Содержание
- Активизация эмоционально-волевой сферы предполагает
- В задачи полипрофессиональной бригады входит
- В качестве дополнительных ресурсов микросоциального окружения следует задействовать
- В работе по подготовке пациентов психиатрического профиля к трудоустройству принимают участие
- В рамках психообразовательных программ рассматриваются следующие темы
- Ведение индивидуального случая предполагает
- Виды жилья под защитой для психически больных
- Групповая психосоциальная терапия
- Для оценки эффективности реабилитационных программ учитывают
- Для практического освоения приближенных к прежним или новых для пациента ролевых функций и социальных позиций необходимо
- Задачи психообразовательной работы с пациентами
- Индивидуальная психосоциальная терапия направлена на
- К задачам психообразовательной работы с родственниками относятся
- К новым организационным формам оказания психиатрической помощи относятся
- К ресурсам сообщества при трудоустройстве пациентов относятся
- К стилю работы полипрофессиональных бригад относятся
- К целям тренинга социальных навыков относятся
- Ключевые положения системы психосоциальной реабилитации, ориентированной на клинико-социальное выздоровление
- Лечение в отделении интенсивного оказания психиатрической помощи наиболее эффективно
- Мишенями психосоциальной работы при подготовке к трудоустройству являются
- Мотивация к реабилитации подразумевает
- На этапе закрепления и поддержки в той или иной степени неполного или полного социального восстановления проводится
- Основными характеристиками когнитивного дефицита являются
- Отказ от замкнутости традиционной матрицы специализированной психиатрической службы становится возможным благодаря
- Оценка социального функционирование психически больных осуществляется в следующих областях
- Перемещение психиатрической помощи во внебольничные условия обусловлено
- Поддерживающая психосоциальная терапия направлена на
- Понятие качества жизни включает
- При оценке эффективности реабилитационных программ используют инструменты оценивающие
- При стабилизации психического состояния на первый план выходят следующие задачи поддерживающей психосоциальной терапии
- Принципы психосоциальной терапии
- Принципы сберегающе-превентивной реабилитации
- Принципы трудоустройства с поддержкой
- Программы когнитивной ремедиации строятся на следующих принципах
- Психообразовательная работа с родственниками обусловлена
- Психосоциальная терапия и реабилитация
- Психосоциальная терапия и реабилитация направлена на
- Развитие общественно-ориентированной психиатрической службы связано с
- Семейная психосоциальная терапия включает следующие программы
- Семейная психосоциальная терапия проводится
- Сочетание биологической и психосоциальной терапии
- Структура психиатрической помощи в парадигме общественно-ориентированной психиатрии изменяется за счет
- Требования к проведению психообразовательных занятий
- Функциональный диагноз учитывает
- Характеристиками социально-личностного восстановления (рекавери) являются
Активизация эмоционально-волевой сферы предполагает
- включение пациентов в досуговые группы;
- избегание сильных эмоциональных переживаний;
- обеспечение полезной занятости;
- повышение вовлеченности больных в социальные взаимодействия;
- применение гипносуггестивной терапии
В задачи полипрофессиональной бригады входит
- осуществлять взаимодействие внутри полипрофессиональной бригады, направленное на выработку тактики ведения пациента;
- осуществлять взаимодействие с родственниками пациента;
- проводить Балинтовские группы;
- разработать индивидуальную лечебно-реабилитационную программу для пациента;
- установить функциональный диагноз
В качестве дополнительных ресурсов микросоциального окружения следует задействовать
- друзей пациента;
- общественные организации пациентов и их родственников;
- семью пациента;
- сотрудников центров занятости;
- участников полипрофессиональной бригады
В работе по подготовке пациентов психиатрического профиля к трудоустройству принимают участие
- адвокатские бюро;
- бюро медико-социальной экспертизы;
- некоммерческие общественные организации;
- районные психоневрологические диспансеры;
- центры содействия занятости населения
В рамках психообразовательных программ рассматриваются следующие темы
- лекарственное взаимодействие психотропных средств;
- причины, течение, прогноз психических расстройств;
- проявления психических расстройств;
- соотношение риск/польза психофармакотерапии;
- способы распознавания симптомов и контроль над ними
Ведение индивидуального случая предполагает
