Содержание
- Всякое научное исследование, как, впрочем, и любая деятельность, начинается с постановки _________ исследования
- _______ — оперативно выраженный элемент исследования системы, служащий формой локализации информации о свойствах и признаках этой системы
- _______ методологию научных исследований следует трактовать как систему общих условий и ориентиров в познавательной (исследовательской) деятельности
- _________ является системой особого типа, для которой характерно наличие значительного слоя материальных и духовных предпосылок, служащих формообразующим фактором таких систем
- ________ представляет собой способ сбора первичной информации об объекте путем непосредственного восприятия и фиксации данных, составляющих адекватное представление о самом объекте, его свойствах и воздействующих на него факторах с учетом целей и задач исследования
- В научных выводах ______ должен сделать новое научное обобщение исследований, показать нетривиальность собственных положений, представить на суд научной общественности новое научное знание, полученное в диссертации
- Сложная система располагает ______ типами функций: цели, адаптации и живучести
- ______ — неразложимый компонент сложных объектов и процессов
- Объект и предмет исследования соотносятся между собой как ______ и частное
- ______исследования — событие или явление, служащее основанием или подтверждением гипотезы, это основной элемент магистерских (и кандидатских) диссертаций, который должен обладать достоверностью, новизной, точностью и значимостью; устанавливается и доказывается на основе имеющихся знаний
- _______ применительно к самой диссертации — это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом.
- Контент-анализ бывает
- ______ методы включают в себя правила и условия проведения экспериментов, требования репрезентативности и обработки данных, необходимые для получения еще не известных на стадии описания и объяснения результатов
- Верны ли определения? А) Практическая актуализация выступает своеобразной формой редукции сложности действительного мира, сведение актуализированных им процессов до ограниченного перечня изменений, по отношению к которым необходимо выстроить оптимальную линию поведения В) Суть когнитивной актуализации заключается в определении всей инфраструктуры процесса, его свойств, последствий и пр. Подберите правильный ответ
- В ________ смысле научно-исследовательская программа сродни понятию научной парадигмы, определяющей характер и методологию научных исследований на долгосрочную перспективу
- ________ — это множество взаимосвязанных между собой элементов, содержащее особое качество, отсутствующее у составляющих ее элементов
- ________ наблюдение представляет собой такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем сообразно целям исследования
- В зависимости от уровня управления программами выделяют программы:
- Социальные ________ в качестве объекта научно-исследовательского интереса представляют собой устойчивые взаимосвязи между различными группами людей
- Г. _________ (укажите фамилию) выделяет три группы методов: методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез и теорий; методы объяснения, понимания и предсказания; методы социально-экономических и гуманитарных исследований
- Соотнесите типы систем с их характеристикой
- Цель _________ интервью заключается в извлечении информации о реакциях субъекта на заранее заданные воздействия
- _________ интервью (беседа) проводится без заранее подготовленного вопросника или плана беседы, что, с одной стороны, облегчает контакт респондента с анкетером, но с другой — усложняет обработку информации
- ________ — это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталонами получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале
- Т. Парсонс выделяет три вида ценностных ориентации, определяющих основу символической системы:
- Важным отличием диссертационной работы от других видов научной работы является ее _______ характер
- _______ исследований – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения
- Среди основных направлений научного исследования социальных процессов можно выделить:
- Основное отличие выборочного метода от других способов формирования обследуемой совокупности (кроме сплошного исследования) состоит в том, что этот метод обеспечивает возможность распространения выводов, полученных на основании анализа выборки, на изучаемую, т.е. _________ совокупность
- ________ эксперимент предполагает вмешательство в естественное развитие объекта исследования субъекта экспериментирования
- Функция ______ отображает условия функционирования при возможных изменениях целей системы
- ___________ системы — это ее относительная независимость от среды и других систем
- _________ означает уровень и характер знаний действующего лица особенностей ситуации
- __________ наблюдение предполагает непосредственное вовлечение наблюдателя в исследуемый им процесс, что позволяет находиться ему в контакте с участниками процесса
- _______ программы предполагают реализацию конкретной цели, имеющей высокое общественное значение и направленной на решение заранее определенного круга проблем. Финансирование целевых программ имеет строгую схему расходования средств, направленных на достижение ожидаемого результата
- ________ — это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетаний и пр.)
