Содержание
- Верны ли утверждения? А) Гипотезы строятся тогда, когда возникает потребность объяснить ряд новых фактов, которые не укладываются в рамки известных ранее научных теорий или других их объяснений В) Гипотеза может противоречить ранее открытым и подтвержденным практикой научным законам и теориям
- ___________ — область знания, характеризующаяся единством года появления основополагающих публикаций, фундаментальных трудов, институтов исследования и обучения; национальных, региональных и международных научных сообществ
- ___________ — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.
- ___________ — особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символом (знаков)
- Верны ли утверждения? А) Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами В) Научное познание в гносеологическом плане, есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающую систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или, что более характерно, искусственном
- ___________ — направление методологии научного исследования, в основе которого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов, в совокупности отношений и связей между ними
- ___________ — непроверенное предположение о взаимосвязях, которые стимулируют дальнейший научный поиск
- Верны ли утверждения? А) Описательная функция состоит в выработке спектра методов теории для описания, объяснения, предсказания, диагноза, моделирования, проектирования объектов, использования выводов теории в практических целях В) В любом конкретно-научном теоретическом объяснении в скрытом виде обязательно присутствует философский аспект
- ___________ — научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоторого явления и требующее верификации
- ___________ — направление в науке, созданное на основе общих принципов, взглядов, традиций и т.п.
- ___________ — путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний
- Верны ли утверждения? А) Космическая биология (космобиология, астробиология) — наука, изучающая возможности жизни и существования живых организмов в космосе В) Ксенобиология — частный вид космической биологии, занимается изучением возможности разумной жизни в космосе
- ___________ — мысленное объединение аналитически выделенных признаков в единстве, при отвлечении от признаков случайных
- Верны ли утверждения? А) Умозаключения, с помощью которых анализируют факты, не зависят от особенностей самих фактов В) В процессе анализа не используют информацию о единичных случаях и фактах, которые встречались при расследовании других дел
- Верны ли утверждения? А) Научное знание может претендовать на статус теории если оно отражает объект всесторонне, связно, целостно В) Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных связей и закономерностей
- ___________ — проверяемое общественной практикой отражение в сознании предметов, явлений и закономерностей объективной действительности такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта
- ___________ — обобщение фактов, экспериментальных данных
- Верны ли утверждения? А) Научная идея находит свою специфическую материализацию в гипотезе В) Гипотезы не могут возникать на основе концепций
- ___________ — удостоверенный наукой и общественной практикой фрагмент знания, отражающий свойства материального и духовного мира
- ___________ — научное знание о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания
- ___________ — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции
- ___________ — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания
- ___________ — совокупность наук о природе
- ___________ — очевидное положение, которое принимается без доказательства
- Верны ли утверждения? А) Научная идея находит свою специфическую материализацию в гипотезе В) Гипотезы не могут возникать на основе концепций
- ___________ — обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений
- Верны ли утверждения? А) Результатом выхода из проблемных ситуаций является конституирование новых, рационально осмысленных форм организации теоретического знания В) Наличие проблем в науке индексирует этап ее качественного изменения
- ___________ — обобщенная характеристика свойств объекта или процесса
- Верны ли утверждения? А) Отраслевые теории исследуют сущность, структуру, общие закономерности функционирования и развития объектов В) Специальные теории исследуют социальные аспекты классов явлений, принадлежащие к другим сферам общественной жизни — экономической, политической, культурной
- ___________ — формулирование исходного понятия о предмете обучения
- Верны ли утверждения? А) Гипотеза не всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятное знание В) Научная гипотеза — это догадка, фантазия или допущение
- Верны ли утверждения? А) Нормативной методологией принято называть исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного познания В) Дескриптивная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности
- ___________ — предположение об определенных эмпирических характеристиках распределения в данной совокупности
- Верны ли утверждения? А) Исходные принципы лежат в основе научной теории, направляют ее развертывание В) «Клеточка» — это исходная абстракция, на основе которой развертывается содержание теории