- выявление и учет индивидуальных потребностей пациента и его семьи при разработке плана реабилитации;
- купирование обострений только на дому;
- наличие полипрофессиональной бригады;
- нацеленность на достижение клинико-социального выздоровления (recovery);
- руководящую роль врача-психиатра
Виды жилья под защитой для психически больных
- жилье на огороженной и защищаемой территории;
- жилье, находящееся под вневедомственной охраной;
- медико-реабилитационного отделения для формирования навыков самостоятельного проживания у пациентов, утративших социальные связи;
- общежитие при учебных заведениях или предприятиях;
- собственное жилье, проживание в котором осуществляется совместно с родственниками
Групповая психосоциальная терапия
- повышает эффективность программы;
- позволяет пациентам почувствовать свою принадлежность к группе людей со сходными проблемами;
- позволяет сформировать терапевтическое сообщество участников;
- позволяет увеличить количество пациентов, включенных в реабилитационные мероприятия;
- снижает эмоциональные затраты ведущих группы
Для оценки эффективности реабилитационных программ учитывают
- мнение специалистов, вовлеченных в реабилитационные программы;
- показатели качества жизни пациентов;
- показатели психического состояния пациентов, охваченных реабилитационными программами;
- показатели социального функционирования пациентов;
- показатели экономической эффективности деятельности лечебно-трудовых мастерских
Для практического освоения приближенных к прежним или новых для пациента ролевых функций и социальных позиций необходимо
- минимальная выраженность негативной симптоматики;
- мотивация пациента;
- наличие комплекса «промежуточных» (между психиатрическим учреждениями и обществом) звеньев реабилитационной направленности;
- согласие родственников;
- состояние полной ремиссии
Задачи психообразовательной работы с пациентами
- активизация пациентов;
- интерактивное обучение пациентов знаниям о своем заболевании и способам совладания с ним;
- обеспечение полезной занятости пациентов;
- предоставление информации о психических расстройствах в виде лекций;
- психосоциальная поддержка друг друга участниками группы
Индивидуальная психосоциальная терапия направлена на
- анализ травматического опыта;
- обучение распознаванию признаков стресса;
- обучение технике когнитивного рефрейминга (переструктурирования);
- развитие навыков самовыражения;
- разрешение конфликтов в ситуации реальной жизни
К задачам психообразовательной работы с родственниками относятся
- информирование семьи о психическом заболевании;
- профилактика концентрирования жизни семьи вокруг нужд пациента;
- развитие навыков эффективного взаимодействия с пациентом;
- решение внутри личностных конфликтов каждого члена семьи;
- тренинг социальных навыков у членов семьи
К новым организационным формам оказания психиатрической помощи относятся
- дневной стационар при психоневрологическом диспансере;
- медико-реабилитационное отделение (дневной стационар);
- отделение интенсивного оказания психиатрической помощи (дневной стационар);
- отделение нелекарственных методов лечения психических расстройств;
- отделение психотерапии
К ресурсам сообщества при трудоустройстве пациентов относятся
- благотворительные фонды;
- некоммерческие общественные организации;
- психоневрологические интернаты;
- работодатели;
- средства массовой информации
К стилю работы полипрофессиональных бригад относятся
- лидирующая роль врача-психиатра;
- партнерский стиль взаимодействия между специалистами, пациентом и его окружением;
- принятие ответственности за состояние пациента;
- рассмотрение проблем пациента с разных точек зрения;
- согласованность действий специалистов бригады
К целям тренинга социальных навыков относятся
- информирование пациентов о причинах развития социальной некомпетентности;
- распознавание признаков начинающегося обострения;
- расширение социально-поведенческого репертуара;
- совладание с остаточной психопатологической симптоматикой;
- формирование адекватности социального восприятия
Ключевые положения системы психосоциальной реабилитации, ориентированной на клинико-социальное выздоровление
- определение дизайна психиатрической помощи на основании однотипных стандартизированных подходов для всех пациентов;
- ориентация на личность пациента, а не на его заболевание;
- поощрение надежды;
- предпочтение мнения профессионалов в отношении значимых для пациента целей и способов их достижения;
- соблюдение режима лечения как неукоснительное следование назначения врача
Лечение в отделении интенсивного оказания психиатрической помощи наиболее эффективно
- для пациентов с кратковременными субпсихотическими состояниями;