- ______ уровень предполагает разработку исследовательской концепции (теории), позволяющей положить логическое бснование в систематизацию исследуемых явлений, разработку категориального (понятийного) аппарата, предоставляющего возможность ученым обсуждать или оспаривать результаты проведенных исследований
- Научно-исследовательские программы могут выступать в форме проектов или __________
- ________ – установление процедур, которые должны быть применены во время опроса, и принятие решений о характере требуемой выборки
- В социальных науках типизация становится возможной благодаря выделению __________ качеств
- ________ социологического исследования — это модель его ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования
- Обязательным элементом проектной деятельности выступает ________, при помощи которого исследователь привлекает к своей работе заказчиков и партнеров, очерчивая перед ними ожидаемые результаты работы и пути их достижения
- __________ — это количественно или качественно выраженный показатель степени достижения системой своих целей, предполагающий выбор конкретной альтернативы в структуре возможных целей
- __________ — это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны)
- Программы ______ предполагают существенную перестройку сложившейся в рамках объекта системы функционирования и развития и выработку стройного представления о путях выхода на принципиально новый этап в его развитии
- К ________ методам принадлежат методы логико-теоретического и системного характера, позволяющие использовать универсальные принципы анализа и обработки данных для описания и объяснения проблемной ситуации, рассмотрения ее в контексте сложившейся в научном сообществе научной картины мира
- В ______ смысле содержание научно-исследовательской программы складывается из отдельных проектов, в том числе и междисциплинарного характера, направленных на решение крупной научной проблемы
- _______ интервью призвано последовательно раскрыть содержание сложных объектов исследования
- ______ ориентация обусловливает направление социального действия на основе этических и социокультурных установок
- Процесс научных исследований осуществляется в форме научно-исследовательских ________, включающих в себя не только методологию анализа, инструменты и технологию сбора и обработки информации, но и организацию такой работы
Всякое научное исследование, как, впрочем, и любая деятельность, начинается с постановки _________ исследования
- предмета
- цели
- объекта
- задачи
_______ — оперативно выраженный элемент исследования системы, служащий формой локализации информации о свойствах и признаках этой системы
- Структура
- Функция
- Параметр
- Метод
_______ методологию научных исследований следует трактовать как систему общих условий и ориентиров в познавательной (исследовательской) деятельности
- Общефилософскую
- Профильную
- Общенаучную
- Социальную
_________ является системой особого типа, для которой характерно наличие значительного слоя материальных и духовных предпосылок, служащих формообразующим фактором таких систем
________ представляет собой способ сбора первичной информации об объекте путем непосредственного восприятия и фиксации данных, составляющих адекватное представление о самом объекте, его свойствах и воздействующих на него факторах с учетом целей и задач исследования
- Индукция
- Анализ
- Наблюдение
- Синтез
В научных выводах ______ должен сделать новое научное обобщение исследований, показать нетривиальность собственных положений, представить на суд научной общественности новое научное знание, полученное в диссертации
- студент
- гражданин
- диссертант
- преподаватель
Сложная система располагает ______ типами функций: цели, адаптации и живучести
______ — неразложимый компонент сложных объектов и процессов
- Предмет
- Элемент
- Функция
- Система
Объект и предмет исследования соотносятся между собой как ______ и частное
______исследования — событие или явление, служащее основанием или подтверждением гипотезы, это основной элемент магистерских (и кандидатских) диссертаций, который должен обладать достоверностью, новизной, точностью и значимостью; устанавливается и доказывается на основе имеющихся знаний
- Факт
- Принцип
- Проблема
- Объект
_______ применительно к самой диссертации — это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом.
Контент-анализ бывает
- содержательным
- прикладным
- структурным
- фундаментальным
______ методы включают в себя правила и условия проведения экспериментов, требования репрезентативности и обработки данных, необходимые для получения еще не известных на стадии описания и объяснения результатов
- Частные
- Эвристические
- Конкретно-предметные
- Общие
Верны ли определения? А) Практическая актуализация выступает своеобразной формой редукции сложности действительного мира, сведение актуализированных им процессов до ограниченного перечня изменений, по отношению к которым необходимо выстроить оптимальную линию поведения В) Суть когнитивной актуализации заключается в определении всей инфраструктуры процесса, его свойств, последствий и пр. Подберите правильный ответ
- А — да, В — да
- А — нет, В — нет
- А — нет, В — да
- А — да, В — нет
В ________ смысле научно-исследовательская программа сродни понятию научной парадигмы, определяющей характер и методологию научных исследований на долгосрочную перспективу
- объективном
- функциональном
- широком
- узком
________ — это множество взаимосвязанных между собой элементов, содержащее особое качество, отсутствующее у составляющих ее элементов
- Объект
- Система
- Предмет
- Метод
________ наблюдение представляет собой такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем сообразно целям исследования
- Организационное
- Лабораторное
- Контролируемое
- Стратегическое
В зависимости от уровня управления программами выделяют программы:
- федеральные
- информационные
- региональные
- муниципальные
Социальные ________ в качестве объекта научно-исследовательского интереса представляют собой устойчивые взаимосвязи между различными группами людей