- ___________ — философские знания, полученные при помощи методов философии и разрабатываемые обычно профессиональными философами
- Верны ли утверждения? А) Формализованные языки могут быть единственной формой языка современной науки В) В научном познании возможно не использовать неформализованные системы
- ___________ связана с ценностными ориентирами исследователя в этической сфере определенного теоретического подхода
- Верны ли утверждения? А) В деятельности психолога мировоззрение определяет его взгляд на человека, природу и пути развития его психологической реальности В) Методологическая работа тождественна мировоззрению
- Верны ли утверждения? А) Междисциплинарные исследования — это особая форма интеграции исследовательской деятельности, такой вид взаимодействия наук, который ведет к качественному изменению структуры научного знания, к зарождению принципиально новых подходов В) Современная методология науки органично вплетается в ткань науки, в исследовательский процесс, становясь одним из аспектов познавательной деятельности, наряду с логическим ее аспектом
- Верны ли утверждения? А) Язык современной науки не отличается от естественного человеческого языка В) Исходя из потребностей науки, создаются различные искусственные языки, предназначенные для решения тех или иных задач
- Верны ли утверждения? А) Методологическое значение эксперимента состоит в том, что он позволяет наметить пути психологической и педагогической помощи аномальным детям и увидеть границы возможного в этой области В) Конкретно-научное значение мысленного эксперимента заключается в том, что он позволяет охарактеризовать сущность понятия, которое является системообразующим для дефектологии
- ___________ — отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами жизни общества
- ___________ — область человеческой деятельности, основная функция которой — получение знаний о мире и их систематизация, на основе которой возможно построение научной картины мира и научно обоснованной практики
- ___________ — предположения о причинах возникновения объекта исследований
- Верны ли утверждения? А) Научное исследование не всегда представляет собой цепь следующих друг за другом проблем В) Проблема находит в вопросе свое концентрированное выражение
- ___________ дает возможность не только сориентироваться в том, что следует наблюдать при изучении интересующего нас явления, но и делать это
- ___________ помогает исследователю разобраться в анализируемых проблемах и в этом смысле, психологические теории представляют собою своеобразный путеводитель для интерпретации, объяснения и понимания сложности человеческих взаимоотношений
- Верны ли утверждения? А) Дедукцию и индукцию следует противопоставлять и отрывать друг от друга В) Квантификация научных понятий означает придание качественным понятиям статуса величин, обладающими количественными характеристиками и допускающих измерения
- ___________ — факты наблюдений и данные экспериментов
- ___________ позволяет сосредоточить внимание на значимых переменных и взаимоотношениях между ними, подобно географической карте, ориентирующей на местности
Верны ли утверждения? А) Гипотезы строятся тогда, когда возникает потребность объяснить ряд новых фактов, которые не укладываются в рамки известных ранее научных теорий или других их объяснений В) Гипотеза может противоречить ранее открытым и подтвержденным практикой научным законам и теориям
- А — нет, В — да
- А — да, В — нет
- А — да, В — да
- А — нет, В — нет
___________ — область знания, характеризующаяся единством года появления основополагающих публикаций, фундаментальных трудов, институтов исследования и обучения; национальных, региональных и международных научных сообществ
- Научная дисциплина
- Науковедение
- Метанаука
- Научное знание
___________ — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.
- Исходные основания
- Философские установки
- Логика теории
- Идеализированный объект
___________ — особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символом (знаков)
- Методология
- Этнометодология
- Формализация
- Актуарные расчеты
Верны ли утверждения? А) Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами В) Научное познание в гносеологическом плане, есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающую систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или, что более характерно, искусственном
- А — нет, В — нет
- А — нет, В — да
- А — да, В — да
- А — да, В — нет
___________ — направление методологии научного исследования, в основе которого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов, в совокупности отношений и связей между ними
- Редукция
- Периодизация
- Системный подход
- Показатель
___________ — непроверенное предположение о взаимосвязях, которые стимулируют дальнейший научный поиск
- Рабочая гипотеза
- Конкурирующая гипотеза
- Эвристическая гипотеза
- Каузальная гипотеза
Верны ли утверждения? А) Описательная функция состоит в выработке спектра методов теории для описания, объяснения, предсказания, диагноза, моделирования, проектирования объектов, использования выводов теории в практических целях В) В любом конкретно-научном теоретическом объяснении в скрытом виде обязательно присутствует философский аспект
