Содержание
- № 1 Социология как специализированная область научного знания возникла: • В 20 – 70-х гг. XIX в.
- № 2 Название “социология” придумал: • Конт.
- № 3 Социология изначально называлась: • Социальная физика.
- № 4 “Энциклопедия или система наук и их методов”, составленная О. Контом. “Математика — основополагающая наука. Астрономия, наука получившая самое раннее развитие. За ней по степени сложности методической основы следует физика, химия и биология. Социология, опираясь на них становится “вершиной всех наук”.
- № 5 Утверждение, что предметом социологии является как “общество в человеке”, так и “человек в обществе”, принадлежит: • Бергеру.
- № 6 Не входит в предмет социологии: • Развитие науки и техники. • Эволюция человека как природного вида.
- № 8 Специфические признаки социальных законов: • Никогда не кажутся людям открытиями. • Усваиваются в процессе социализации.
- № 10 “Закон трех стадий” Конта принадлежит: • К законам, которые раскрывают перед нами будущую социальную систему.
- № 11 В выражении: “держать руку на пульсе” отражена суть: • Познавательной (Диагностической) функции социологии.
- № 12 К характеристике прогностической функции социологии относится: • Практическая направленность. • Позволяет определить диапазон возможностей. • Позволяет рассчитать вероятные потери.
- № 13 Суть инструментальной функции социологии: • В определении методов изучения социальной реальности.
- № 14 “Под дисциплинарной матрицей социологического знания подразумевается вся совокупность родственных социологии дисциплин, их взаимовлияние, интеграция”.
- № 15 В подсистему научного знания, называемую социальным знанием, входят науки: • Психология. • Социальная психология. • Экономика. • Этнография. • Антропология. • Политические науки.
- № 17 На стыке социологии и психологии родилась наука: • Cоциальная психология.
- № 18 “Социология изучает социальные отношения, существующие независимо от нас; социальная психология — зависящие от нас; а психология — не изучает никакие отношения напрямую”.
- № 19 Социологию называют наукой с двойным статусом. Этот статус определяет принадлежность к наукам: • гуманитарным. • социальным.
- № 20 Социология по отношению к другим социальным и гуманитарным наукам выполняет: • Интегративную функцию.
- № 21 Совокупность отраслевых направлений, тематических областей и сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологического знания, называется: • Внутридисциплинарная матрица социологии.
- № 23 Теории среднего уровня выдвинул социолог: • Мертон.
- № 25 Социологи должны отвечать на вопрос: “В каком направлении развиваются общества и их структуры в современном мире”, в рамках: • Макросоциологического подхода.
- № 26 Для ответа на вопрос: “Как часто и почему возникают семейные конфликты”, социологам следует использовать: • Микросоциологический подход.
- № 27 Стабильность общества, по Конту, обеспечивают социальные институты: • Религия. • Семья. • Государство.
- № 28 По мнению Конта, ключевая роль в стабилизации общества, принадлежит социальному институту: • Семья.
- № 29 Ключевой силой общественного прогресса, по Конту, является: • Человеческий разум.
- № 30 Последовательность этапов реформистских преобразований по Конту: • Преобразование взглядов. • Преобразование нравов. • Создание новых учреждений.
- № 33 Спенсер подчеркивал опасность расширения полномочий института: • Государства.
- № 36 Утверждение, что каждая социальная система содержит в себе определенные качества, не сводящиеся к сумме свойств составляющих ее элементов: • Cистемный подход функционалистов к обществу.
- № 38 Следующие постулаты: 1. функционального единства общества; 2. универсальности функционализма; 3. необходимости. • Принадлежат к структурному подходу функционализма.
- № 39 Известно, что Мертон поставил под вопрос правомерность трех постулатов классического структурного функционализма. Он предлагал заменить концепцией “функциональных эквивалентов”, “функциональных альтернатив”: • Постулат необходимости.
- № 40 Из современных социологов, разделил все функции социальной структуры на явные и латентные: • Мертон.
- № 41 Выделение Мертоном двух особенно важных элементов социальной структуры, описанных им следующим образом: “Первый состоит из определенных культурой целей, намерений и интересов, выступающих в качестве законных целей всего общества…”. Второй элемент – “определяет, регулирует приемлемые способы достижения этих целей… В любом случае выбор средств достижения целей ограничивается институализированными нормами”. • Стало основой теории аномии.
