Содержание
- Процесс становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие ее черты, проявляющиеся в социально-организационной деятельности, регулируемый ролевой структурой общества; усвоение культуры (норм, ценностей, идей, правил, поведения и стереотипов понимания сообщества), — это
- Составная часть культуры, представляющая собой специфический образ познания мира, основанный на выработке и систематизации объективных знаний действительности, — это
- Установите соответствие между уровнями потребностей, сформулированными А.Маслоу, и иллюстрирующими их примерами
- _________________ — это система предрасположенностей (диспозиций), объективно приспособленных для достижения определенных результатов, т.е. социальных целей
- _____________ — это вторая фаза социализации, период поиска средств и способов для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации
- ________________ социология — это теоретико-методологическое направление в социологии XX в., которое рассматривает общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии и взаимопонимании индивидов
- Разрабатываемая сегодня концепция синтетического мышления, где интерпретируется синтез идеального мышления (понятийного) с образами непосредственного созерцания, получила название концепция
- Установите соответствие между стадиями социализации личности, выделенные швейцарским психологом Ж.Пиаже, и их содержанием
- Укажите характерные черты конвенциального уровня социализации в теории А.Колберга
- _______________ личность — это личность, черты которой лучше всего выражают сущность данной культуры, это как бы идеал личности данной культуры
- _______________ — это в большей мере реакция человека на условия, препятствующие удовлетворению им каких-то своих потребностей, интересов, нежели проявление врожденного инстинкта, агрессивности
- Классический вклад в теорию социального действия внес
- ________________ общество — это общество, в котором качество жизни, так же как перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависит от информации и ее эксплуатации является
- _______________ — это интеллектуально-гуманистическая перестройка всей жизнедеятельности человека на основе все более полного использования информации как ресурса развития с помощью средств информатики (информационных технологий) в целях создания информационного общества
- В центре внимания теорий насилия находится феномен
- Аксиоматическое принятие фактов, действий, явлений, суждений, некритическое восприятие чьего-либо суждения, убеждений, картины мира, взглядов на жизнь — это
- Группы активных болельщиков — это
- Представителем психоаналитического объяснения насилия и агрессивности человека и общества является
- ________________ — это процесс становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие ее черты, проявляющиеся в социально-организационной деятельности, регулируемый ролевой структурой общества; усвоение культуры (норм, ценностей, идей, правил, поведения и стереотипов понимания сообщества)
- В социально-антропологической традиции синонимом социализации фактически выступает понятие
- Установите соответствие между понятиями и их определениями
- Социология определяет поведение, связанное с совершением тех или иных правонарушений, как
- _______________, или межиндивидуальная коммуникация — это духовное взаимодействие и взаимопонимание индивидов, которое служит основой общества
- Укажите параметры, которые определяют лингвистическую компетентность
- В 1960-е гг. концепцию «одномерного человека» разработал американский социолог
- Установите соответствие между направлениями исследований человеческой агрессивности и способами ее объяснения
- Согласно М.Мида и Ч.Х.Кули, механическое повторение наблюдаемых действий — это такая стадия социализации как процесса освоения ролей, как
- Форма связи индивида и социума, ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры, — это социальный
- Закончите фразу Дж.Несбитта «Нас захлестывает поток информации, но мы испытываем голод в _________________».
- Представителями биогенетического (этологического) объяснения насилия и агрессивности человека и общества являются
- За основу социальной типизации личности М.Вебер берет
- Согласно Я.С.Выготскому, основной и самой общей деятельностью человека, в первую очередь отличающей его от животного, с психологической стороны является
- ______________ личность — это индивид, который, усвоив многие ценности двух или более конфликтующих социокультурных систем, испытывает дискомфортные чувства и часто проявляет поведение, не вписывающееся в рамки какой-либо одной системы поведенческих правил
- Третья фаза развития личности в общности, в рамках которой в групповой деятельности у индивида складываются черты, которых не было не только у него, но и, может быть, нет и у других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы, — это
- Основная знаковая система, позволяющая людям понимать друг друга в любых ситуациях социального взаимодействия, — это
- С 1970-х годов ведущей доктриной технологического детерминизма становится концепция
- Возникновение массового общества на Западе относят ко второму десятилетию _________ в.
