) Эпистемологические типы и функции общения, влияющие на ход научно–познавательной деятельности и ее результат – знание: оформление знания в виде определенной объективированной системы, т.е. в виде текстов В) Эпистемологические типы и функции общения, влияющие на ход научно–познавательной деятельности и ее результат – знание: передача системы предпосылочного знания (мировоззренческих, методологических принципов)
- В – нет, В – да
- А – да, В – нет
- А – да, В – да
- А – нет, В – нет
Для философов __________ природа будет моделью для истории, а не история – моделью для природы
- средневековья
- античности
- нового времени
- возрождения
В ситуации социокультурного плюрализма важное место занимает прояснение границ применимости традиционных и новейших приемов исторического исследования, их взаимодополнительности в поисках ____________ исторической истины
- интегральной
- многозначной
- непротиворечивой
- диалектической
Исторический процесс ___________, если речь идет о его общей логике
- однонаправлен
- носит неопределенный характер
- цикличен
- многовариантен
Верны ли утверждения? А) В герменевтике время осмысливается как темпоральность жизни, как роль временной дистанции между автором (текстом) и интерпретатором В) В герменевтике время осмысливается как параметр «исторического разума», элемент биографического метода, компонент традиции и обновляющихся смыслов, образцов
- А – да, В – да
- В – нет, В – да
- А – да, В – нет
- А – нет, В – нет
Жизненный цикл (по________) – мир «субъективно–соотносительного», в котором присутствуют наши цели и устремления, обыденный опыт, культурно–исторические реалии, не тождественные объектам естественнонаучного анализа
- М.Бахтину
- М.Хайдеггеру
- М.Броделю
- Э.Гуссерлю
Хронотоп (по ________) – понятие, означающее конкретное единство пространственно–временных характеристик для конкретной ситуации, наполненное культурно–историческими и ценностными смыслами
- П.Рикёру
- М.Хайдеггеру
- М.Броделю
- М.Бахтину
__________ ученого – становление его как субъекта научной деятельности, освоение им не только специальной информации, но самого способа видения, парадигмы, традиций, а также системы предпосылочного знания
- Медитация
- Интроспекция
- Рефлексия
- Социализация
________ – у Х.–Г.Гадамера – фундаментальная характеристика человеческого бытия и мышления, обозначающая определенность местом, временем, конкретной ситуацией, в которой человек себя застает
- Бытие – в – себе
- Для – себя – бытие
- Исторический факт
- Историзм
________ – направление в методологии истории ХХ в., которое исходит из того, что историческая наука всегда анализирует прошлое с позиций современности
- Клиометрия
- Историческая интерпретация
- Историцизм
- Презентизм
________ – интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т.д., которое достигается путем сосредоточенности на объекте
- Понимание
- Интроспекция
- Медитация
- Опредмечивание
Микроистория (по _________) – поверхностный уровень исторического исследования, где фиксируются факты, события, происходящие в короткие промежутки времени
- М.Броделю
- М.Хайдеггеру
- Э.Гуссерлю
- Ч.Пирсу
___________ всячески акцентирует иррациональные характеристики не только сознания человека, но и его бытия
- Ницше
- Лессинг
- Кант
- Хайдеггер
Для современной западной философии, полемически заостренной против классики нового времени, характерно подчеркнутое внимание к _____________ обусловленности мира сознания, познавательной активности человека
- эмпирической
- прагматической
- социокультурной
- рационалистической
Верны ли утверждения? А) Стремление осмыслить жизнь в ее не биологическом, но социокультурном значении – это не отрицание рационального подхода, но необходимость найти новые формы рациональности, не сводящиеся к «образцам», господствовавшим в механистическом естествознании В) За этим стоит обращение к иной онтологии – человеческой духовности, укорененной в культуре, искусстве, «жизненном мире», к иной традиции – экзистенциальной и герменевтической, культурно–исторической
- А – да, В – нет
- В – нет, В – да
- А – да, В – да
- А – нет, В – нет
__________ истории выражает общую направленность всемирно–исторического процесса
- Логика
- Целостность
- Смысл
- Цель
Верны ли утверждения? А) Методологическая особенность современного социального познания: невозможность принимать теоретические конструкты за реальность и жить в соответствии с ними В) Методологическая особенность современного социального познания: плюрализм концепций как способ обеспечения разных типов или аспектов деятельности
- А – да, В – нет
- А – нет, В – нет
- В – нет, В – да
- А – да, В – да
________ – истолкование, которое осуществляется по отношению к каждому элементу языка, самому слову, его грамматическим и синтаксическим формам в условиях времени и обстоятельствах применения
- Грамматическая интерпретация
- Семантика
- Лингвистика
- Синтаксис
