Содержание
- «Сарацин и персов видишь ты вокруг Симона одетых в персидские одежды, с сильно растрепанными бородами, с приподнятыми бровями, с взъерошенными волосами на головах и свирепо глядящими на него; в разноцветных уборах, украшающих их головы – небесно-голубых, багряных и белых». Картина написана в традициях
- «Македонский ренессанс» (IX–X вв.) – это время блестящего расцвета __________ искусства
- Проблема изобразимости – это одна из проблем
- На отдельных этапах истории византийского искусства большую роль играли те или иные специальные деформации фигур. К ним относятся
- В византийской культуре второй половины IX–XII в. активно развивалось __________ искусство, ориентировавшееся в целом на традиции античные, дохристианские
- Для ___________ живописи периода второй половины IX–X вв. характерно обращение к ретроспективным темам
- Величавые «ангелы небесных сил» ________________ обозначают начало расцвета византийской живописи
- В византийской живописи человеческая фигура являлась носителем идей
- К сущности и значению византийского искусства можно отнести
- Поздневизантийский период соответствует по времени эпохе готики и зарождения
- При Юстиниане I на первый план выступало искусство
- Византийские мозаичисты умели извлекать великолепные живописные эффекты из особенностей смальты, очень точно рассчитывая угол падения света и делая поверхность мозаики
- Главным теоретиком второго направления символического восприятия литургии и всех ее элементов был
- Много внимания в послеиконоборческой Византии уделялось
- На первом месте в антикизирующем направлении стоят проблемы
- В огромной перестроенной из римского здания ротонде Св. Георгия (IV–V) были созданы мозаики с поразительными по декоративному богатству изображениями _______________ зданий
- Чаще всего византийский художник изображал предмет
- Наиболее известными христианскими катакомбами являются катакомбы
- Патриархом в Византии в 858 г. стал
- Лимбургская ставротека (реликварий для хранения частиц Истинного креста) – замечательное произведение константинопольских эмальеров. Крестообразное углубление, где лежала драгоценная реликвия, охраняют ангельские силы, возвещающие воскресение Спасителя. Соотнесите названия ангельских сил с их участниками
- Важным структурообразующим элементом византийской живописи был
- ______________ – древнейшее искусство миниатюрной резьбы по твердым драгоценным и полудрагоценным камням
- Галерея, идущая по периметру или окружности здания, называется
- Глава Византийской империи носил титул
- Представители светского направления византийского искусства стремятся усмотреть во внешнем облике человека знаки характерных черт его
- Центральное помещение в древних греческих храмах, святилище, где стояли статуи богов, называется
- Автором трактата «Refutatio et eversio» был
- Из больших циклов монументальной живописи лучше всего сохранились мозаичные и фресковые композиции в
- «При воскресении субстанция наших тел, как бы они ни разложились, будет целиком воссоединена» – утверждал _______________, один из ранних философов христианства
- Установите соответствие иерархии рукотворных вещей по степени духовного достоинства
- Мавзолей Галлы Плацидии – это___________
- Одно из течений в христианстве IV–VI вв., названное по имени священника, отрицавшего божественную природу Христа и считавшего его «превосходнейшим творением» бога–отца, – это
- Композиционным центром многих изображений в византийской живописи обычно выступали
- В сочинении «Диоптра дел христианских» роль ученицы олицетворяет
- Церковное строительство стало широко развиваться на Ближнем Востоке с(со) ________________ в.
- Цвет играл в византийской эстетике особую роль. Соотнесите значимость основных цветов палитры византийского мастера
- Старинные традиции в большей степени удерживаются в Мистре в _________, где в поздневизантийское время образовался значительный культурный, художественный и архитектурный центр
- «Не носить роскошных одежд, а скромно по вере одеваться» – призывал апостол
- Иоанн Дамаскин (ок. 675–ок. 749) – византийский
- К монументальной храмовой живописи относятся
- Возрождение древней традиции в монументальном творчестве и в миниатюре проявляется в
- Одно из течений христианства, возникшее в Византии в V веке, основанное константинопольским архимандритом Евтихием. Утверждало одну божественную природу Христа, а не две – божественную и человеческую, – это
- ________________ – восточная римская империя, наследница Греко-римского мира и эллинистического Востока
- Эстетика Симеона, система эстетик Григория Палама и их характерные особенности
- Баптистерий православных (Неонианский баптистерий, середина V в.) в Равенне – ____________________ здание
- Теория образа – это
- Две главные проблемы стоят в центре внимания представителей антикизирующего направления, традиционные и для всей античной эстетики
- Мозаичные циклы XI–XII веков, являющиеся примерами зрелого, законченного византийского стиля находятся в
- Значительно большим деформациям, чем человеческие фигуры, подвергались в византийской живописи неодушевленные предметы
- Соотнесите мозаичные иконы с их современным местонахождением
«Сарацин и персов видишь ты вокруг Симона одетых в персидские одежды, с сильно растрепанными бородами, с приподнятыми бровями, с взъерошенными волосами на головах и свирепо глядящими на него; в разноцветных уборах, украшающих их головы – небесно-голубых, багряных и белых». Картина написана в традициях
- немецкого или нидерландского
- итальянского
- русской монументальной живописи XVII в.