- Укажите понятия, которыми оперируют социологи для описания социальной сути и социальных качеств человека
- Установите соответствие между понятиями и их определениями
- Укажите важнейшие положения концепции Я.С.Выготского, характеризующие социальную роль языка
- Культурно-деятельностное образование, суть которого выявляется лишь в процессе умозрения и внутреннего переживания играющего, — это
- Установите соответствие между типами игры, выделенными Р.Каюйей, и их существенными признаками
- Интеллектуально-гуманистическая перестройка всей жизнедеятельности человека на основе все более полного использования информации как ресурса развития с помощью средств информатики (информационных технологий) в целях создания информационного общества — это
- Личность, черты которой лучше всего выражают сущность данной культуры, это как бы идеал личности данной культуры — это
- Отрыв от людей продуктов их взаимодействия и превращение этих продуктов в силу, стоящую над ними и управляющую их повседневным поведением и деятельностью, в истории философии и культуры получили название «отчуждение _________»
- ________________ — это целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемого, ориентированное на формирование у него желаемых черт
- Характеристика индивида — потребность казаться и оставаться в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей, осуществлять своею деятельностью посредством преобразования их смысловой сферы — это
- Установите соответствие между стадиями возникновения и укрепления идентичности и их содержанием
- _______________ — это усвоение норм чужой для человека культуры, перенесение норм культуры одного общества в другое, являющееся в данном случае «принимающей стороной»; «врастание» личности в другую культуру
- Установите соответствие между историческими этапами эволюции труда в социокультурном плане и содержанием труда
Процесс становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие ее черты, проявляющиеся в социально-организационной деятельности, регулируемый ролевой структурой общества; усвоение культуры (норм, ценностей, идей, правил, поведения и стереотипов понимания сообщества), — это
- воспитание
- социализация
- интернализация
- инкультурация
Составная часть культуры, представляющая собой специфический образ познания мира, основанный на выработке и систематизации объективных знаний действительности, — это
- профессиональная культура
- вера
- наука
- социокультурный процесс
Установите соответствие между уровнями потребностей, сформулированными А.Маслоу, и иллюстрирующими их примерами
- потребности в понимании и любви
- стремление получить признание и оценку в группе
- потребности в саморазвитии
- жизнеподдерживающие в дыхании, питье, пище, тепле и т.п.
- витальные потребности
- самосовершенствование и влияние на других
- потребности в принятии другими
- необходимость найти свое alter-ego, быть любимым, понимать другого, как себя
_________________ — это система предрасположенностей (диспозиций), объективно приспособленных для достижения определенных результатов, т.е. социальных целей
_____________ — это вторая фаза социализации, период поиска средств и способов для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации
________________ социология — это теоретико-методологическое направление в социологии XX в., которое рассматривает общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии и взаимопонимании индивидов
Разрабатываемая сегодня концепция синтетического мышления, где интерпретируется синтез идеального мышления (понятийного) с образами непосредственного созерцания, получила название концепция
- интуитивного познания
- информационного мышления
- визуального мышления
- экологического мышления
Установите соответствие между стадиями социализации личности, выделенные швейцарским психологом Ж.Пиаже, и их содержанием
- формально-операциональная стадия
- до 2 лет вещь есть, пока ребенок ее видит или чувствует
- конкретно-операциональная стадия
- 2-7 лет ребенок научается различать вещь и символ вещи
- предоперациональная стадия
- 7-11 лет оперирование понятиями, развитие воображения
- сенсомоторная стадия
- после 12 лет происходит формирование абстрактных понятий (добра и зла и т.п.)