- № 44 Кто из представителей конфликтологического направления социологической мысли считает, что лидеры групп могут провоцировать мнимый конфликт группы с внешней средой (поиск внешнего врага), чтобы сохранить группу, укрепить внутригрупповую солидарность? • Козер.
- № 46 Американский социолог Боулдинг полагает, что всякий конфликт можно попытаться разрешить или преодолеть. по его мнению, это можно сделать: • Манипулируя раздражителями.
- № 47 Главный недостаток функционалистского и конфликтологического направлений социологической мысли: • Неспособности должным образом отразить в социальном индивидуальное.
- № 49 Главным в “понимающей” социологии является: • Изучить и интерпретировать образцы типичного социального поведения людей.
- № 50 Социология по Веберу является “понимающей” поскольку имеет дело с осмысленными действиями людей. Он относил к осмысленным типы действий: • Целерациональные. • Ценностно-рациональные.
- № 51 Идеально-типическая модель (идеальный тип) по Веберу: • Типический слепок, стандарт отсчета.
- № 53 Символический интеракционизм принадлежит к микросоциологии.
- № 54 По Миду человеческое “я” складывается из: • I + Me.
- № 58 По мнению Блумера, остановить действующую толпу, можно: • Переключив внимание ее членов на разные объекты.
- № 59 По Блумеру, к общим социальным движениям, принадлежат: • Демократическое. • Молодежное. • Движение борцов за мир.
- № 60 Данная характеристика: “Он основывается на представлениях об обществе как системе безличных институтов и структур, объективных по отношению к индивиду и детерминирующих его социальное поведение”, относится к: • количественному подходу к социологическому исследованию.
- № 61 Разновидность качественного метода исследования. “Кейс-стади – это метод частного случая. Суть его в детальном, всестороннем описании явления или общности”.
- № 62 Этапы социологического исследования: 1) Подготовка исследования; 2) Сбор первичной социологической информации; 3) Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ; 4) Анализ обработанной информации, подготовка отчета по итогам исследования, формирование выводов и рекомендаций.
- № 67 Полевой и лабораторный виды имеют методы сбора первичной социологической информации: • Наблюдение. • Эксперимент.
- № 69 Методы сбора первичной социологической информации. “Наблюдение используется для построения гипотез, а Эксперимент для их проверки”.
- № 71 Вопрос-фильтр должен располагаться: • Во второй половине анкеты.
- № 72 Контент-анализ применяется: • При работе с документами.
- № 73 В России начали активно применять маркетинговые исследования: • В 90-е гг. XX века.
- № 74 Для каких методов сбора первичной социологической информации используется Интернет? • Для экспертных опросов. • Для маркетинговых зондажей. • Для анкетирования.
- № 75 “Актуальность стыковых микро/макро социальных проблем ставит социологов перед необходимостью сочетания количественных и качественных подходов”.
- № 78 Выберите из перечисленных характеристики, связанные с понятием “общество”. • Дописьменные. • Письменные. • Простые. • Сложные.
- № 79 “Исторически, Общество первично, а Государство вторично”.
- № 80 Кто является автором синтетической модели развития общества? • Белл.
- № 81 Какие из перечисленных характеристик отражают переход от индустриального общества к постиндустриальному? • Возрастает роль научного знания в организации общества. • Распространение и быстрое совершенствование компьютерной техники как средства накопления и передачи информации.
- № 82 “Переход от первобытной фазы к доиндустриальному или традиционному обществу называется Неолитической, а от него к индустриальному Промышленной революцией”.
- № 83 Элементы, формирующие общество как целостную систему, обладающую интегральными качествами. • Координация. • Субординация.
- № 84 Признаки массовых общностей. • Структурно нерасчлененные, аморфные. • Имеют межгрупповую природу.
- № 85 Признаки групповых общностей. • Основанные на устойчивом взаимодействии. • Сплоченные. • Однородны по составу.
- № 86 Характеристики: возраст, уровень образования, профессия, уровень доходов, соответствуют: • Условным группам.
- № 88 Референтные группы описывает характеристика: • Эталон для индивида.
- № 92 Базовые цели организации. • Произвести определенный вид продукции. • Произвести продукцию в определенные сроки. • Улучшение условий труда. • Повысить качество продукции.
- № 93 Характеристики формальных организаций. • Рациональность. • Безличность. • Определенная программа.
