Содержание
- Способ познания действительности, основанный на опыте и проверяемый через опыт, – это
- ____________ — в психологии формирование основных структур психики человека в течение его жизни
- Группы методов психолого-педагогических исследований, сгруппированные по признаку «уровень проникновения в сущность»: методы
- Укажите правильную характеристику методических приемов минимизации влияния артефактов на результаты эксперимента
- Факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента (по С.Розенцвейгу)
- Древнегреческий философ ___________ сформировал представление о душе человека как материальном веществе, которое состоит из атомов огня
- Эксперимент, который предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени, возможность проводить эксперимент бесконечно, называется
- Основные признаки развития человека (Х. Вернер, Л. Выгодский):
- Основоположником метода интроспекции в психологии считается
- Принцип, требующий рассмотрения психики как сложного единства, не сводимого к простой сумме его элементов, определяется в психологии как ____________ подход
- Психологические методы исследования, относящиеся по С.Рубинштейну к основным психологическим методам исследования:
- Движущей силой психического развития человека является
- Положение о том, что психологическое познание должно базироваться на опыте, было краеугольной идеей учения:
- Методологический принцип, который требует, чтобы изучались и те новые особенности психики, которые может быть только зарождаются, – это принцип
- Принцип, согласно которому все в природе порождается действием материальных причин и законов, – это
- Наличный уровень интеллектуального развития, который характеризуется сложностью задач, которые ребенок может выполнить самостоятельно, – это уровень
- Восстановите соответствие между названием стадий развития сознания и психики человека и их содержанием
- _____________ ориентации – идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок человеком окружающей действительности и ориентации в ней, а также способ дифференциации объектов человеком по их значимости
- Укажите правильную характеристику приведенным понятиям
- Определите предназначение тестов (Р.Б. Кеттелл)
- Основными общенаучными методами психолого-педагогических исследований считаются:
- «Основное позитивное содержание положения о единстве сознания и деятельности заключается в утверждении их взаимосвязи и взаимообусловленности: деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения», — писал
- Рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (в том числе – мысленном) предмета, явления на составные части, разборе свойств какого-либо предмета или явления, – это
- Методологический принцип психологии, индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления, – это подход
- Свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение – это:
- Основы рассмотрения души на уровне этических проблем существования человека были заложены в Древней (м)
- __________ — в психологии процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных, возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества
- Совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект её анализа, обеспечивает _________________ уровень методологии науки
- Представителем идеалистического подхода к психике человека является
- Родоначальником рассмотрения психологии как науки о сознании считается:
- В психике можно выделить познавательные психические процессы, позволяющие человеку познать окружающее. Это:
- Задачами психодиагностического исследования с научно-исследовательскими целями являются
- Основные свойства житейских психологических знаний:
- Уровень развития ребенка, которого он может достичь при благоприятных условиях его обучения и воспитания и при минимальной помощи со стороны окружающих людей, – это
- _______________ эксперимент – это эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления
- Группы методов психолого-педагогических исследований, сгруппированные по признаку «назначение»: методы
- Соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему) – это
- Наиболее ярко этические аспекты души впервые были раскрыты:
- Требования, предъявляемые к научно состоятельной гипотезе:
- Принцип ______________ изучения психических явлений – любые психические явления необходимо рассматривать такими, какие они есть на самом деле и только во взаимосвязи с внешними условиями жизни и деятельности человека
- Основные особенности отражения воздействий окружающей действительности как основной функции психики:
- Укажите правильную принадлежность наблюдений к группам, сформированным по следующим признакам:
- ____________ исследование – пробно-поисковый тип исследования, которое проводится до основного и является его упрощенной формой
- Получение данных наблюдения субъекта за его собственными психическими процессами и состояниями в момент их протекания или вслед за ним – это
- Восстановите соответствие между этапами становления психологии как науки и представлениями о ее предмете на каждом этапе
- В психологии вспомогательный метод психолого-педагогического исследования, служащий для исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости, – это
- К группе психологических законов, в которых раскрываются основания различных психических свойств человека, относятся законы,
- Укажите роль и значение каждой науки для психологии
- Восстановите соответствие между понятиями и их определениями
- Основные подтипы субъективных психодиагностических методик экспертной оценки:
Способ познания действительности, основанный на опыте и проверяемый через опыт, – это
- синтез
- анализ
- теоретическое исследование
- эмпирическое познание
____________ — в психологии формирование основных структур психики человека в течение его жизни
Группы методов психолого-педагогических исследований, сгруппированные по признаку «уровень проникновения в сущность»: методы
- сбора фактического материала
- эмпирического исследования, основанного на опыте и практике
- теоретического исследования, связанного с абстрагированием от чувственной реальности и построением моделей
- обработки материалов
Укажите правильную характеристику методических приемов минимизации влияния артефактов на результаты эксперимента
- метод плацебо вслепую
- основан на целенаправленном введении испытуемых в заблуждение
- метод « скрытого эксперимента»
- экспериментатор так включается в естественную жизнь испытуемого, что последний не подозревает о своем участии в эксперименте
- метод «обмана».
