Содержание
- Верны ли следующие утверждения? А) Базисом цивилизационной теории является принцип плюрализма и своеобразия цивилизаций В) В цивилизационной теории получает полноценное раскрытие то обстоятельство, что в течение многих веков человеческая история протекала как параллельное сосуществование не только локальных государственно-национальных образований, но и крупномасштабных надгосударственных общностей
- Верны ли следующие утверждения? А) Шпенглер настаивает на том, что Душа каждой культуры есть Имя Собственное В) Вся история, по Шпенглеру, — это мир собственных имен, мир уникальности
- Понимание цивилизации как нормы воспитанности и образованности было зафиксировано во «Всеобщем словаре» А.Фуретьера, изданном в _________ в.
- Позицию Тойнби можно охарактеризовать как культурологический __________ — убеждение, что человеческая история представляет собой совокупность дискретных единиц социальной организации («цивилизаций»)
- Центр исторического синтеза был основан
- Верны ли следующие утверждения? А) философия истории Шпенглера – это философия итогов, подводящая черту не только под тысячелетним развитием уникальной и неповторимой «фаустовской культуры», но и всех культур, существовавших ранее В) Шпенглер не оставляет никаких надежд на грядущее возрождение Европы
- И. Валлерстайн рассматривает культуру как ____________, т.е. как надстройку над системой реальных глобальных связей
- Верны ли следующие утверждения? А) По мнению историков школы «Анналов» история должна раскрывать различные стороны жизни стран и народов В) Школа «Анналов» способствовала преодолению «событийной» истории, повествующей о чередовании исторических событий, и созданию «синтетической» истории
- Установите соответствие между культурами и их прасимволами (по Шпенглеру)
- Верны ли следующие утверждения? А) Философия истории Тойнби — это теория линейной истории, проходящей на своем пути несколько критических отрезков, каждый из которых определяет всю последующую эпоху В) Концепция А. Тойнби является вариантом теории культурных циклов, опирающейся на идею о том, что история слагается из множества самостоятельных, слабо связанных друг с другом цивилизаций, каждая из которых проходит, подобно живому организму, путь от рождения до смерти.
- Верны ли следующие утверждения? А) История, по Тойнби, – дело рук Творца, осуществленное через существование человека и человечества В) Для Тойнби признание божественного творения истории уничтожает роль историка как со-творца прошлого
- «Ядро» в концепции Валлерстайна предстает как зона, получающая прибыль, а __________ – как зона, теряющая прибыль
- Основные постулаты западной исторической науки XIX в. – это
- П.А. Сорокин предложил рассматривать историю как последовательную смену социокультур или больших культурных
- В настоящее время под _____________ понимается объединенная общими идеями и целями развития исторически сложившаяся общность людей, созидающая единую духовную и материальную культуру в свойственной ей среде обитания
- По Шпенглеру,___________ – это отличающее эпоху и создающее ее как целостность определенное внутреннее единство форм мышления, единство стилистики, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни
- К группе «задержанных цивилизаций», согласно теории Тойнби, относятся
- Уникальность каждой культуры Шпенглер объясняет только ей присущей __________, которая охватывает всю совокупность жизненных выражений (коммуникацию, административную систему, способы общения, поведенческие нормы)
- Концепция Сорокина содержит следующие утверждения
- Согласно концепции Тойнби, «вторичные» цивилизации
- Под __________ понимается учение, согласно которому действительность едина и в основном качественно единообразна (от греч. monos – единственность)
- Верны ли следующие утверждения? А) Бродель особое внимание уделяет цикличности в динамике цивилизаций В) В концепции Броделя, основное внимание уделено иерархии различных компонентов цивилизации и сущностным связям между этими компонентами
- «Мир-как-история», по Шпенглеру, оперирует следующими понятиями
- Верны ли следующие утверждения? А) Согласно концепции Сорокина, существует тип культуры, где ценности чувственного и идеалистического типов сосуществуют, не образуя органической связи В) Согласно концепции Сорокина, для эпохи упадка существует свой собственный тип культуры
- Тойнби определяет понятие «__________» как «наименьший блок исторического материала, к которому обращается тот, кто пытается изучить историю собственной страны»
- Всеобщий закон истории, с точки зрения антропологической философии истории: «исторический процесс и социальные условия жизни обусловлены _________»
- Верны ли следующие утверждения? А) Тойнби полагал, что Вызов и Ответ могут быть явлены в различных формах, но все Ответы, по существу, сливаются в один В) Для Тойнби, постижение истории есть постижение человечеством самого себя и в себе самом божественного Закона и высшего предназначения
- К «отрицательным деятелям человечества» Данилевский относит
- Установите соответствие между общественными системами и их содержанием
- Общий для представителей школы «Анналов» вектор исследования – это
- К ряду цивилизаций, которых «ничто не объединяет», Тойнби относит