- № 94 Характеристики неформальных организаций. • Общность интересов. • Самоорганизация. • Групповые нормы.
- № 95 Кто из ученых писал о бюрократии как идеальном типе управления в сложных обществах? • Вебер.
- № 96 “Cоциальная структура, основанная на иерархии должностей и ролей, предписанных четкими правилами и стандартами и на разделении функций и власти”: • Бюрократия.
- № 98 Причины возникновения олигархических тенденций в формальных организациях. • Наличие иерархической структуры, в которой власть осуществляется сверху вниз. • Руководители имеют очень много преимуществ (информация, навыки, ресурсы и прочее) перед сотрудниками. • Простые члены организации не заинтересованы в принятии на себя ответственности.
- № 99 На каком уровне социального управления используются следующие методы: — согласование формальной и неформальной структур; — демократизация управления; — социальное планирование. • Социальной организации предприятия.
- № 101 Новаторско-аналитический стиль управления. • Энергичность и новаторство. • Быстрое принятие решение и интеграция коллективных действий. • Готовность учитывать мнение других, терпимость к неудачам.
- № 102 Ядро корпоративной культуры. • Система ценностей, принятая в организации.
- № 103 Свойства корпоративной культуры. • Устойчивость. • Неформальность. • Всеобщность.
- № 105 Для деловых организаций современной России характерен: • Cмешанный тип корпоративной культуры.
- № 106 Согласно опросу российских и иностранных бизнесменов, нам следует учиться у западных специалистов: • Честности. • Умению вести переговоры. • Специализации. • Точности и исполнительности. • Ответственности.
- № 107 Нам не следует учиться у западных специалистов: • Предельно узкой специализации. • Медлительности в принятии решений. • Минимизации интересов в рамках профессии.
- № 108 Естественное воспроизводство населения выражается в процессах: • Рождаемости. • Среднетипичной продолжительности жизни. • Смертности.
- № 111 В развитых странах настрой на малодетную семью провоцируют факторы: • Высокая профессиональная занятость женщины. • Изменение структуры ценностных ориентаций (дети не главная ценность). • Уход в прошлое детского труда и возросший период взросления.
- № 114 Известно, что в эволюции смертности в связи с развитием общества выделяются три общеисторические закономерности. • Количественные масштабы смертности сокращаются. • Все меньшую роль грает смертность, вызванная внешними, случайными для человека причинами, а все большую – возрастная патология и заболевания. • Смертность связана прежде всего со старостью.
- № 115 “Повышенная мужская смертность наблюдается в настоящее время в индустриально-развитых странах, а женская в аграрных”.
- № 116 “При характеристике социальной регуляции смертности в современном обществе выделяется следующая закономерность: повышенная смертность всех тех, кто не состоит в браке”.
- № 117 “С XIX века в мире наблюдается повышенная смертность горожан, а в России со второй половины XIX века – селян”.
- № 118 Сокращение масштабов смертности по мере роста организации общества называется: • Законом Кондорсе.
- № 120 Вместе с ростом социальной продолжительности жизни происходит не рост, а снижение качества общественного здоровья.
- № 122 За счет какого из процессов, по мнению аналитиков, может расти население России в ближайшие полвека? • Иммиграция.
- № 123 Кто из ученых считал, что эволюция общества – это процесс естественного отбора социальных институтов? • Веблен.
- № 124 В отечественной научной литературе, как ведущий компонент социальной структуры общества, характеризуется социальное образование: • Социальный институт.
- № 126 Этапы образования социального института в порядке их процессуальной последовательности. • Возникновение потребности. • Формирование общих целей. • Появление норм и правил в ходе стихийного взаимодействия. • Появление процедур, связанных с нормами и правилами. • Установление системы санкций для поддержания норм. • Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех в институте.
- № 127 Это организованная система социальных связей и норм, которая объединяет значимые общественные ценности процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. • Социальный институт.
- № 128 Нормы: информация должна быть точной, объективной, оперативной,полезной должны быть присущи: • Средствам массовой коммуникации.
- № 130 Лояльность входит в установки и образцы поведения в институтах: • Семья. • Государство. • Религия.
- № 132 В стандартизации поведения людей в выработке шаблонов поведения состоит: • Регулятивная функция социальных институтов.