________ – осуществляемый в процессе действия переход деятельностной способности субъекта в свойства отличного от него объекта действия
- Опредмечивание
- Медитация
- Квантификация
- Артефакт
________ – ученики и последователи Аристотеля, философская школа Аристотеля
- Флорентийская Академия
- Киренаики
- Перипатетики
- Школа Анналов
Смысл бытия (по ________) – смысл, раскрытие которого возможно через рассмотрение человеческого бытия, поскольку только человеку изначально свойственно понимание бытие («открытое» бытие)
- М.Бахтину
- М.Хайдеггеру
- Ч.Пирсу
- Э.Гуссерлю
Верования (по ______________) – наиболее глубинный пласт нашей жизни, все то, что мы безоговорочно принимает в расчет, не размышляя об этом
- М.Броделю
- Э.Гуссерлю
- Витгенштейну
- П.Рикёру
________ – осуществляемый в процессе действия обратный переход свойств объекта в свойства использующего его субъекта действия
- Распредмечивание
- Медитация
- Для – себя – бытие
- Феноменология
Структурная история (по ________) – уровень исторического исследования, охватывающий века, со своими долго не изменяющимися ценностями
- Э.Гуссерлю
- М.Хайдеггеру
- М.Броделю
- Парсонсу
___________ вводит в иррациональные компоненты познания (воля) рациональные способы интерпретации, реализуя особый тип «научной объективности»
- Гадамер
- Хайдеггер
- Дильтей
- Рикер
Верны ли утверждения? А) В постмодернистском подходе стремительно стала исчезать вера в единственность истины, сменяемая идеей плюрализма В) В постмодернистском подходе появились утверждения, что нет различия между истиной и неистиной, хорошим и плохим, добром и злом: рационализм начал вытесняться иррационалистическими, мистическими представлениями
- А – да, В – да
- А – да, В – нет
- А – нет, В – нет
- В – нет, В – да
Воля (по _____________) – предельная изначальность человека, одной из главных потенций которой является способность давать смысл окружающей действительности
- Ч.Пирсу
- М.Броделю
- М.Хайдеггеру
- П.Рикёру
___________, исследуемая в герменевтике, аналитической философии, методологии и логике, является общенаучным методом и базовой операцией социально–гуманитарного познания
- Интерпретация
- Деконструкция
- Логика истории
- Коммуникация
__________ – тип рационального повествования, описания отдельных сторон общественной жизни, которые, подобно мозаике, могут складываться в относительно целостный образ
- Социализация
- Социальная феноменология
- Нарратив
- Феноменологический анализ
Согласно Х.Ортега–и–Гасету, в отличие от идей, _________ не являются плодом наших размышлений, мыслями или суждениями, они совпадают с самой реальностью как наш мир и бытие
- верования
- конвенциальные нормы
- интерпретации
- представления
Верны ли утверждения? А) Проблема истинности и рациональности – центральная проблема науки В) Проблема ценности и рациональности – центральная проблема науки
- А – да, В – нет
- А – нет, В – нет
- А – да, В – да
- В – нет, В – да
________ – принцип подхода к действительности как развивающейся во времени; предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития
- Герменевтика
- Синергетика
- Коэволюция
- Историзм
Верны ли утверждения? А) Хайдеггер выделял в жизни определенные структуры, но он не ставил вопрос: каков же смысл бытия как нашего собственного бытия здесь и теперь? В) Дильтей стремился прояснить в человеке именно бытийные характеристики, увидеть человеческое бытие таким, каким являет оно себя в «повседневном здесь–бытии»
- А – да, В – да
- А – нет, В – нет
- В – нет, В – да
- А – да, В – нет
Верны ли утверждения? А) Истина в постнеклассическом понимании может быть истолкована как воспроизводство (слепок) объекта в знании В) Истина в постнеклассическом понимании может быть истолкована как характеристика способа деятельности с объектом в знании
- А – нет, В – нет
- А – да, В – да
- А – да, В – нет
- В – нет, В – да
___________ трактуется как искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием другому, тогда как интерпретация, соответственно, как истолкование знаков и текстов, зафиксированных в письменном виде
- Каузальность
- Понимание
- Объяснение
- Представление
________ – истолкование, которое предполагает включение текста в реальные отношения и обстоятельства
- Историософия
- Клиометрия
- Историческая интерпретация
- Герменевтика
Верны ли утверждения? А) Жизнь как слово обыденного языка, всегда широко применявшееся в гуманитарных и социальных текстах, все более обретает категориальный статус в философии В) Жизнь осознается как необходимое понятие, научный термин в сфере наук о духе и культуре
- А – да, В – да
- А – да, В – нет
- А – нет, В – нет
- В – нет, В – да
На уровне _____________ происходит синтез современных исторических школ и направлений, изучающих как вековые исторические тренды, так и короткие циклические фазы исторических событий и фактов
- микроистории
- просопографии
- структурной истории
- конъюнктурной истории