- ренессансного
«Македонский ренессанс» (IX–X вв.) – это время блестящего расцвета __________ искусства
- византийского
- итальянского
- французского
- флорентийского
Проблема изобразимости – это одна из проблем
- изображения в светской живописи
- рассматриваемых теорией Филарета
- изображения в храмовой живописи
- рассматриваемых теорией образа
На отдельных этапах истории византийского искусства большую роль играли те или иные специальные деформации фигур. К ним относятся
- увеличение выступающих частей лица и тела
- широко раскрытые глаза
- удлинение фигуры
- «перекручивание» человеческих фигур на 90– 180′
В византийской культуре второй половины IX–XII в. активно развивалось __________ искусство, ориентировавшееся в целом на традиции античные, дохристианские
- декоративное
- религиозное
- нерелигиозное
- реалистическое
Для ___________ живописи периода второй половины IX–X вв. характерно обращение к ретроспективным темам
- испанской
- французской
- византийской
- итальянской
Величавые «ангелы небесных сил» ________________ обозначают начало расцвета византийской живописи
- церкви Сан Витале
- базилики Санта Мария Маджоре
- базилики Сан–Стефано Ротондо
- церкви Успения в Нике
В византийской живописи человеческая фигура являлась носителем идей
- просветительских
- дополнительных художественных
- духовно-просветительских
- основных художественных
К сущности и значению византийского искусства можно отнести
- высокую технику
- господство канона и абстрактная духовность ликов
- утонченное, но однообразное мастерство
- нечеткость, размытость обликов
Поздневизантийский период соответствует по времени эпохе готики и зарождения
- русского централизованного государства в Западной Европе
- Ренессанса в Восточной Европе
- Ренессанса в Западной Европе
- русского централизованного государства в Восточной Европе
При Юстиниане I на первый план выступало искусство
- прославлявшее императора
- подчиненное социальным требованиям
- подчиненное религиозно-государственным требованиям
- воспевавшее природу
- прославлявшее крестьян
Византийские мозаичисты умели извлекать великолепные живописные эффекты из особенностей смальты, очень точно рассчитывая угол падения света и делая поверхность мозаики
- ребристой
- несколько волнистой
- чуть шероховатой
- совсем гладкой
Главным теоретиком второго направления символического восприятия литургии и всех ее элементов был
- Кирилл Иерусалимский
- Максим Исповедник
- Герман Константинопольский
- Симеон Солунский
Много внимания в послеиконоборческой Византии уделялось
- красоте природы
- красоте младенцев
- красоте целого, сплетающегося из прекрасных и не столь прекрасных частей
- физической красоте человека
На первом месте в антикизирующем направлении стоят проблемы
- прекрасного
- эстетики
- искусства
В огромной перестроенной из римского здания ротонде Св. Георгия (IV–V) были созданы мозаики с поразительными по декоративному богатству изображениями _______________ зданий
- божественных
- античных
- фантастических
- современных
Чаще всего византийский художник изображал предмет
- как носитель определенного значения
- стереотипно
- с натуры
- ради него самого
Наиболее известными христианскими катакомбами являются катакомбы
Патриархом в Византии в 858 г. стал
- Форий
- Фромий
- Фотий
- Фобий
Лимбургская ставротека (реликварий для хранения частиц Истинного креста) – замечательное произведение константинопольских эмальеров. Крестообразное углубление, где лежала драгоценная реликвия, охраняют ангельские силы, возвещающие воскресение Спасителя. Соотнесите названия ангельских сил с их участниками
- Четырехкрылые ангелоподобные стражи
- щестикрылые серафимы
- «Воинство небесное»
- архангелы
- «Пламенеющие»
- херувимы
Важным структурообразующим элементом византийской живописи был
- круг нимба
- лицо
- голова
- руки
______________ – древнейшее искусство миниатюрной резьбы по твердым драгоценным и полудрагоценным камням
- Инкрустация
- Майолика
- Глиптика
- Реставрация
Галерея, идущая по периметру или окружности здания, называется
Глава Византийской империи носил титул
- василевс
- король
- царь
- император
Представители светского направления византийского искусства стремятся усмотреть во внешнем облике человека знаки характерных черт его
- вероисповедания
- происхождения
- внутреннего мира
- социального статуса
Центральное помещение в древних греческих храмах, святилище, где стояли статуи богов, называется
Автором трактата «Refutatio et eversio» был
- Герман Константинопольский
- Никифор Константинопольский
- Симеон Солунский
- Иоанн Дамаскин
Из больших циклов монументальной живописи лучше всего сохранились мозаичные и фресковые композиции в
- базилике Коджа Калесси
- церкви Санта Констанца
- базилике Кальб-Лузо
- главном храме монастыря Хосиос Лукас в Фокиде
«При воскресении субстанция наших тел, как бы они ни разложились, будет целиком воссоединена» – утверждал _______________, один из ранних философов христианства
Установите соответствие иерархии рукотворных вещей по степени духовного достоинства
- низшая ступень
- храмовая утварь
- средняя ступень
- столовая (бытовая, праздничная)
- высшая ступень
- кухонная посуда
Мавзолей Галлы Плацидии – это___________
- пятинефная базилика
- крестообразное здание
- восьмигранное здание
- трехнефная базилика
Одно из течений в христианстве IV–VI вв., названное по имени священника, отрицавшего божественную природу Христа и считавшего его «превосходнейшим творением» бога–отца, – это
- протестанство
- грегорианство
- арианство
- монофизитство
Композиционным центром многих изображений в византийской живописи обычно выступали
- голова
- святые
- отрицательные персонажи (Иуда, сатана)
- нимб
В сочинении «Диоптра дел христианских» роль ученицы олицетворяет
- душу
- тело
- чувство
- истину
Церковное строительство стало широко развиваться на Ближнем Востоке с(со) ________________ в.