- № 133 Реализация какой из универсальных функций предполагает выполнение следующих требований: а) консолидация или совмещение усилий; б) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; в) согласованность личных целей индивидов с целями других или целями группы. • Интегративная функция.
- № 134 Исследователями признается основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности: • Семья.
- № 136 Защиту членов общества от физической опасности осуществляют институты: • Военные. • Правовые. • Медицинские.
- № 138 Нарастание дисфункции в деятельности института может вести к дезорганизации общества.
- № 139 Конт наделял семью характеристиками: • Стабилизатор общества. • Телеологический источник развития общества. • Нравственная основа общества.
- № 140 Характеристики: 1) наиболее древний в общественной организации; 2) включает в себя множество частных институтов; 3) процесс формирования растянут во времени и включает усвоение социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов. • Институт семьи.
- № 143 Известный российско-американский социолог П. Сорокин выделял 4 типа семей и соответствующие им типы воспитания детей. О каком из типов семьи, названных им идет речь: “Этот тип семьи формирует базовую личность уже не отягощенную общинным укладом, но и не приобретшую индивидуального, творческого начала, без уважения к авторитету, но и без самостоятельности”. • Неустойчивая.
- № 147 К традиционным брачно-семейным отношениям относятся: • Законные (юридически оформленные). • Мужская идеология. • Гетеросексуальность. • Диадичность.
- № 148 К альтернативным формам брачно-семейных отношений: • Сознательно бездетный брак. • Свингерство. • Интимная дружба.
- № 152 К семейным относятся конфликты: • Ролевых образов. • Межролевой. • Внутриролевой.
- № 153 В социологическую модель способности к браку входят характеристики: • Высокий уровень терпимости. • Эгоцентризм; • Умение уступать, избегать преднамеренных конфликтов. • Альтруистические ценностные ориентации.
- № 155 Период жизненного цикла семьи, называемый “этапом молодой семьи” описывают характеристики: • Рождение ребенка. • Начало посещения ребенком дошкольного учреждения. • Возвращение жены к профессиональной деятельности.
- № 156 Характеристики, которые соответствуют специфике изучения личности в социологии. • Элемент социальной жизни. • Источник социальной жизни. • Человек разумный.
- № 157 Ядро личности включает в себя …: • знания; • принципы; • культура чувств; • сердце человека; • возраст.
- № 158 Механизм взаимодействия личности и общества. • Личность ищет свое социальное место. • Общество предлагает личности варианты. • Личность выбирает из предложенного.
- № 161 Основные виды статусов. • Предписанные. • Достигнутые. • Генеральные.
- № 162 Иерархия статусов, принятая в обществе, называется престижем.
- № 164 Парсонсом и его сотрудниками для описания социальной роли были использованы понятия: • Эмоциональность. • Способ получения. • Масштаб. • Формализация. • Мотивация.
- № 166 Конфликт людей, опередивших свое время, с обществом, окружающим их, относится к: • конфликту трактовки.
- № 167 Карьерный цикл. • Профессиональная подготовка к работе в организации. • Адаптация к составу и содержанию работы. • Конкурс, отбор, назначение. • Продвижение. • Работа в должности.
- № 169 Требования, которые обязательны при написании резюме. • Честность. • Избирательность информации. • Конкретность. • Активность. • Краткость.
- № 170 Главный показатель профессионализма. • Устойчиво высокие результаты работы.
- № 174 Процесс социализации идет: • Всю жизнь.
- № 175 Решающим условием социализации является: • Наличие социальной среды.
- № 177 Уровням морального развития личности по Кольбергу соответствуют характеристики: • Доморальный уровень. • Уровень конвенциональной морали. • Уровень автономной морали.
- № 180 Чему из перечисленного учат ребенка в процессе социализации дети-ровестники, а родители этому научить не могут? • Самостоятельности.
- № 181 Агенты первичной и вторичной социализации различаются: • Степенью близости к социализирующемуся. • Функциями.
- № 182 Начальная (первичная) социализация – это область первичных межличностных отношений, а значит и предписанных (предписываемых) статусов; продолженная (вторичная) социализация – это область в основном формальных отношений и достигнутых статусов.
- № 184 Подход ученых к социализации, который соответствует современным условиям цивилизованного мира: • “Общество, не зависящее от возраста”.
- № 185 Процесс отучения или отказа человека от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.
- № 186 Десоциализация и ресоциализация относятся к взрослой или продолженной социализации.
