Содержание
- Из перечисленного: 1) восприятие; 2) вывод; 3) сравнение; 4) свидетельство; 5) анализ — выделить самостоятельные источники достоверного познания по системе ньяя
- Первоначалом, по мнению Анаксимена, является
- Семена (гомеомерии) Анаксагора представляют собой
- Мифология — это
- Путь «приемлемых видимостей» Парменида допускает в качестве источника познания
- Платоновские идеи представляют собой
- Рамануджа интерпретировал понятие майи
- Составной частью архетипа у син Дао, на которой базируется даосизм, является
- Предметом метафизики являются
- Общим корнем школ и течений китайской философии является
- Новое понимание Плотином идеи Единого заключалось в полагании Единого
- Бог, по веданте, сотворил мир посредством
- Под онтологией в большинстве современных онтологических теорий обычно понимается
- Онтологические характеристики бытия Души, по Плотину, суть
- Главным нравственным принципом в конфуцианстве является
- В период существования родового строя в Китае главенствующее положение в воспроизводстве непосредственной жизни занимало
- Из систем индийской философии веру в «вечный нравственный миропорядок» не признает
- Философскую систему Лао-Цзы строит на методе
- Положением буддийского учения не является учение о том, что
- Метод синтеза раскрывает
- Основной вопрос философии состоит в
- Мифологический космогенез представлял собой следующую картину
- Из перечисленного: 1) воздух; 2) вода; 3) земля; 4) огонь; 5) дерево — по мнению чарваков, все вещи воспринимаемого нами мира состоят из
- У ранних греческих философов термин «физис» означал
- Генетическими уровнями, которые проходят телесные элементы спирали Дао, являются
- Основные положения системы веданта изложены
- Выходя из состояния предфилософии, древнеиндийская и древнекитайская философии сохраняют в своем категориальном аппарате
- Общая направленность китайской философии носит характер
- Единство всего сущего нашло себе отражение в упанишадах в концепции
- В философском отношении ранних греческих философов более всего интересовала
- Система мимансы придерживается эпистемологического принципа, что
- Ом и Дао стоят «выше» остальных категорий и образов, потому что
- Терминам: саттва, раджас, тамас соответствуют качества
- В процессе анализа мышление движется от
- Графическая система Книги Перемен с пустым центром отражает
- Рождение Дао по древнекитайским философским представлениям происходит
- Первыми, кто стал развивать в древней Греции учения о первоэлементах мира, были представители
- Гносеологическим истоком философских построений «Дао де дзин» Лао-Цзы избирает
- В конце XVIII в. метафизика стала критиковаться как одностороннее и отвлеченное знание, как сфера только «чистого разума», потому что
- Из перечисленного: 1) восприятие; 2) логический вывод; 3) свидетельство; 4) врожденные идеи, — представители джайнизма признают в качестве достоверных источников познания
- Логический анализ является методом получения
- Диалектический подход подчеркивает
- В современной науке активно применяется метод по аналогии в
- По мнению Платона, Единое не содержит в себе принцип
- Целью всего существующего, по Плотину, является
- Под знаком категории Дэ Лао-Цзы выразил
- Процесс наблюдения и запоминания в индийской философии называется
- Атомисты считали, что мир основан случайностью, потому что они не находили
- Данное умозаключение: «А» обладает свойствами «а», «б», «с»; «В» обладает свойствами «а», «б»; следовательно, вероятно, что «В» обладает свойством «с», — логически подходит к
- По мнению Анаксагора, все в мире есть следствие процессов
Из перечисленного: 1) восприятие; 2) вывод; 3) сравнение; 4) свидетельство; 5) анализ — выделить самостоятельные источники достоверного познания по системе ньяя
- 2, 3, 4, 5
- 3, 4, 5, 1
- 4, 5, 1, 2
- 1, 2, 3, 4
Первоначалом, по мнению Анаксимена, является
- воздух
- эфир
- безграничная воздушная субстанция
- безграничная водная субстанция
Семена (гомеомерии) Анаксагора представляют собой
- непорожденные источники качеств
- многообразные причины всего сущего
- переменные свойства вещей
- акциденции Ума (Нус)
Мифология — это
- способ понимания мира, характерный для ранних этапов развития общества и имеющий для него универсальное значение
- способ понимания мира, не характерный для всех этапов развития общества и имеющий для него универсальное значение
- фантастические вымыслы о несуществующем в природе
- мировоззрение «темных», необразованных людей
Путь «приемлемых видимостей» Парменида допускает в качестве источника познания
- анализ понятий
- данные чувств
- понятие небытия
- умозаключения
