Содержание
- Укажите соответствие между процедурами контроля константности условий в эксперименте и их содержанием:
- Укажите соответствие между методами переработки информации и их описанием:
- Группа, непосредственно подвергающаяся экспериментальному воздействию в процессе исследования, – это ______________ группа
- Верны ли утверждения? А) Одним из самых важных вопросов, на которые должен ответить экспериментальный план, — определить, в какой последовательности должно происходить изменение независимых переменных, воздействующих на зависимую переменную. В) Одним из самых важных вопросов, на которые должен ответить экспериментальный план, — определить, в какой последовательности должно происходить изменение зависимых переменных, воздействующих на независимую переменную. Подберите правильный ответ
- Две причины использования экспериментов с малым N
- Укажите соответствие между этапами схемы выбора стратегии и планов эмпирического исследования и реализацией в исследовательской программе (характеристиками):
- Большинство экспериментальных планов может быть представлено схемой. Укажите соответствие между символом, графическим обозначением и его характеристикой:
- Одна из схем контроля в эксперименте – это схема ______________ последовательности, суть которой заключается в том, что состояния, или условия независимой переменной предъявляются в случайном порядке.
- Укажите соответствие между стратегиями экспериментального исследования и их целями:
- Верны ли утверждения? А) Преимущества использования операциональных определений состоят в облегчении процесса воспроизведения исследования. В) Из-за отсутствия общепринятых определений конструктов операциональные определения используются редко. Подберите правильный ответ
- Тактика экспериментального исследования, воплощенная в конкретной системе операций планирования эксперимента, – это экспериментальный______________
- Верны ли определения? А) План управления независимой переменной – схема задания ее уровней, отличающихся способами предъявления их разным, но уравненным (или эквивалентным) группам, или одному и тому же испытуемому в определенной последовательности. В) План управления независимой переменной – методическая постановка целей и определение такого порядка исследования, который определяет первоочередность достижения наиболее важных целей при минимизации времени и затрат на их достижение. Подберите правильный ответ
- Стандартизованные задания и процедуры установления и измерения индивидуально-психологических отличий, — это метод _____________
- Изменение экспериментатором только независимой переменной, контроль зависимой переменной, а другие условия эксперимента остаются абсолютно неизменными, — это ______________ эксперимент
- Исследование с целью проверки статистической гипотезы о наличии связи между двумя и более признаками (явлениями), – это ______________ исследование
- В структурном отношении научное исследование включает:
- Задача теоретического познания состоит в том, чтобы
- Процесс, используемый для группировки объектов таким образом, чтобы у каждого из них была равная вероятность попасть в контрольную или экспериментальную группу, – это ______________
- Цель исследования всегда должна быть ориентирована на __________________
- Шаги, предваряющие постановку и решение научной проблемы, представляют собой _____________теоретического исследования
- В зависимости от своего целевого назначения, непосредственного отношения к практике, выделяют типы научно-исследовательских работ:
- Укажите соответствие между процедурами контроля влияния личности экспериментатора и их содержанием:
- Теория познания, или _________________, рассматривает взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познания человеком мира
- Укажите соответствие между группами методов и их наименованием:
- Расположите методы научного познания по степени усиления их специализации:
- Формулировка предположения причины, порождающей изучаемое явление или процесс, с которого начинается научное исследование, — это __________________
- Составьте последовательную схему выбора стратегии и планов экспериментального исследования:
- Процесс познания от общего к единичному — _____________________
- Верны ли определения? А) Главной целью формального планирования считается исключение максимально возможного числа причин искажения результатов. В) Формальное планирование эксперимента предполагает: достижение возможности сравнения результатов; достижение возможности обсуждения полученных данных; обеспечение экономичного проведения исследования. Подберите правильный ответ
- Лонгитюдное корреляционное исследование – вариант
- Расположите в логическом порядке составляющие нормативного процесса научного исследования:
- Эксперимент, продолжающийся бесконечно, так как всегда остаётся возможность проявления ранее неизвестного фактора, — это ______________ эксперимент
- Форма научного отображения проблемной ситуации, которая указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации, – это _______________ исследования
- Верны ли определения? А) Планирование выступает одной из функций деятельности психолога-исследователя. В) Планирование — компонент теоретического мышления. Подберите правильный ответ
- Если в эксперименте можно использовать не так много проб, то лучше предъявлять их не в случайном порядке, а применить схему _________________, суть которой заключается в том, чтобы избежать влияния пристрастности испытуемого к одному из экспериментальных условий, поэтому условия независимой переменной чередуются регулярно.
- Набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами, это _______
- Правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции – это _______________
- При корреляционном исследовании все измеряемые переменные
- Верны ли утверждения? А) Эмпирическое исследованиеможет выполняться в области как фундаментальных, так и прикладных отраслей психологии. В) Эмпирическое исследование может выполняться только в области прикладных отраслей психологии. Подберите правильный ответ
- Мыслимый эксперимент, который полностью воспроизводит внешнюю реальность, называется экспериментом ____________________
- Основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения, организацию исследования, его этапы — ___________ исследования:
- План 2×2 – это
- Лонгитюдное корреляционное исследование строится по плану
- Когда исследователь меняет некоторые условия (манипулирует ими, осуществляет влияние); контролирует определенные условия, поддерживая их неизменными; регистрирует последствия манипулирования, влияния, изменения отдельных условий (факторов), — это
- Теории создаются с целью раскрытия сущности, закономерностей и прогноза взаимодействия психических явлений между собой и с объективной реальностью. Поэтому теория может рассматриваться как высшая форма __________________, как логически упорядоченная система знаний и представлений о части реальности:
- Верны ли определения? А) В структуре научного исследования метод представляет собой величину переменную, а содержание является константой научного знания. В) В структуре научного исследования метод представляет собой константу, а содержание научного знания является величиной переменной. Подберите правильный ответ
- Программа эмпирического исследования содержит _____________и методическую части
- К числу основных понятий планирования эксперимента относятся понятия переменных:
- Первым этапом теоретической работы часто становится
- Комплекс процедур, составляющих стадии реализации целей и задач исследования, – это _______________ психологического исследования
Укажите соответствие между процедурами контроля константности условий в эксперименте и их содержанием:
- Контроль процедуры эксперимента
- Обеспечение невозможности влияния посторонних переменных
- Контроль независимой переменной
- Обеспечение эквивалентности влияний в каждой из экспериментальных серий и групп
- Контроль параллельных влияний
- Обеспечение константности временных параметров, методов измерения, продолжительности эксперимента и пр.
Укажите соответствие между методами переработки информации и их описанием:
- проблемный анализ
- изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему; рассмотрение предмета исследования по возможности во всех его внутренних и внешних связях и зависимостях
- феноменологический анализ
- метод всестороннего изучения объекта, явления в тесном взаимодействии с представителями самых разных наук и научных направлений; межпредметный анализ, то есть рассмотрение одного и того же предмета исследования в разных науках
- сравнительный анализ
- метод сопоставления и выявление общих и различных признаков двух или более объектов исследования (идей, подходов, решений и др.)
- комплексный анализ
- анализ какого-либо крупного явления, процесса, системы как феномена науки и научное описание их состава и наиболее общих характеристик
- системный анализ
- анализ нерешенной проблемы, но находящейся в стадии исследования
Группа, непосредственно подвергающаяся экспериментальному воздействию в процессе исследования, – это ______________ группа
Верны ли утверждения? А) Одним из самых важных вопросов, на которые должен ответить экспериментальный план, — определить, в какой последовательности должно происходить изменение независимых переменных, воздействующих на зависимую переменную. В) Одним из самых важных вопросов, на которые должен ответить экспериментальный план, — определить, в какой последовательности должно происходить изменение зависимых переменных, воздействующих на независимую переменную. Подберите правильный ответ
- А-да, В-нет
- А- да, В- да
- А- нет, В- да
- А- нет, В- нет
Две причины использования экспериментов с малым N
- потребность индивидуальной валидности исследования
- отсутствие требования сложной статистической обработки и доказательств статистической значимости полученных результатов
- анализ единичного, уникального случая
Укажите соответствие между этапами схемы выбора стратегии и планов эмпирического исследования и реализацией в исследовательской программе (характеристиками):
- выбор плана по количеству групп
- определение стратегии и объяснение выбора
- выбор плана по способу представления независимой переменной
- определение плана, представление схемы плана
- выбор плана по количеству независимых переменных
- описание основных способов контроля в исследовании, анализ угроз валидности
- определение способов контроля в эксперименте
- определение плана, описание вариантов переменной
- выбор плана по особенностям контроля валидности
- определение плана, описание независимой переменной
- выбор стратегии эксперимента
- определение плана, описание выборки с делением на экспериментальные группы
Большинство экспериментальных планов может быть представлено схемой. Укажите соответствие между символом, графическим обозначением и его характеристикой:
- А, В
- Эквивалентность групп (рандомизация))
- О
- Влияние перед измерением
- ХОХ
- Экспериментальное влияние
- Х
- Предварительное и итоговое измерение на одной группе
- ХО
- Измерение экспериментального эффекта (исследование, тестирование, наблюдение)
- R
- Уровни независимой переменной; разные условия
Одна из схем контроля в эксперименте – это схема ______________ последовательности, суть которой заключается в том, что состояния, или условия независимой переменной предъявляются в случайном порядке.