- первой четверти V
- конца III
- второй половины IV
- первой половины IV
Цвет играл в византийской эстетике особую роль. Соотнесите значимость основных цветов палитры византийского мастера
- зеленый цвет
- важнейший в византийской культуре; цвет божественного и императорского достоинства
- красный цвет
- символ божественного света. Цвет имел значение чистоты и святости
- черный цвет
- символ конца, смерти. В иконописи символ могилы, ада
- белый цвет
- цвет пламенности, огня, как карающего, так и очищающего, это цвет «животворного тепла», а следовательно, символ жизни. Но он же – и цвет крови, прежде всего крови Христа
- пурпурный цвет
- символизировал юность, цветение. Это – типично земной цвет
Старинные традиции в большей степени удерживаются в Мистре в _________, где в поздневизантийское время образовался значительный культурный, художественный и архитектурный центр
- Фландрии
- Испании
- Греции
- Византии
«Не носить роскошных одежд, а скромно по вере одеваться» – призывал апостол
- Лука
- Павел
- Андрей
- Петр
Иоанн Дамаскин (ок. 675–ок. 749) – византийский
- мыслитель
- художник
- архитектор
- поэт
- скульптор
- философ
- богослов
К монументальной храмовой живописи относятся
- витражи
- книжные миниатюры
- фрески
- мозаики
- иконы
Возрождение древней традиции в монументальном творчестве и в миниатюре проявляется в
- почти скульптурной передаче объема
- небрежности, с которой изображается движение фигур
- характере и рисунке одеяний
- классических пропорциях фигур
Одно из течений христианства, возникшее в Византии в V веке, основанное константинопольским архимандритом Евтихием. Утверждало одну божественную природу Христа, а не две – божественную и человеческую, – это
________________ – восточная римская империя, наследница Греко-римского мира и эллинистического Востока
Эстетика Симеона, система эстетик Григория Палама и их характерные особенности
- система золотых фонов, нимбов и ассиста
- Аesthetica iaterior, т.е. эстетики, имеющей свой объект во внутреннем мире самого субъекта восприятия
- светоносная система красок
- темные пятна и движка светов часто располагаются на лицевом рельефе таким образом, что создают иллюзию излучения света самим ликом
- светоносная система высветления ликов и наложения пробелов
- светоцветовая симфония, вызывающая глубокий эстетический отклик у зрителей
- эстетика Симеона
- равномерное золотое сияние, окутывающее фигуры и пронизывающее всю сцену
Баптистерий православных (Неонианский баптистерий, середина V в.) в Равенне – ____________________ здание
- шестигранное
- восьмигранное
- четырехгранное
- десятигранное
Теория образа – это
- теория в византийском искусстве, трактующая образ как символ, знак
- теория в византийском искусстве, трактующая символ
- концепция в византийской теории искусств, трактующая образность и символичность изображения
- концепция изготовления икон – «образов»
Две главные проблемы стоят в центре внимания представителей антикизирующего направления, традиционные и для всей античной эстетики
- визуально воспринимаемой красоты материального мира
- материального мира
- искусства
- красоты
Мозаичные циклы XI–XII веков, являющиеся примерами зрелого, законченного византийского стиля находятся в
- монастыре Чефалу (около Афин)
- церкви Дафни (около Афин)
- монастыре Дафни (около Афин)
- монастыре Чефалу (в Сицилии)
Значительно большим деформациям, чем человеческие фигуры, подвергались в византийской живописи неодушевленные предметы
- животные
- архитектура
- предметы интерьера
- горы
Соотнесите мозаичные иконы с их современным местонахождением
- «Св. Георгий»
- Собрание Дембартон Оакс
- «Феодор Стратилат»
- Муничипио в Галатине
- «Пантократор»
- Эрмитаж
- «Иоанн Златоуст»
- Лувр