- Верны ли следующие утверждения? А) По Шпенглеру, истина не является целью и смыслом исторического В) По Шпенглеру, история не утверждается (соответственно, отвергается) как доказуемое положение, а переживается сообразно творческой силе и образному мышлению каждым индивидуально
- Мировая история, по Шпенглеру, насчитывает _________ высоких культур
- Верны ли следующие утверждения? А) По Шпенглеру, «чтобы понять культуру Индии, нужно иметь душу брамина» В) По Шпенглеру, Душа культуры раскрывается через душу человека, причастного к этой культуре
- Тойнби моделирует исторический процесс как цивилизационное развитие социальных организмов, осуществляющееся по схеме: «вызов» исторической ситуации — цивилизационный «__________»
- В ходе социального раскола, согласно концепции Тойнби, образуются три основных типа социальных групп: «правящее меньшинство», «внутренний пролетариат» и «________»
- Культура и ___________, по Шпенглеру, различаются как греческая душа и римский интеллект
- Верны ли следующие утверждения? А) Понятие «морфология» введено впервые Гете для обозначения учения о форме, образовании и преобразовании органических тел, растений и животных В) После Гете понятием «морфология» стали обозначать духовные и культурные образования
- Расположите в хронологическом порядке культурно-исторические типы, выделенные Данилевским
- Направление в философии и науке, которое исходит из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им свое исследование, а «метафизические» объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными, называется
- С анархизмом Тойнби связывает следующие исторические реалии
- Верны ли следующие утверждения? А) Непрерывность истории, как и непрерывность пространства времени, есть для Тойнби «перетекание» дискретности существования человечества В) В концепции Тойнби, понятие непрерывности имеет значение только как символический умозрительный образ
- Расположите основные работы Сорокина в порядке их написания
- Расположите этапы процесса флуктуации социокультурной системы в порядке их последовательного прохождения (по Сорокину)
- Миросистемный подход от цивилизационного подхода отличают
- Основные черты цивилизации, по Шпенглеру, – это
- Признаками «пролетариата», по Тойнби, являются
- Философия истории, по Шпенглеру, – это
- Основные положения концепции Тойнби следующие
- Согласно концепции Тойнби, движение цивилизации к распаду проявляется в
Верны ли следующие утверждения? А) Базисом цивилизационной теории является принцип плюрализма и своеобразия цивилизаций В) В цивилизационной теории получает полноценное раскрытие то обстоятельство, что в течение многих веков человеческая история протекала как параллельное сосуществование не только локальных государственно-национальных образований, но и крупномасштабных надгосударственных общностей
- А — да, В — да
- А — да, В — нет
- А — нет, В — нет
- А — нет, В — да
Верны ли следующие утверждения? А) Шпенглер настаивает на том, что Душа каждой культуры есть Имя Собственное В) Вся история, по Шпенглеру, — это мир собственных имен, мир уникальности
- А — да, В — да
- А — нет, В — да
- А — да, В — нет
- А — нет, В — нет
Понимание цивилизации как нормы воспитанности и образованности было зафиксировано во «Всеобщем словаре» А.Фуретьера, изданном в _________ в.
- конце XVII
- середине XVIII
- конце XVIII
- первой половине XVII
Позицию Тойнби можно охарактеризовать как культурологический __________ — убеждение, что человеческая история представляет собой совокупность дискретных единиц социальной организации («цивилизаций»)
Центр исторического синтеза был основан
- М. Блоком
- А. Берром
- Ж. Лефевром
- Л. Февром
Верны ли следующие утверждения? А) философия истории Шпенглера – это философия итогов, подводящая черту не только под тысячелетним развитием уникальной и неповторимой «фаустовской культуры», но и всех культур, существовавших ранее В) Шпенглер не оставляет никаких надежд на грядущее возрождение Европы
- А — нет, В — да
- А — нет, В — нет
- А — да, В — да
- А — да, В — нет
И. Валлерстайн рассматривает культуру как ____________, т.е. как надстройку над системой реальных глобальных связей
Верны ли следующие утверждения? А) По мнению историков школы «Анналов» история должна раскрывать различные стороны жизни стран и народов В) Школа «Анналов» способствовала преодолению «событийной» истории, повествующей о чередовании исторических событий, и созданию «синтетической» истории
- А — да, В — да
- А — нет, В — нет
- А — да, В — нет
- А — нет, В — да
Установите соответствие между культурами и их прасимволами (по Шпенглеру)
- арабская
- «отдельное материальное тело»
- русская
- «путь»
- западная
- «чистое, бесконечное пространство»
- египетская
- «бесконечная равнина»
- античная
- «мировая пещера»
Верны ли следующие утверждения? А) Философия истории Тойнби — это теория линейной истории, проходящей на своем пути несколько критических отрезков, каждый из которых определяет всю последующую эпоху В) Концепция А. Тойнби является вариантом теории культурных циклов, опирающейся на идею о том, что история слагается из множества самостоятельных, слабо связанных друг с другом цивилизаций, каждая из которых проходит, подобно живому организму, путь от рождения до смерти.