- подбираются контрольная и экспериментальная группы. Эксперимент повторяется в обоих случаях. Экспериментатор не знает, какая группа получает «нулевое» воздействие, а какая подвергается манипулированию
Факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента (по С.Розенцвейгу)
- ошибки личностного влияния
- ошибки, связанные с мотивацией испытуемого
- ошибки метода исследования
- ошибки «отношения к наблюдаемому»
- погрешности средств наблюдения и измерения
Древнегреческий философ ___________ сформировал представление о душе человека как материальном веществе, которое состоит из атомов огня
Эксперимент, который предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени, возможность проводить эксперимент бесконечно, называется
- реальным
- наблюдением активным вмешательством
- психологическим
- идеальным
Основные признаки развития человека (Х. Вернер, Л. Выгодский):
- перестройка связей между сторонами объекта
- формирование чувственных образов
- появление новых сторон, новых элементов в самом развитии
- дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента
Основоположником метода интроспекции в психологии считается
- Д. Гартли
- Дж. Локк
- Д. Юм
- В. Вундт
Принцип, требующий рассмотрения психики как сложного единства, не сводимого к простой сумме его элементов, определяется в психологии как ____________ подход
Психологические методы исследования, относящиеся по С.Рубинштейну к основным психологическим методам исследования:
- генетический метод
- внешнее наблюдение
- естественный эксперимент
Движущей силой психического развития человека является
- деятельность
- противоречие между достигнутым уровнем знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой
- воспитание
- обучение
Положение о том, что психологическое познание должно базироваться на опыте, было краеугольной идеей учения:
- Х. Вольфа
- Дж. Бэркли
- Дж. Локка
- Д. Юма
Методологический принцип, который требует, чтобы изучались и те новые особенности психики, которые может быть только зарождаются, – это принцип
- аналитико-синтетического изучения личности
- изучения психических явлений в их развитии
- объективности изучения психических явлений
- системного подхода
Принцип, согласно которому все в природе порождается действием материальных причин и законов, – это
- активность
- причинность
- детерминизм
- бессознательность
Наличный уровень интеллектуального развития, который характеризуется сложностью задач, которые ребенок может выполнить самостоятельно, – это уровень
- общего развития
- актуального развития
- определяющий зону ближайшего развития
- субъективного развития
Восстановите соответствие между названием стадий развития сознания и психики человека и их содержанием
- развитие самосознания человека
- высшая ступень развития психики
- физиологическое развитие человека в процессе труда
- сложные умения интерпретации законов общества
- развитие социального поведения человека
- законченно оформленная нейро-психологическая система
- развитие сознания человека
- умение познать себя путем познания других
_____________ ориентации – идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок человеком окружающей действительности и ориентации в ней, а также способ дифференциации объектов человеком по их значимости
Укажите правильную характеристику приведенным понятиям
- количественный анализ
- исследование сущностных характеристик изучаемого объекта
- факторный анализ
- совокупность статистических методов, позволяющих оценить связи и зависимости между различными факторами
- качественный анализ
- сопоставление количественных показателей чего-либо
Определите предназначение тестов (Р.Б. Кеттелл)
- тесты умений и навыков
- выявление предпочтений картин, рисунков и т.д.