- № 188 Отклонение от неформальных норм — девиантное поведение; Отклонение от административно-правовых норм — делинквентное поведение; Отклонение от уголовно-правовых норм — преступное поведение.
- № 189 Инструменты социальной регуляции: • Обычаи. • Традиции. • Мораль. • Религия. • Право.
- № 191 Функции социального контроля: • регулятивная; • охранительная; • стабилизирующая.
- № 194 Формы реализации социальных норм: • Использование. • Исполнение. • Соблюдение.
- № 196 Согласно концепции Бергера социальный контроль можно представить в виде концентрических кругов. Каждый круг – новая система контроля. Самый внешний круг – это политика, средний – юридическая система, а в ближайший к индивиду круг входит: • Частная жизнь и семья.
- № 202 Основным инструментом, который применяют агенты и институты социального контроля являются санкции.
- № 207 Политические репрессии, рэкет, организованная преступность относятся к инструментам прямого жесткого контроля.
- № 221 Для взрослых и подростков к делинквентным поступкам относится большинство административных нарушений.
- № 224 Тенденции, характеризующие мировую преступность, которые наиболее отчетливо проявляются в России: • Усиление корыстной направленности преступности. • Рост безнаказанности преступников. • Интенсивное расширение криминогенной социальной базы, особенно за счет молодых люмпенов.
- № 228 Как соотносятся понятия “социальная структура” и “социальная стратификация”? • Первое шире второго, поглощает его.
- № 229 Структурно-функционалистские объяснения социальной стратификации. • Она поддерживает жизнь общества. • Она полезна и неизбежна. • Ценности и убеждения, которые узаконивают социальное неравенство, разделяют широкие слои общества.
- № 231 Общепризнанные, главные измерения стратификации. • Доход. • Образование. • Власть. • Престиж. • Политическая принадлежность. • Классовая принадлежность.
- № 234 Открытые общества характеризуют исторические типы стратификации: • Классы.
- № 236 Передвижение индивида или социальной группы из одной социальной страты в другую, изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре социальной мобильностью.
- № 237 Большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству, власти, социальному престижу, обладающая одинаковым социально-экономическим статусом — • Класс.
- № 240 Социальная стратификация. “Это уникальное явление мировой истории, выполняющее роль стабилизатора общества”. • Бедность. • Средний класс.
- № 246 Верхний низший класс в России исследователи называют “базовым слоем”, • потому что он представляет интересы рядовых россиян.
- № 247 Половина детей современной России живет в бедности.
- № 249 Несбалансированность взаимосвязей статусно-ролевых позиций и социальной идентичности россиян ученые называют: • Кризисным характером адаптации.
- № 251 Исследователи какого направления полагают, что первенство – это естественный способ обеспечения выживания общества? • Функционалисты.
- № 252 О том, что по мере развития информационной революции человечество переживает определенную экономическую поляризацию (т.е. движется не к палитаризму, а к еще большему неравенству), пришли к выводу: • Современные американские ученые.
- № 253 В социологии для измерения бедности используются характеристики: • Ликвидные ценности. • Масштаб бедности. • Порог бедности.
- № 255 Характерные черты субкультуры бедности. • Повышенная агрессивность, озлобленность. • Культ силы и равенства. • Ранний секс. • Обвинение других в своих бедах.
- № 258 Термин “глобализация” принадлежит: • Левиту.
- № 261 Глобализация как процесс глубоких качественных изменений несет в себе и положительный, и отрицательный заряды.
- № 263 К чему относятся следующие характеристики глобализации: — однородность и сопутствующая ей энтропийность; — виртуализация и аномалия общества; — формирование космополитической мировой элиты и рядовой массы. • К рискам.
- № 264 Источник глобализации: • В потребности человечества как социально-экологического организма контролировать свою ресурсную базу – Земной шар.
- № 267 Поле глобализации: • Те сферы жизни, через которые она проходит.
- № 268 Процессы политической глобализации. “Любые принципы межгосударственных отношений жизнеспособны лишь там, где существуют подгосударственные механизмы их реализации”.
- № 273 Массовая культура формирует потребности аудитории и удовлетворяет их.
- № 274 Не нуждается в дотациях и превратилось в весьма доходную сферу бизнеса: • Массовое искусство.
- № 278 Cоциальная глобализация является очередной стадией единого процесса социальной самоорганизации мирового сообщества.