- А — нет, В — нет
- А — да, В — нет
- А — нет, В — да
- А — да, В — да
___________ — научное предположение, выдвигаемое для объяснения некоторого явления и требующее верификации
- Гипотеза
- Опыт
- Метод
- Факт
___________ — направление в науке, созданное на основе общих принципов, взглядов, традиций и т.п.
- Науковедение
- Общественные науки
- Естественные науки
- Научная школа
___________ — путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний
- Опыт
- Принцип
- Метод
- Знания
Верны ли утверждения? А) Космическая биология (космобиология, астробиология) — наука, изучающая возможности жизни и существования живых организмов в космосе В) Ксенобиология — частный вид космической биологии, занимается изучением возможности разумной жизни в космосе
- А — нет, В — нет
- А — нет, В — да
- А — да, В — да
- А — да, В — нет
___________ — мысленное объединение аналитически выделенных признаков в единстве, при отвлечении от признаков случайных
- Проверка гипотезы
- Выдвижение предположения
- Синтез фактов
- Анализ фактов
Верны ли утверждения? А) Умозаключения, с помощью которых анализируют факты, не зависят от особенностей самих фактов В) В процессе анализа не используют информацию о единичных случаях и фактах, которые встречались при расследовании других дел
- А — нет, В — нет
- А — да, В — да
- А — да, В — нет
- А — нет, В — да
Верны ли утверждения? А) Научное знание может претендовать на статус теории если оно отражает объект всесторонне, связно, целостно В) Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных связей и закономерностей
- А — нет, В — да
- А — да, В — нет
- А — нет, В — нет
- А — да, В — да
___________ — проверяемое общественной практикой отражение в сознании предметов, явлений и закономерностей объективной действительности такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта
- Монополия
- Теория
- Истина
- Аналогия
___________ — обобщение фактов, экспериментальных данных
- Индукция
- Дедукция
- Теория
- Аксиома
Верны ли утверждения? А) Научная идея находит свою специфическую материализацию в гипотезе В) Гипотезы не могут возникать на основе концепций
- А — нет, В — да
- А — да, В — да
- А — да, В — нет
- А — нет, В — нет
___________ — удостоверенный наукой и общественной практикой фрагмент знания, отражающий свойства материального и духовного мира
- Факт
- Метод
- Гипотеза
- Опыт
___________ — научное знание о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания
- Мировоззрение
- Науковедение
- Философия
- Наука
___________ — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции
- Наука
- Мировоззрение
- Философия
- Науковедение
___________ — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания
- Философские установки
- Исходные основания
- Логика теории
- Идеализированный объект
___________ — совокупность наук о природе
- Научная школа
- Общественные науки
- Науковедение
- Естественные науки
___________ — очевидное положение, которое принимается без доказательства
- Аксиома
- Индукция
- Дедукция
- Теория
Верны ли утверждения? А) Научная идея находит свою специфическую материализацию в гипотезе В) Гипотезы не могут возникать на основе концепций
- А — нет, В — да
- А — да, В — нет
- А — нет, В — нет
- А — да, В — да
___________ — обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений
- Конкурирующая гипотеза
- Частная гипотеза
- Единичная гипотеза
- Объяснительные гипотезы
Верны ли утверждения? А) Результатом выхода из проблемных ситуаций является конституирование новых, рационально осмысленных форм организации теоретического знания В) Наличие проблем в науке индексирует этап ее качественного изменения
- А — нет, В — да
- А — да, В — да
- А — нет, В — нет
- А — да, В — нет
___________ — обобщенная характеристика свойств объекта или процесса
- Системный подход
- Периодизация
- Редукция
- Показатель
Верны ли утверждения? А) Отраслевые теории исследуют сущность, структуру, общие закономерности функционирования и развития объектов В) Специальные теории исследуют социальные аспекты классов явлений, принадлежащие к другим сферам общественной жизни — экономической, политической, культурной
- А — да, В — да
- А — нет, В — да
- А — нет, В — нет
- А — да, В — нет
___________ — формулирование исходного понятия о предмете обучения
- Метанаука
- Пролегомены
- Науковедение
- Синергетика
Верны ли утверждения? А) Гипотеза не всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятное знание В) Научная гипотеза — это догадка, фантазия или допущение
- А — да, В — да
- А — да, В — нет
- А — нет, В — да
- А — нет, В — нет
Верны ли утверждения? А) Нормативной методологией принято называть исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного познания В) Дескриптивная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности
- А — нет, В — нет
- А — да, В — нет
- А — нет, В — да
- А — да, В — да
___________ — предположение об определенных эмпирических характеристиках распределения в данной совокупности
- Каузальная гипотеза