Укажите соответствие между стратегиями экспериментального исследования и их целями:
- Констатирующая
- Целью эксперимента является сравнение влияния одного явления на другое в группах с разными характеристиками
- Формирующая
- Целью эксперимента является не только изучение, но и формирование одного явления вследствие влияния другого
- Сопоставительная
- Целью эксперимента является констатация причинно-сдледственной связи между явлениями
Верны ли утверждения? А) Преимущества использования операциональных определений состоят в облегчении процесса воспроизведения исследования. В) Из-за отсутствия общепринятых определений конструктов операциональные определения используются редко. Подберите правильный ответ
- А- нет, В- да
- А- нет, В- нет
- А- да, В- да
- А-да, В-нет
Тактика экспериментального исследования, воплощенная в конкретной системе операций планирования эксперимента, – это экспериментальный______________
Верны ли определения? А) План управления независимой переменной – схема задания ее уровней, отличающихся способами предъявления их разным, но уравненным (или эквивалентным) группам, или одному и тому же испытуемому в определенной последовательности. В) План управления независимой переменной – методическая постановка целей и определение такого порядка исследования, который определяет первоочередность достижения наиболее важных целей при минимизации времени и затрат на их достижение. Подберите правильный ответ
- А- нет, В- да
- А- да, В- да
- А-да, В-нет
- А- нет, В- нет
Стандартизованные задания и процедуры установления и измерения индивидуально-психологических отличий, — это метод _____________
Изменение экспериментатором только независимой переменной, контроль зависимой переменной, а другие условия эксперимента остаются абсолютно неизменными, — это ______________ эксперимент
Исследование с целью проверки статистической гипотезы о наличии связи между двумя и более признаками (явлениями), – это ______________ исследование
В структурном отношении научное исследование включает:
- Актуальность, новизну, объект, предмет исследования, гипотезу, методы
- Введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения, примечания, именной указатель
- Цель, теоретическую часть, эмпирическое исследование, выводы
Задача теоретического познания состоит в том, чтобы
- Осуществить классификацию информации (научной литературы по проблеме)
- Обработать источники информации
- Дать целостный и объективный образ исследуемого явления
Процесс, используемый для группировки объектов таким образом, чтобы у каждого из них была равная вероятность попасть в контрольную или экспериментальную группу, – это ______________
Цель исследования всегда должна быть ориентирована на __________________
- научную новизну
- результат
- актуальность
Шаги, предваряющие постановку и решение научной проблемы, представляют собой _____________теоретического исследования
- методологию
- научную новизну
- планирование
В зависимости от своего целевого назначения, непосредственного отношения к практике, выделяют типы научно-исследовательских работ:
- пилотажное,описательное и аналитическое
- фундаментальные, поисковые, прикладные
- теоретические, теоретико-экспериментальные и экспериментальные
- комплексные и дифференцированные
- лабораторными и производственными
Укажите соответствие между процедурами контроля влияния личности экспериментатора и их содержанием:
- Участие нескольких экспериментаторов
- Ни исследователь, ни участники не знают, какая группа поддается влиянию, а какая – нет. Часто эксперимент проводит экспериментатор-дублер, который не осведомлен о настоящей цели
- Автоматизация исследования
- Максимальная формализация процедуры эксперимента, избегание неофициальных взаимоотношений с участниками, жесткое следование планам и инструкциям
- Метод двойного слепого эксперимента
- Для проведения исследования привлекаются несколько экспериментаторов, которые проводят параллельные исследования или контролируют друг друга на каждом из этапов
Теория познания, или _________________, рассматривает взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познания человеком мира
Укажите соответствие между группами методов и их наименованием:
- Теоретические
- Экспериментальные, психодиагностические, биографические
- Интерпретационные
- Сравнительный, лонгитюдный, комплексный
- Организационные
- Генетические, структурные
- Эмпирические
- Постановка проблемы, выдвижение гипотезы, дедукция проверяемых следствий, мысленное экспериментирование
Расположите методы научного познания по степени усиления их специализации:
- всеобщие
- конкретно-научные
- общенаучные
Формулировка предположения причины, порождающей изучаемое явление или процесс, с которого начинается научное исследование, — это __________________
Составьте последовательную схему выбора стратегии и планов экспериментального исследования:
- выбор плана по количеству независимых переменных и вариантов их проявления;