Платоновские идеи представляют собой
- чувственные созерцания
- мысли
- научные понятия
- сущности вещей
Рамануджа интерпретировал понятие майи
- в качестве того, что обманывает наблюдателя
- как чудесную божественную силу реального созидания
- как желание Бога созидать видимость
- как признак ограниченности человеческого сознания
Составной частью архетипа у син Дао, на которой базируется даосизм, является
- горизонтальная составляющая (инь)
- вертикальная составляющая (ян)
- составляющая природно-естественной жизни (цзы жань)
- центральная составляющая (цзы)
Предметом метафизики являются
- бесконечность пространства и времени
- бессознательные психические процессы
- то, что не дано в непосредственном восприятии
- начала и сверхчувственные принципы бытия
Общим корнем школ и течений китайской философии является
- конфуцианская культура
- моистская философия
- первопредок Паньгу
- культура Дао
Новое понимание Плотином идеи Единого заключалось в полагании Единого
- высшей категорией диалектического способа постижения мира
- бесконечным физическим началом всего сущего
- бесконечной нематериальной продуктивной потенцией
- высшей пограничной идеей, ограничивающей все сущее
Бог, по веданте, сотворил мир посредством
- Майи
- Акаши
- Джады
- Джняны
Под онтологией в большинстве современных онтологических теорий обычно понимается
- экспериментально подтверждающиеся факты, а также возможность их адекватного описания теоретическими средствами
- грамматический анализ метафизических понятий и категорий
- обобщенные данные естественных наук
- система всеобщих понятий бытия, постигаемых сверхчувственной и сверхрациональной интуицией
Онтологические характеристики бытия Души, по Плотину, суть
- единое
- едино-многое
- единое-и-многое
- множественное
Главным нравственным принципом в конфуцианстве является
- ритуал
- долг
- доверие
- вежливость
В период существования родового строя в Китае главенствующее положение в воспроизводстве непосредственной жизни занимало
- продолжение человеческого рода
- поиск гармоничного общественного уклада
- экспансия человека в окружающий его мир
- воспроизводство ритуальных и мифологических представлений
Из систем индийской философии веру в «вечный нравственный миропорядок» не признает
- Санкхья
- Миманса
- Буддизм
- Чарвака
Философскую систему Лао-Цзы строит на методе
- диалектики
- синтеза
- аналогии
- наблюдения
Положением буддийского учения не является учение о том, что
- настоящая жизнь течет непрерывно
- все вещи ничем не обусловлены и существуют сами по себе
- все вещи вследствие изменения условий подвержены изменениям
- не существует никакой перманентной субстанции
Метод синтеза раскрывает
- единство в многообразии раскрытых анализом свойств и отношений
- необходимую связь субъекта и объекта
- многообразие фактов и отношений между ними
- многообразие полученных опытных данных
Основной вопрос философии состоит в
- борьбе идеализма и материализма
- изучении объективных природных закономерностей
- вопросе о бытии как таковом
- исследовании природы человеческого сознания
Мифологический космогенез представлял собой следующую картину
- мир возникает каждое мгновение
- мир сотворен Творцом и когда-то мира не было
- упорядочение бесформенного состояния и превращение хаоса в космос
- мир не возник и пребывал всегда
Из перечисленного: 1) воздух; 2) вода; 3) земля; 4) огонь; 5) дерево — по мнению чарваков, все вещи воспринимаемого нами мира состоят из
- 3, 5, 2, 4
- 1, 2, 3, 5
- 2, 4, 5, 1
- 1, 2, 3, 4
У ранних греческих философов термин «физис» означал
- природу в современном ее понимании
- природу в смысле окружающего нас мира
- первую и фундаментальную реальность
- совокупность представлений о материальном мире
Генетическими уровнями, которые проходят телесные элементы спирали Дао, являются
- рождение, возрастание, крепость, пленение, умирание
- крепость, старение, рождение, пленение, умирание
- крепость, возрастание, пленение, разделение, умирание
- пленение, крепость, рождение, старение, разделение
Основные положения системы веданта изложены
- Атхарваведа
- Ригведы
- Чхандогья-упанишады
- Брах-ма-сутра
Выходя из состояния предфилософии, древнеиндийская и древнекитайская философии сохраняют в своем категориальном аппарате
- ритуальность социального действия
- понятийный образ первопредка
- смысловое песнопение ОМ
- этическую категорию Дэ
Общая направленность китайской философии носит характер
- реставрационный
- апологетический
- критико-рефлексивный
- прикладной
Единство всего сущего нашло себе отражение в упанишадах в концепции
- единой безличной реальности
- родового ритуализма
- так называемых «четырех стихий»