- для пациентов с помрачением сознания;
- для пациентов с частыми и длительными обострениями;
- для пациентов, проживающих в семьях;
- для пациентов, требующих применения методов преодоления терапевтической резистентности
Мишенями психосоциальной работы при подготовке к трудоустройству являются
- коммуникативные навыки;
- навыки независимого проживания;
- навыки поведения досуга и полноценного отдыха;
- навыки трудовой дисциплины;
- социальные и когнитивные навыки
Мотивация к реабилитации подразумевает
- выявление значимых жизненных целей и разработка плана действий;
- отказ от психофармакотерапии;
- проведение тренинга личностного роста;
- развитие чувства компетентности и самоэффективности;
- формирование потребности и готовности к изменениям
На этапе закрепления и поддержки в той или иной степени неполного или полного социального восстановления проводится
- мотивационный тренинг;
- определение группы инвалидности;
- первичная оценка «мишеней» психосоциальной реабилитации;
- предоставление эмоциональной и инструментальной поддержки;
- привлечение к работе социальных служб, службы занятости, некоммерческих общественных организаций
Основными характеристиками когнитивного дефицита являются
- значимые гендерные различия когнитивных дисфункций;
- наиболее выраженное когнитивное снижение в первые 5 лет болезни;
- наличие когнитивных нарушений на всех этапах течения заболевания, включая продром;
- независимость когнитивных нарушений от продуктивной психопатологической симптоматики;
- отсутствие влияния на социальное функционирование больных
Отказ от замкнутости традиционной матрицы специализированной психиатрической службы становится возможным благодаря
- задействованию при оказании помощи центров социальной защиты и социального обеспечения;
- изменению системы финансирования с переходом на страховую медицину;
- использованию ресурсов других государственных и общественных структур;
- консультаций стационарных больных общесоматическими специалистами из специализированных учреждений;
- увеличению количества социальных работников в штате психиатрических больниц
Оценка социального функционирование психически больных осуществляется в следующих областях
- атрибутивный стиль;
- взаимоотношения в семье;
- внутренняя модель сознания другого;
- социальная сеть;
- трудовое функционирование
Перемещение психиатрической помощи во внебольничные условия обусловлено
- административными волюнтаристическими решениями;
- развитию стационар-замещающих (альтернативных) форм помощи;
- снижением числа госпитализированных больных;
- уменьшением количества психиатров;
- экономическими факторами
Поддерживающая психосоциальная терапия направлена на
- организацию полезной занятости пациентов;
- осознание возможности контроля над болезнью и возвращения к наполненной смыслом жизни;
- создание условий для дальнейшего социального продвижения;
- сохранение актуальной социальной позиции и предупреждение «поглощения болезнью»;
- уменьшение выраженности когнитивного дефицита
Понятие качества жизни включает
- восприятие людьми своего положения в жизни в зависимости от культуральных особенностей и системы ценностей;
- мнения самих больных о своем самочувствии, предоставляемой медицинской помощи;
- наличие или отсутствие болезней;
- соответствие характера жизни, который человек хотел бы вести, реальному положению вещей;
- уровень материального благосостояния
При оценке эффективности реабилитационных программ используют инструменты оценивающие
- качество жизни;
- клинический статус;
- когнитивный дефицит;
- нагрузку на семью;
- социальные навыки
При стабилизации психического состояния на первый план выходят следующие задачи поддерживающей психосоциальной терапии
- восстановление позитивной самоидентификации;
- личностно-ориентированная психотерапия;
- поддержание лечебно-охранительного режима;
- профилактика ролевого сужения и аутизации;
- развитие навыков контроля над проявлениями гнева
Принципы психосоциальной терапии
- баланс интенсивности психосоциальных вмешательств и избегание перегрузок;
- начало только после стабилизации психического состояния;
- после достижения терапевтического результата психосоциальные вмешательства не требуют дальнейшего продолжения;
- проводится только в индивидуальном формате;
- терапевтические модули четко структурированы и направлены на решение определенных проблем пациента
Принципы сберегающе-превентивной реабилитации
- интенсивность реабилитационных воздействий усиливается на отдаленных этапах течения болезни;
- реабилитация направлена не только восстановление, но и предупреждение утраты социальных достижений в дальнейшем;