- определение способов контроля в эксперименте (анализ угроз валидности)
- выбор плана по количеству групп;
- выбор плана по особенностям контроля валидности, представление схемы плана;
- выбор плана по способу представления независимой переменной (типа шкалы измерения);
- выбор стратегии эксперимента (какое явление и каким способом планируется изучать);
Процесс познания от общего к единичному — _____________________
Верны ли определения? А) Главной целью формального планирования считается исключение максимально возможного числа причин искажения результатов. В) Формальное планирование эксперимента предполагает: достижение возможности сравнения результатов; достижение возможности обсуждения полученных данных; обеспечение экономичного проведения исследования. Подберите правильный ответ
- А-да, В-нет
- А- да, В- да
- А- нет, В- нет
- А- нет, В- да
Лонгитюдное корреляционное исследование – вариант
- доэкспериментальных планов
- истинных экспериментальных планов
- квазиэкспериментальных исследовательских планов
Расположите в логическом порядке составляющие нормативного процесса научного исследования:
- 5) опровержение или не опровержение гипотезы
- 6) формулирование новой гипотезы
- 3) проведение исследования
- 4) интерпретация данных
- 2) планирование исследования
- 1) выдвижение гипотезы (гипотез)
Эксперимент, продолжающийся бесконечно, так как всегда остаётся возможность проявления ранее неизвестного фактора, — это ______________ эксперимент
Форма научного отображения проблемной ситуации, которая указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации, – это _______________ исследования
Верны ли определения? А) Планирование выступает одной из функций деятельности психолога-исследователя. В) Планирование — компонент теоретического мышления. Подберите правильный ответ
- А-да, В-нет
- А- нет, В- да
- А- нет, В- нет
- А- да, В- да
Если в эксперименте можно использовать не так много проб, то лучше предъявлять их не в случайном порядке, а применить схему _________________, суть которой заключается в том, чтобы избежать влияния пристрастности испытуемого к одному из экспериментальных условий, поэтому условия независимой переменной чередуются регулярно.
Набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами, это _______
Правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции – это _______________
При корреляционном исследовании все измеряемые переменные
- Зависимые
- Внешние
- Дополнительные
- Независимые
Верны ли утверждения? А) Эмпирическое исследованиеможет выполняться в области как фундаментальных, так и прикладных отраслей психологии. В) Эмпирическое исследование может выполняться только в области прикладных отраслей психологии. Подберите правильный ответ
- А- нет, В- нет
- А- да, В- да
- А- нет, В- да
- А-да, В-нет
Мыслимый эксперимент, который полностью воспроизводит внешнюю реальность, называется экспериментом ____________________
Основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения, организацию исследования, его этапы — ___________ исследования:
- гипотеза
- замысел
- проблема
План 2×2 – это
- Доэкспериментальный план
- План с серией экспериментов
- Квазиэкспериментальный план
- Факторный план
Лонгитюдное корреляционное исследование строится по плану
- с предварительным и итоговым измерением на разных группах
- множественных серий измерения
- временных серий с тестированием группы через заданные промежутки времени
Когда исследователь меняет некоторые условия (манипулирует ими, осуществляет влияние); контролирует определенные условия, поддерживая их неизменными; регистрирует последствия манипулирования, влияния, изменения отдельных условий (факторов), — это
- Отличительные черты эксперимента
- Исследовательская программа
- План эмпирического исследования
- Структура научного исследования
Теории создаются с целью раскрытия сущности, закономерностей и прогноза взаимодействия психических явлений между собой и с объективной реальностью. Поэтому теория может рассматриваться как высшая форма __________________, как логически упорядоченная система знаний и представлений о части реальности:
- Методологии
- Пути познания
- Научного знания
Верны ли определения? А) В структуре научного исследования метод представляет собой величину переменную, а содержание является константой научного знания. В) В структуре научного исследования метод представляет собой константу, а содержание научного знания является величиной переменной. Подберите правильный ответ
- А-да, В-нет
- А- да, В- да
- А- нет, В- да
- А- нет, В- нет
Программа эмпирического исследования содержит _____________и методическую части
К числу основных понятий планирования эксперимента относятся понятия переменных:
- случайной
- зависимой
- независимой
Первым этапом теоретической работы часто становится
- выбор методов исследования
- разработка понятийного аппарата, терминологии
- выбор подхода исследования