- А — нет, В — нет
- А — нет, В — да
- А — да, В — нет
- А — да, В — да
Верны ли следующие утверждения? А) История, по Тойнби, – дело рук Творца, осуществленное через существование человека и человечества В) Для Тойнби признание божественного творения истории уничтожает роль историка как со-творца прошлого
- А — да, В — нет
- А — нет, В — нет
- А — да, В — да
- А — нет, В — да
«Ядро» в концепции Валлерстайна предстает как зона, получающая прибыль, а __________ – как зона, теряющая прибыль
Основные постулаты западной исторической науки XIX в. – это
- исторический релятивизм
- европоцентризм
- «циклический» характер истории
- панлогизм
П.А. Сорокин предложил рассматривать историю как последовательную смену социокультур или больших культурных
В настоящее время под _____________ понимается объединенная общими идеями и целями развития исторически сложившаяся общность людей, созидающая единую духовную и материальную культуру в свойственной ей среде обитания
По Шпенглеру,___________ – это отличающее эпоху и создающее ее как целостность определенное внутреннее единство форм мышления, единство стилистики, запечатленное в формах экономической, политической, духовной, религиозной, практической, художественной жизни
К группе «задержанных цивилизаций», согласно теории Тойнби, относятся
- кочевники
- полинезийцы
- эскимосы
- скандинавы
- арабы
- спартанцы
Уникальность каждой культуры Шпенглер объясняет только ей присущей __________, которая охватывает всю совокупность жизненных выражений (коммуникацию, административную систему, способы общения, поведенческие нормы)
Концепция Сорокина содержит следующие утверждения
- чем сложнее критический момент, тем глубже тоталитарная трансформация
- чем больше ослабевает критический момент, тем менее регламентированным становится образ жизни
- ослабление критической ситуации в обществе ведет к «тоталитарной конверсии»
- кризисное состояние любого общества часто приводит к «детоталитарной реконверсии»
- если в будущем удастся избежать великих катаклизмов, то «коммунистические» и схожие с ними тоталитарные режимы неизбежно придут в упадок
Согласно концепции Тойнби, «вторичные» цивилизации
- возникают в результате мутации, все факторы которой не поддаются учету
- неспособны выработать творческое меньшинств
- регрессируют в «мирском падении» с высот «жизни Души»
- создают предпосылки для возникновения живых высших религий
Под __________ понимается учение, согласно которому действительность едина и в основном качественно единообразна (от греч. monos – единственность)
Верны ли следующие утверждения? А) Бродель особое внимание уделяет цикличности в динамике цивилизаций В) В концепции Броделя, основное внимание уделено иерархии различных компонентов цивилизации и сущностным связям между этими компонентами
- А — да, В — нет
- А — нет, В — да
- А — нет, В — нет
- А — да, В — да
«Мир-как-история», по Шпенглеру, оперирует следующими понятиями
- «закон», «истина»
- «протяженность»
- «символ», «картина»
- «гештальт», «факт»
- «механическое число», «систематика»
Верны ли следующие утверждения? А) Согласно концепции Сорокина, существует тип культуры, где ценности чувственного и идеалистического типов сосуществуют, не образуя органической связи В) Согласно концепции Сорокина, для эпохи упадка существует свой собственный тип культуры
- А — да, В — нет
- А — да, В — да
- А — нет, В — да
- А — нет, В — нет
Тойнби определяет понятие «__________» как «наименьший блок исторического материала, к которому обращается тот, кто пытается изучить историю собственной страны»
Всеобщий закон истории, с точки зрения антропологической философии истории: «исторический процесс и социальные условия жизни обусловлены _________»
- менталитетом
- производительными силами общества
- политикой
- экономикой
Верны ли следующие утверждения? А) Тойнби полагал, что Вызов и Ответ могут быть явлены в различных формах, но все Ответы, по существу, сливаются в один В) Для Тойнби, постижение истории есть постижение человечеством самого себя и в себе самом божественного Закона и высшего предназначения
- А — да, В — да
- А — нет, В — да
- А — да, В — нет
- А — нет, В — нет
К «отрицательным деятелям человечества» Данилевский относит
- гуннов
- монголов
- турков
- финские племена
Установите соответствие между общественными системами и их содержанием
- политическая
- создание и утверждение знаково-коммуникационных систем
- социальная
- производство, потребление, обмен продуктами и услугами, технику, систему коммуникаций
- экономическая
- семья, родство, здоровье, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг, защита от опасностей
- духовная
- совокупность обычаев, норм, права, власти, организаций гражданской жизни, партий, общественных движений
Общий для представителей школы «Анналов» вектор исследования – это
- целостность образа человека в истории, не подлежащая произвольному членению на социальное и биологическое