- единства пространства, времени и удгитхи
В философском отношении ранних греческих философов более всего интересовала
- искусство управления государством
- возможность сведėния всего многообразия фактов к единой первооснове всего сущего
- отношения между человеком и обществом
- единичные вещи
Система мимансы придерживается эпистемологического принципа, что
- достоверность всякого познания самоочевидна
- достоверность зависит от типа умозаключения
- достоверность может быть выявлена лишь методом последовательного сомнения
- достоверным является то, что выявляется в процессе эксперимента
Ом и Дао стоят «выше» остальных категорий и образов, потому что
- эти понятия-образы являются наиболее удобными для философских умозрений
- они выражают на образно-понятийном уровне телесные и духовные пределы бытия
- они являются наиболее общими и потому неопределимыми понятиями
- они были первыми понятиями, которые породила древнекитайская философская мысль
Терминам: саттва, раджас, тамас соответствуют качества
- удовольствие, страдание, безразличие
- твердость, мягкость, жидкость
- жар, холод, остывание
- покой, усиление, ослабление
В процессе анализа мышление движется от
- единства к многообразию
- известного к неизвестному
- сложного к простому
- общего к частному
Графическая система Книги Перемен с пустым центром отражает
- субъективное представление о природном единстве
- символически выраженную полноту Дао
- этап деформации Дао в переходный период
- возвращение спирали Дао в эмбриональное состояние
Рождение Дао по древнекитайским философским представлениям происходит
- из новообретенной гармонии Поднебесной
- из мифологического первопредка (Паньгу)
- в космической пустоте (сюй)
- из первоначального тождества рода и природы
Первыми, кто стал развивать в древней Греции учения о первоэлементах мира, были представители
- школы атомистов
- мегарской школы
- элейской школы
- милетской школы
Гносеологическим истоком философских построений «Дао де дзин» Лао-Цзы избирает
- принцип естественности (цзы жань)
- Категорию Дэ
- Архетип Дао
- Пустоту (сюй)
В конце XVIII в. метафизика стала критиковаться как одностороннее и отвлеченное знание, как сфера только «чистого разума», потому что
- появилось сочинение И. Канта «Критика чистого разума»
- в умах людей того времени доминировал французский просветительский материализм и революционные настроения
- понятийный аппарат прежней метафизики стал непонятен новому поколению интеллектуалов
- метафизика продолжала рассматривать вещи как неизменные и независимые друг от друга, в противоречии с опытом и дифференциацией научного знания того времени
Из перечисленного: 1) восприятие; 2) логический вывод; 3) свидетельство; 4) врожденные идеи, — представители джайнизма признают в качестве достоверных источников познания
- 1, 2, 4
- 2, 3, 4
- 1. 2, 3
- 3, 4, 1
Логический анализ является методом получения
- эмпирических данных
- новых терминов
- необходимых аксиом
- новых знаний
Диалектический подход подчеркивает
- важность точных математических методов при анализе происходящих явлений
- неизменность всех явлений и процессов в мире
- что процессы, происходящие в мире, не связаны между собой
- что мир находится в постоянном изменении, преобразовании и развитии
В современной науке активно применяется метод по аналогии в
- области геноинженерии
- квантовой теории
- теории вероятностей
- теории подобия
По мнению Платона, Единое не содержит в себе принцип
- истинности и познаваемости
- бытия
- относительности
- ценности
Целью всего существующего, по Плотину, является
- творящее созерцание
- преодоление материальности
- единение с миром идей
- онтологическая «альтернативность»
Под знаком категории Дэ Лао-Цзы выразил
- четвертый элемент архетипа спирали Дао
- субъективное представление о Дао
- взаимодействие человека с результатами его труда
- родовую связь человека и природы
Процесс наблюдения и запоминания в индийской философии называется
- веданги
- риши
- шрути
- смрити
Атомисты считали, что мир основан случайностью, потому что они не находили
- финальной причины мира
- механического взаимодействия атомов
- формальной причины мира
- причины рождения мира
Данное умозаключение: «А» обладает свойствами «а», «б», «с»; «В» обладает свойствами «а», «б»; следовательно, вероятно, что «В» обладает свойством «с», — логически подходит к
- индуктивному методу
- к методу сравнения
- методу аналогии
- гипотетико-дедуктивному методу
По мнению Анаксагора, все в мире есть следствие процессов
- рождения и смерти
- возникновения и исчезновения
- соединения и разъединения
- ускорения и торможения