Укажите характерные черты конвенциального уровня социализации в теории А.Колберга
- поступки личности начинают регулироваться совестью
- основан на принципе «взаимного воздаяния»
- основан на внешней диаде «страдание — наслаждение»
- характерен для взаимоотношений детей и родителей
_______________ личность — это личность, черты которой лучше всего выражают сущность данной культуры, это как бы идеал личности данной культуры
_______________ — это в большей мере реакция человека на условия, препятствующие удовлетворению им каких-то своих потребностей, интересов, нежели проявление врожденного инстинкта, агрессивности
Классический вклад в теорию социального действия внес
- Т.Парсонс
- К.Маркс
- Д.Белл
- Й.Хейзинга
________________ общество — это общество, в котором качество жизни, так же как перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависит от информации и ее эксплуатации является
_______________ — это интеллектуально-гуманистическая перестройка всей жизнедеятельности человека на основе все более полного использования информации как ресурса развития с помощью средств информатики (информационных технологий) в целях создания информационного общества
В центре внимания теорий насилия находится феномен
- свободы человека
- рациональности человека
- аффективности человека
- агрессивности человека
Аксиоматическое принятие фактов, действий, явлений, суждений, некритическое восприятие чьего-либо суждения, убеждений, картины мира, взглядов на жизнь — это
- наука
- профессиональная культура
- вера
- социокультурный процесс
Группы активных болельщиков — это
- «Практики»
- «Знатоки»
- «Избирательные»
- «Престижные»
- «Случайные»
- «Неболельщики»
Представителем психоаналитического объяснения насилия и агрессивности человека и общества является
- К.Маркс
- К.Лоренц
- З.Фрейд
- О.Шпенглер
________________ — это процесс становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие ее черты, проявляющиеся в социально-организационной деятельности, регулируемый ролевой структурой общества; усвоение культуры (норм, ценностей, идей, правил, поведения и стереотипов понимания сообщества)
В социально-антропологической традиции синонимом социализации фактически выступает понятие
- акцептации
- Инкультурации
- аккультурации
- реакции
Установите соответствие между понятиями и их определениями
- инкультурация
- освоение личностью ценностей и норм через социальное взаимодействие
- социализация
- целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемого, ориентированное на формирование у него желаемых черт
- воспитание
- процесс становления личности, в ходе которого формируются наиболее общие ее черты, проявляющиеся в социально-организационной деятельности, регулируемый ролевой структурой общества; усвоение культуры (норм, ценностей, идей, правил, поведения и стереотипов понимания сообщества)
- интернализация
- освоение индивидом тех или иных элементов культуры, восприятие и усвоение культурных норм
Социология определяет поведение, связанное с совершением тех или иных правонарушений, как
- моральное
- девиантное
- аморальное
- деликвентное
_______________, или межиндивидуальная коммуникация — это духовное взаимодействие и взаимопонимание индивидов, которое служит основой общества
Укажите параметры, которые определяют лингвистическую компетентность
- социальный опыт
- встречаемость
- приемлемость
- грамматическая правильность
- реализуемость
- эффективность
В 1960-е гг. концепцию «одномерного человека» разработал американский социолог
- Р.Линтон
- П.Сорокин
- Э.Фромм
- Д.Рисмен
Установите соответствие между направлениями исследований человеческой агрессивности и способами ее объяснения
- интеракционизм
- агрессивность человека есть результат «когнитивного диссонанса», т.е. несоответствия в познавательной сфере субъекта
- этологические теории насилия
- агрессивность человека есть результат фрустрации отчужденной личности и вызывается социальными причинами
- фрейдизм, неофрейдизм и экзистенциализм
- основные причины агрессивности выводятся из признания человека общественным животным, а общества — носителем и воспроизводителем в своем устройстве инстинктов животного мира
- когнитивизм
- причина агрессивности людей в «конфликте интересов», несовместимости целей
Согласно М.Мида и Ч.Х.Кули, механическое повторение наблюдаемых действий — это такая стадия социализации как процесса освоения ролей, как
- групповое членство
- формально-операциональная
- конкретно-операциональная
- игра
- имитация
Форма связи индивида и социума, ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры, — это социальный
- статус
- характер
- тип личности
- процесс
Закончите фразу Дж.Несбитта «Нас захлестывает поток информации, но мы испытываем голод в _________________».
Представителями биогенетического (этологического) объяснения насилия и агрессивности человека и общества являются
- К.Лоренц
- З.Фрейд
- О.Шпенглер
- К.Маркс
За основу социальной типизации личности М.Вебер берет
- формационную принадлежность
- классовую принадлежность
- степень рациональности социального действия
- социальный характер
Согласно Я.С.Выготскому, основной и самой общей деятельностью человека, в первую очередь отличающей его от животного, с психологической стороны является
- сигнификация
- реализуемость
- приемлемость
- контаминация
______________ личность — это индивид, который, усвоив многие ценности двух или более конфликтующих социокультурных систем, испытывает дискомфортные чувства и часто проявляет поведение, не вписывающееся в рамки какой-либо одной системы поведенческих правил
Третья фаза развития личности в общности, в рамках которой в групповой деятельности у индивида складываются черты, которых не было не только у него, но и, может быть, нет и у других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы, — это
- индивидуализация
- референтная группа
- адаптация
- интеграция
Основная знаковая система, позволяющая людям понимать друг друга в любых ситуациях социального взаимодействия, — это
- язык
- артефакт
- лингвистическая компетентность
- хабитус
С 1970-х годов ведущей доктриной технологического детерминизма становится концепция
- «Архаического общества»
- «Постиндустриального общества»
- «Индустриального общества»
- «Доиндустриального общества»
Возникновение массового общества на Западе относят ко второму десятилетию _________ в.