- реабилитация проводится на всех этапах оказания психиатрической помощи, кроме стационарного;
- реабилитация проводится по универсальному (единому для всех пациентов) плану;
- сбережение существующих социальных достижений
Принципы трудоустройства с поддержкой
- поддержка трудоустроенных пациентов ограничивается только периодом испытательного срока;
- получение работы только после соответствующей подготовки;
- решающую роль играет мнение специалистов;
- трудоустройство на общем рынке труда;
- учет предпочтений пациента
Программы когнитивной ремедиации строятся на следующих принципах
- использование внешних подсказок во время выполнения тестов и постепенное их удаление;
- многократное повторение одних и тех же когнитивных заданий;
- обязательное использование компьютеров и веб-интерфейсов;
- последовательная тренировка когнитивных функций;
- формирование навыков совладания с проявлениями когнитивного дефицита
Психообразовательная работа с родственниками обусловлена
- активным применение атипичных антипсихотиков;
- большой нагрузка на семью, связанная с повседневной поддержкой психически больного родственника;
- развитием системной семейной психотерапии;
- ростом движения родственников по организации форм самопомощи;
- сокращением стационарных форм помощи психически больным
Психосоциальная терапия и реабилитация
- осуществляется только в амбулаторных условиях;
- осуществляется только в период пребывания пациента в больнице;
- присутствует на всех этапах оказания психиатрической помощи;
- теряет свою эффективность при отсутствии лечебно-трудовых мастерских;
- является необходимым компонентом оказания помощи больным
Психосоциальная терапия и реабилитация направлена на
- восстановление или формирование когнитивных, мотивационных, эмоциональных ресурсов личности;
- купирование подострой психотической симптоматики;
- личностный рост пациентов;
- развитие у пациентов навыков творческого самовыражения;
- уменьшения риска повторных обострений заболевания
Развитие общественно-ориентированной психиатрической службы связано с
- внедрение арт-терапии в психиатрических стационарах;
- появлением атипичных антипсихотиков;
- применением пролонгированных форм антипсихотиков;
- программами для психически больных вне психиатрической службы;
- процессами деинституционализации
Семейная психосоциальная терапия включает следующие программы
- восстановление нарушенного коммуникативного стиля;
- метакогнитивный тренинг;
- поддержка семьи и кризисная помощь;
- системная семейная психотерапия;
- тренинг навыков трудоустройства
Семейная психосоциальная терапия проводится
- в группах, которые состоят только из пациентов;
- в группах, которые состоят только из родственников пациентов;
- в мультисемейных группах;
- в фокус-группах;
- индивидуально для отдельно взятой семьи
Сочетание биологической и психосоциальной терапии
- направлено в первую очередь на купирование продуктивной психопатологической симптоматики;
- направлено на купирование психомоторного возбуждения;
- позволяет предупреждать либо смягчать обострения психопатологической симптоматики;
- улучшает социальное функционирование и качество жизни пациентов;
- уменьшает количество регоспитализаций
Структура психиатрической помощи в парадигме общественно-ориентированной психиатрии изменяется за счет
- оказания помощи во внебольничных условиях;
- привлечения для оказания психиатрической помощи общественных ресурсов вне психиатрической службы;
- проведения общественных слушаний о перспективах развития психиатрии;
- создания общественных советов при психиатрических учреждениях;
- широкого применения атипичных антипсихотиков
Требования к проведению психообразовательных занятий
- закрытые группы с количеством участников 8-12 человек;
- открытые группы;
- продолжительность встречи составляет 60 минут;
- частота встреч 1 раз в 2 недели;
- частота встреч 2-3 раза в неделю
Функциональный диагноз учитывает
- внутреннюю картину болезни;
- диагностические категории;
- психическое состояние пациента, его личностные особенности и особенности микросоциального окружения;
- сильные стороны пациента, на которые можно опираться при планировании и проведении психосоциальных вмешательств;
- эффективность биологической терапии
Характеристиками социально-личностного восстановления (рекавери) являются
- возвращение чувств, целей, надежды, самоконтроля, активной позиции;
- восстановление до болезненного уровня социального функционирования;
- наполнение жизни новым смыслом и обретение значимой социальной роли;
- обязательное возвращение к учебе или работе;
- преодоление стигмы тяжелой психической болезни