- исторические типы рациональности
- бессознательное
- маргинальные области человеческой жизнедеятельности
- интеллектуализм
К ряду цивилизаций, которых «ничто не объединяет», Тойнби относит
- египетскую и андскую
- сирийскую и арабскую
- православную и западноевропейскую
- эллинскую и православную
Верны ли следующие утверждения? А) По Шпенглеру, истина не является целью и смыслом исторического В) По Шпенглеру, история не утверждается (соответственно, отвергается) как доказуемое положение, а переживается сообразно творческой силе и образному мышлению каждым индивидуально
- А — да, В — да
- А — нет, В — да
- А — да, В — нет
- А — нет, В — нет
Мировая история, по Шпенглеру, насчитывает _________ высоких культур
- пять
- тринадцать
- десять
- восемь
Верны ли следующие утверждения? А) По Шпенглеру, «чтобы понять культуру Индии, нужно иметь душу брамина» В) По Шпенглеру, Душа культуры раскрывается через душу человека, причастного к этой культуре
- А — да, В — да
- А — нет, В — да
- А — да, В — нет
- А — нет, В — нет
Тойнби моделирует исторический процесс как цивилизационное развитие социальных организмов, осуществляющееся по схеме: «вызов» исторической ситуации — цивилизационный «__________»
В ходе социального раскола, согласно концепции Тойнби, образуются три основных типа социальных групп: «правящее меньшинство», «внутренний пролетариат» и «________»
Культура и ___________, по Шпенглеру, различаются как греческая душа и римский интеллект
Верны ли следующие утверждения? А) Понятие «морфология» введено впервые Гете для обозначения учения о форме, образовании и преобразовании органических тел, растений и животных В) После Гете понятием «морфология» стали обозначать духовные и культурные образования
- А — нет, В — да
- А — да, В — нет
- А — да, В — да
- А — нет, В — нет
Расположите в хронологическом порядке культурно-исторические типы, выделенные Данилевским
- греческий
- новосемитический (аравийский)
- римский
- германо-романский (европейский)
Направление в философии и науке, которое исходит из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает им свое исследование, а «метафизические» объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными, называется
С анархизмом Тойнби связывает следующие исторические реалии
- символическое сожжение книг как содержащих «опасные» идеи
- идеологию советского марксизма
- философию «простой жизни» Руссо и его последователей
- национал-социализм в фашистской Германии
Верны ли следующие утверждения? А) Непрерывность истории, как и непрерывность пространства времени, есть для Тойнби «перетекание» дискретности существования человечества В) В концепции Тойнби, понятие непрерывности имеет значение только как символический умозрительный образ
- А — нет, В — нет
- А — нет, В — да
- А — да, В — да
- А — да, В — нет
Расположите основные работы Сорокина в порядке их написания
- «Система социологии»
- «Социальная и культурная динамика»
- «Общество, культура и личность»
- «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали»
Расположите этапы процесса флуктуации социокультурной системы в порядке их последовательного прохождения (по Сорокину)
- мобилизация сил
- кризис
- дезинтеграция
- новый социокультурный порядок
Миросистемный подход от цивилизационного подхода отличают
- акцент, прежде всего, на самобытности масштабных социокультурных общностей
- уверенность в неизбежности конфликтов между цивилизациями
- понимание современного мира как взаимосвязанной общности, формирующейся через взаимодействие разных хозяйственных и политических структур
- глобалистское видение современного человечества
Основные черты цивилизации, по Шпенглеру, – это
- жизнь в пространстве, «среди тел и фактов»
- бессознательность жизни во времени
- космополитизм
- интравертность
- живая внутренняя религиозность
Признаками «пролетариата», по Тойнби, являются
- низкое происхождение
- бедность
- готовность ответить насилием на насилие
- состояние души, постоянное чувство неудовлетворенности своим положением
Философия истории, по Шпенглеру, – это
- вера
- логика
- искусство
- наука
Основные положения концепции Тойнби следующие
- истории развития всех обществ, подходящих под определение цивилизации, были в определенном смысле параллельны и современны друг другу
- «…наименьшей ячейкой умопостигаемого поля исторического исследоания должно служить целое общество, а не случайные фрагменты…»
- эпоха цивилизации всегда связана с упадком творческих возможностей культуры
- цивилизации возникают, развиваются и приходят в упадок в точно определенные сроки
Согласно концепции Тойнби, движение цивилизации к распаду проявляется в
- «стремлении создать собственное окружение, породить собственного возмутителя спокойствия и создать собственное поле действия»
- эскалации внутренних войн
- прогрессивном движении в сторону самоопределения
- смешении традиций и сочетании несовместимых ценностей