- XX
- XXI
- XVIII
- XIX
Укажите понятия, которыми оперируют социологи для описания социальной сути и социальных качеств человека
- индивидуальность
- личность
- человек
- социальный субъект
Установите соответствие между понятиями и их определениями
- язык (в культуре повседневности)
- социологическое направление в лингвистике, связанное с интересом к функционированию живого разговорного языка, его социальной и территориальной дифференциации
- ментальность, менталитет
- возникновение в коммуникативных актах, сопровождающих ситуации социального взаимодействия, речевых моделей, адекватных конкретным ситуациям
- лингвистическая компетентность
- общая духовная настроенность, относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков, особенностей духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-либо сообщества
- социолингвистика
- основная знаковая система, позволяющая людям понимать друг друга в любых ситуациях социального взаимодействия
Укажите важнейшие положения концепции Я.С.Выготского, характеризующие социальную роль языка
- знаки — неотъемлемый и важнейший элемент культуры, обеспечивающий ее сохранение и передачу от поколения к поколению
- индивид способен управлять знаками, а через них — своим сознанием и поведением
- знаки усваиваются без влияния других людей
- знаки усваиваются лишь под влиянием других людей
- знаки и способы управления возникали в группе людей в процессе социального взаимодействия
- знаки управляют индивидом, его сознанием и поведением
Культурно-деятельностное образование, суть которого выявляется лишь в процессе умозрения и внутреннего переживания играющего, — это
- игра
- хабитус
- фанатизм
- насилие
Установите соответствие между типами игры, выделенными Р.Каюйей, и их существенными признаками
- игра-mimicry
- главенствует риск
- игра-агон
- на карту ставится сама жизнь игрока — она отдается на волю случая, стихии
- игра-ilinx
- играют соперники, цель игры — победа
- игра-alea
- играющий — актер, его принцип игры — жизнеподобие, подражание реальности
Интеллектуально-гуманистическая перестройка всей жизнедеятельности человека на основе все более полного использования информации как ресурса развития с помощью средств информатики (информационных технологий) в целях создания информационного общества — это
- технологизация
- гуманизация
- капитализация
- информатизация
Личность, черты которой лучше всего выражают сущность данной культуры, это как бы идеал личности данной культуры — это
- маргинальная личность
- личность
- нормативная личность
- модальная личность
Отрыв от людей продуктов их взаимодействия и превращение этих продуктов в силу, стоящую над ними и управляющую их повседневным поведением и деятельностью, в истории философии и культуры получили название «отчуждение _________»
- человека
- власти
- культуры
- труда
________________ — это целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемого, ориентированное на формирование у него желаемых черт
Характеристика индивида — потребность казаться и оставаться в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей, осуществлять своею деятельностью посредством преобразования их смысловой сферы — это
- способность быть личностью
- социальный характер
- социальный тип личности
- потребность быть личностью
Установите соответствие между стадиями возникновения и укрепления идентичности и их содержанием
- возникновение эмпатии
- реализуется в качестве личностной идентичности
- становление ситуационной идентичности на основе эмпатии
- возникновение связи со смысловым ядром личности, с ее убеждениями и даже глубинными установками
- осознание ситуационной идентичности и формирование надситуационного самоотождествдения
- возникновение чувства «своего», устойчивого доверия, чувства восхищения красотой или героизмом поступка и на этой основе появление ощущения «слитности» с героем и т.д.
- принятие осознанной устойчивой идентичности
- активизация способности к сочувственному уподоблению кому-либо или чему-либо
_______________ — это усвоение норм чужой для человека культуры, перенесение норм культуры одного общества в другое, являющееся в данном случае «принимающей стороной»; «врастание» личности в другую культуру
Установите соответствие между историческими этапами эволюции труда в социокультурном плане и содержанием труда
- феодальное общество
- труд — нормальное состояние человека, праздность — тяжкий грех; все должны заниматься своими трудами, чтобы быть угодными богу
- античный период доиндустриального общества
- труд, работа — источник личной идентичности; труд носит технологически насыщенный характер и воспринимается как источник обязательной деятельности, регулятор и организатор личного поведения
- индустриальное общество
- содержание труду характеризуется низким технологическим уровнем и отношением к нему как к тяжелому и нечистому занятию, унижающему человека и составляющему удел рабов и слуг
- христианство
- физический труд приличествует низшим сословиям, а высшие сословия должны исполнять государственные, политические и другие обязанности