- Конкурирующая гипотеза
- Рабочая гипотеза
- Статистическая гипотеза
Верны ли утверждения? А) Исходные принципы лежат в основе научной теории, направляют ее развертывание В) «Клеточка» — это исходная абстракция, на основе которой развертывается содержание теории
- А — да, В — нет
- А — да, В — да
- А — нет, В — да
- А — нет, В — нет
___________ — философские знания, полученные при помощи методов философии и разрабатываемые обычно профессиональными философами
- Уровень конкретно-научной методологии
- Уровень процедуры и техники исследования
- Уровень общенаучной методологии
- Уровень философской методологии
Верны ли утверждения? А) Формализованные языки могут быть единственной формой языка современной науки В) В научном познании возможно не использовать неформализованные системы
- А — нет, В — нет
- А — нет, В — да
- А — да, В — нет
- А — да, В — да
___________ связана с ценностными ориентирами исследователя в этической сфере определенного теоретического подхода
- Функция фокусирования
- Функция организации наблюдения
- Функция прояснения наблюдаемого
- Функция контроля
Верны ли утверждения? А) В деятельности психолога мировоззрение определяет его взгляд на человека, природу и пути развития его психологической реальности В) Методологическая работа тождественна мировоззрению
- А — да, В — нет
- А — нет, В — нет
- А — нет, В — да
- А — да, В — да
Верны ли утверждения? А) Междисциплинарные исследования — это особая форма интеграции исследовательской деятельности, такой вид взаимодействия наук, который ведет к качественному изменению структуры научного знания, к зарождению принципиально новых подходов В) Современная методология науки органично вплетается в ткань науки, в исследовательский процесс, становясь одним из аспектов познавательной деятельности, наряду с логическим ее аспектом
- А — нет, В — да
- А — нет, В — нет
- А — да, В — нет
- А — да, В — да
Верны ли утверждения? А) Язык современной науки не отличается от естественного человеческого языка В) Исходя из потребностей науки, создаются различные искусственные языки, предназначенные для решения тех или иных задач
- А — да, В — нет
- А — нет, В — да
- А — нет, В — нет
- А — да, В — да
Верны ли утверждения? А) Методологическое значение эксперимента состоит в том, что он позволяет наметить пути психологической и педагогической помощи аномальным детям и увидеть границы возможного в этой области В) Конкретно-научное значение мысленного эксперимента заключается в том, что он позволяет охарактеризовать сущность понятия, которое является системообразующим для дефектологии
- А — да, В — нет
- А — да, В — да
- А — нет, В — нет
- А — нет, В — да
___________ — отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами жизни общества
- Наука
- Философия
- Науковедение
- Мировоззрение
___________ — область человеческой деятельности, основная функция которой — получение знаний о мире и их систематизация, на основе которой возможно построение научной картины мира и научно обоснованной практики
- Философия
- Науковедение
- Наука
- Мировоззрение
___________ — предположения о причинах возникновения объекта исследований
- Частная гипотеза
- Конкурирующая гипотеза
- Единичная гипотеза
- Объяснительные гипотезы
Верны ли утверждения? А) Научное исследование не всегда представляет собой цепь следующих друг за другом проблем В) Проблема находит в вопросе свое концентрированное выражение
- А — нет, В — нет
- А — да, В — нет
- А — да, В — да
- А — нет, В — да
___________ дает возможность не только сориентироваться в том, что следует наблюдать при изучении интересующего нас явления, но и делать это
- Функция организации наблюдения
- Эвристическая функция
- Функция фокусирования
- Функция прояснения наблюдаемого
___________ помогает исследователю разобраться в анализируемых проблемах и в этом смысле, психологические теории представляют собою своеобразный путеводитель для интерпретации, объяснения и понимания сложности человеческих взаимоотношений
- Функция фокусирования
- Функция прояснения наблюдаемого
- Функция организации наблюдения
- Эвристическая функция
Верны ли утверждения? А) Дедукцию и индукцию следует противопоставлять и отрывать друг от друга В) Квантификация научных понятий означает придание качественным понятиям статуса величин, обладающими количественными характеристиками и допускающих измерения
- А — нет, В — да
- А — да, В — нет
- А — нет, В — нет
- А — да, В — да
___________ — факты наблюдений и данные экспериментов
- Синтез фактов
- Логический аппарат
- Исходный эмпирический базис
- Исходный теоретический базис
___________ позволяет сосредоточить внимание на значимых переменных и взаимоотношениях между ними, подобно географической карте, ориентирующей на местности
- Функция прояснения наблюдаемого
- Эвристическая функция
- Функция фокусирования
- Функция организации наблюдения