- ситуационные тесты
- интеллектуальная функция, знания, способы
- тесты способностей
- изучение выполнения задания в разных ситуациях
- эстетические тесты
- зрительно-моторная координация, прохождение лабиринта
Основными общенаучными методами психолого-педагогических исследований считаются:
- наблюдение
- эксперимент
- синтез
- анализ
«Основное позитивное содержание положения о единстве сознания и деятельности заключается в утверждении их взаимосвязи и взаимообусловленности: деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения», — писал
- И. Сеченов
- С. Рубинштейн
- А. Леонтьев
- И. Павлов
Рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (в том числе – мысленном) предмета, явления на составные части, разборе свойств какого-либо предмета или явления, – это
- синтез
- статистическое распределение
- анализ
- научное исследование
Методологический принцип психологии, индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления, – это подход
- диалектический
- субъективный
- системный
- личностный
Свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение – это:
- поведение
- сознание
- психика
- деятельность
Основы рассмотрения души на уровне этических проблем существования человека были заложены в Древней (м)
- Индии
- Греции
- Руси
- Египте
__________ — в психологии процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных, возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества
Совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект её анализа, обеспечивает _________________ уровень методологии науки
Представителем идеалистического подхода к психике человека является
- Анаксимен
- Пифагор
- Фалес
- Гераклит
Родоначальником рассмотрения психологии как науки о сознании считается:
- Г. Спенсер
- А. Бине
- Рене Декарт
- В. Вунд
В психике можно выделить познавательные психические процессы, позволяющие человеку познать окружающее. Это:
- восприятие
- мотивация
- ощущение
- темперамент
- память
Задачами психодиагностического исследования с научно-исследовательскими целями являются
- облегчение выбора методики для решения практической задачи
- отражение связи методов с диагностируемыми психическими свойствами
- установление определенных закономерностей психического развития испытуемых
- выявление связи методов с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются
Основные свойства житейских психологических знаний:
- знания ограничены
- источник знаний – наблюдение
- знания рациональны и осознаны
- знания конкретны
Уровень развития ребенка, которого он может достичь при благоприятных условиях его обучения и воспитания и при минимальной помощи со стороны окружающих людей, – это
- уровень, определяющий зону ближайшего развития
- зона ближайшего развития
- уровень общего развития
- уровень субъективного развития
_______________ эксперимент – это эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления
Группы методов психолого-педагогических исследований, сгруппированные по признаку «назначение»: методы
- эмпирического исследования, основанного на опыте и практике
- направленного преобразования фактического материала
- сбора фактического материала
- теоретической интерпретации фактического материала
Соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему) – это
- анализ
- статистическое распределение
- синтез
- научное исследование
Наиболее ярко этические аспекты души впервые были раскрыты:
- Сократом
- Демосфеном
- Аристотелем
- Платоном
Требования, предъявляемые к научно состоятельной гипотезе:
- гипотеза должна быть математически формализуемой
- гипотеза должна быть принципиально проверяемой
- гипотеза должна утверждать какую-то новую мысль и быть нетривиальной
- точность и сравнительная простота формулировки
- гипотеза должна объяснять круг явлений, на которые распространяются содержащиеся в ней утверждения
Принцип ______________ изучения психических явлений – любые психические явления необходимо рассматривать такими, какие они есть на самом деле и только во взаимосвязи с внешними условиями жизни и деятельности человека
Основные особенности отражения воздействий окружающей действительности как основной функции психики:
- субъективность психического отражения и активное преобразование отражаемого отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира
- при психическом отражении внешнее воздействие всегда преломляется через раннее сложившиеся особенности психики и через конкретные состояния человека
- психическое отражение действительности – это процесс постоянно развивающийся и совершенствующийся
Укажите правильную принадлежность наблюдений к группам, сформированным по следующим признакам:
- частота применения
- 1.)полевые наблюдения; 2.)лабораторные наблюдения
- плановость
- 1.)прямое наблюдение; 2.)косвенное наблюдение
- способ получения информации
- 1.)неформализованное (свободное) наблюдение; 2.)формализованное (стандартное) наблюдение
- условия проведения
- 1.)постоянные наблюдения; 2.)повторные наблюдения; 3.)однократные наблюдения; 4.)многократные наблюдения
____________ исследование – пробно-поисковый тип исследования, которое проводится до основного и является его упрощенной формой
Получение данных наблюдения субъекта за его собственными психическими процессами и состояниями в момент их протекания или вслед за ним – это
- самонаблюдение
- самоанализ
- эмпирическое исследование
- диагностика
Восстановите соответствие между этапами становления психологии как науки и представлениями о ее предмете на каждом этапе
- 4 этап становления психологии как науки
- психология – наука о душе
- 3 этап становления психологии как науки
- психология – наука о сознании
- 2 этап становления психологии как науки
- психология – наука о поведении
- 1 этап становления психологии как науки
- психология – наука о психике
В психологии вспомогательный метод психолого-педагогического исследования, служащий для исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости, – это
- метод экспертных оценок
- тестирование (метод тестов)
- социометрический метод
- близнецовый метод
К группе психологических законов, в которых раскрываются основания различных психических свойств человека, относятся законы,
- формирования установки Д. Узнадзе
- характеризующие нейрофизиологические основания темперамента (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын)
- характеризующие деятельность индивида в системе общественных отношений в качестве основания психологических свойств личности (А.Н.Леонтьев)
Укажите роль и значение каждой науки для психологии
- педагогические науки
- помогают психологии понять патологию психического развития людей для психокоррекции и психотерапии
- науки о трудовой деятельности
- ориентируют психологию в направлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психологическим качествам людей
- медицинские науки
- предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов
Восстановите соответствие между понятиями и их определениями
- личностные смыслы
- активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.
- эмоции
- отражение отношения результата деятельности к ее мотиву
- деятельность
- переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива
Основные подтипы субъективных психодиагностических методик экспертной оценки:
- контент-анализ
- проективные методики
- включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием
- стандартизированное аналитическое наблюдение
- тесты-опросники