Г. _________ (укажите фамилию) выделяет три группы методов: методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез и теорий; методы объяснения, понимания и предсказания; методы социально-экономических и гуманитарных исследований
Соотнесите типы систем с их характеристикой
- анимационные (одушевленные) системы исследования
- системы и модели, которые ни сами в целом, ни их части не являются целенаправленными
- социальные (общественные) системы исследования
- системы и модели, в которых как их части, так и они в целом являются целенаправленными
- детерминированные системы исследования
- системы и модели, которые в целом преследуют некие цели, а их части являются нецеленаправленными
Цель _________ интервью заключается в извлечении информации о реакциях субъекта на заранее заданные воздействия
- свободного
- стандартизированного
- глубинного
- фокусированного
_________ интервью (беседа) проводится без заранее подготовленного вопросника или плана беседы, что, с одной стороны, облегчает контакт респондента с анкетером, но с другой — усложняет обработку информации
- Фокусированное
- Свободное
- Стандартизированное
- Глубинное
________ — это процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталонами получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале
- Схематизация
- Измерение
- Концептуализация
- Исследование
Т. Парсонс выделяет три вида ценностных ориентации, определяющих основу символической системы:
- структурная
- когнитивная
- моральная
- оценочная
Важным отличием диссертационной работы от других видов научной работы является ее _______ характер
- перспективный
- индивидуальный
- функциональный
- системный
_______ исследований – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения
Среди основных направлений научного исследования социальных процессов можно выделить:
- выявление центров социальной активности и исследование процессов социальных перемещений (миграций, трудовой мобильности, карьерного роста)
- особенности индивидуального поведения (стереотипы, отклонения и формы проявления)
- механизмы формирования и развития социальных общностей
- способы институционального регулирования отношений юридических общностей и систем
Основное отличие выборочного метода от других способов формирования обследуемой совокупности (кроме сплошного исследования) состоит в том, что этот метод обеспечивает возможность распространения выводов, полученных на основании анализа выборки, на изучаемую, т.е. _________ совокупность
________ эксперимент предполагает вмешательство в естественное развитие объекта исследования субъекта экспериментирования
- Естественный
- Искусственный
- Натуральный
- Мысленный
Функция ______ отображает условия функционирования при возможных изменениях целей системы
- цели
- адаптации
- живучести
___________ системы — это ее относительная независимость от среды и других систем
- Функция
- Целостность
- Структура
- Параметр
_________ означает уровень и характер знаний действующего лица особенностей ситуации
__________ наблюдение предполагает непосредственное вовлечение наблюдателя в исследуемый им процесс, что позволяет находиться ему в контакте с участниками процесса
- Невключенное
- Включенное
- Контролируемое
- Неконтролируемое
_______ программы предполагают реализацию конкретной цели, имеющей высокое общественное значение и направленной на решение заранее определенного круга проблем. Финансирование целевых программ имеет строгую схему расходования средств, направленных на достижение ожидаемого результата
- Комплексные
- Целевые
- Инновационные
- Образовательные
________ — это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетаний и пр.)
______ уровень предполагает разработку исследовательской концепции (теории), позволяющей положить логическое бснование в систематизацию исследуемых явлений, разработку категориального (понятийного) аппарата, предоставляющего возможность ученым обсуждать или оспаривать результаты проведенных исследований
- Оперативный
- Эмпирический
- Логический
- Абстрактно-теоретический
Научно-исследовательские программы могут выступать в форме проектов или __________
________ – установление процедур, которые должны быть применены во время опроса, и принятие решений о характере требуемой выборки
- Подготовка инструментария
- Схематизация
- Наблюдение за ходом опроса (мониторинг)
- Планирование
В социальных науках типизация становится возможной благодаря выделению __________ качеств
________ социологического исследования — это модель его ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования
- Метод
- Предмет
- Цель
- Задачи
Обязательным элементом проектной деятельности выступает ________, при помощи которого исследователь привлекает к своей работе заказчиков и партнеров, очерчивая перед ними ожидаемые результаты работы и пути их достижения
__________ — это количественно или качественно выраженный показатель степени достижения системой своих целей, предполагающий выбор конкретной альтернативы в структуре возможных целей
__________ — это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны)
Программы ______ предполагают существенную перестройку сложившейся в рамках объекта системы функционирования и развития и выработку стройного представления о путях выхода на принципиально новый этап в его развитии
- развития
- реформирования
- поддержки
К ________ методам принадлежат методы логико-теоретического и системного характера, позволяющие использовать универсальные принципы анализа и обработки данных для описания и объяснения проблемной ситуации, рассмотрения ее в контексте сложившейся в научном сообществе научной картины мира
- эвристическим
- общенаучным
- предметным
- частным
В ______ смысле содержание научно-исследовательской программы складывается из отдельных проектов, в том числе и междисциплинарного характера, направленных на решение крупной научной проблемы
- функциональном
- узком
- специфическом
- широком
_______ интервью призвано последовательно раскрыть содержание сложных объектов исследования
- Глубинное
- Фокусированное
- Свободное
- Стандартизированное
______ ориентация обусловливает направление социального действия на основе этических и социокультурных установок
- Структурная
- Когнитивная
- Оценочная
- Моральная