Содержание
- Конструктивный элемент, употребляющийся в переходе от граненого объема (как правило, квадратного) к округлому (обычно цилиндрическому), носит название
- Роспись церкви Рождества Богородицы Пафнутьева монастыря (1467−1477) относится к самым ранним из известных работ
- Важнейшей особенностью одноглавых соборов XVIв. являе(ю)тся
- __________________ — в древнерусской живописи охряные высветления ликов и других частей тела, положенные поверх санкиря, одна из стадий личного письма, состоящая из послойного наложения охры
- Дополнительный храм со своим престолом и иконостасом, примыкающий к основному церковному зданию либо включенный в его объем, называется
- Московский Успенский собор представляет собой здание
- Часть архиерейского облачения (облачения высоких священников), длинное узкое покрывало, возлагаемое на плечи поверх всех одежд, называется
- Главным местом изготовления икон небольшого формата в первой половине XV в. в Москве были иконописные мастерские
- Соответствие названий памятников живописи их характеристикам
- В иконостасе Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре, наряду с иконостасом Успенского собора, впервые появляется
- На южной стене Успенского собора во Владимире (1408), на арке, под апостолами представлены
- Примыкающий с восточной стороны к основному объему здания выступ полукруглой, граненой, прямоугольной либо сложной формы в плане называется
- Исходя из старой композиции кубической, четрехстолпной, одноглавой постройки с квадратным планом, новгородские зодчие в конце XIII в. окончательно отказываются от старой системы
- На рубеже XIV и XV столетий в новгородской иконописи
- Иконографический тип «Предста Царица одесную Тебе» впервые появился в росписях
- Зодчий церкви Николы на Липне отказался от боковых
- Икона, в клеймах которой окружающих средник с образом святого, отражены события его жизни и его деяния, называется
- Минеральная краска различных оттенков алого цвета называется
- В западном притворе церкви Успения на Волотовом поле находится
- В церкви Федора Стратилата манеру письма отличает(ют) от росписей церкви Спаса на Ильине
- Тип изображения Богоматери, ласкающей Младенца Христа, называется
- Соответствие композиций и их расположения в церкви Федора Стратилата
- ___________________ накрыт тканью с литургической символикой; на его верхней плоскости находятся Евангелие с напрестольными крестами по сторонам, а также дарохранительница
- Соответствие композиций и их расположения в псковской Успенской церкви в селе Мелетове
- Храм в Возьмищенском монастыре в Волоколамске (1535) является
- Участок стены, ограниченный с боков вертикальными опорами (лопатками, пилонами, полуколоннами, столбами, пилястрами) либо башнями, называется
- Зодчие применили единственный раз в XV в. старую систему пониженных подпружных арок в
- Соответствие композиций и их расположения в новгородской церкви Рождества Христова на кладбище
- В куполе храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре расположена полуфигура
- В росписи иконостаса московского Благовещенского собора принимали участие
- Изображение небесного престола, уготованного для Второго Пришествия Царя царей — Иисуса Христа, грядущего во славе, называется
- Контурный рисунок иконного образа, используемый как подготовительный для создания иконы, называется
- На лицевой стороне Киликиевского напрестольного креста (Вологодский художественный музей) расположены
- Перегородка между алтарем и центральной частью храма, на которой рядами расположены иконы, называется
- Криволинейное перекрытие здания, передающее на основание не только нагрузку, но и распор, называется
- Иконография — это
- В юго-западной части псковской Успенской церкви в селе Мелетове находятся
- Тип иконографии, в котором Христос и Богоматерь изображаются в царских одеждах, называется
- Не имеющий базы и капители верхний ленточный выступ стены, разделяющий или ограничивающий ее поверхность, называется
- Белильные мазки, в доличном письме — моделировка светлых частей изображения, символизирует касание божественного света, называются
- Название, принятое в XX в. для небольших икон, написанных не на доске, а на загрунтованной ткани с двух сторон, — это
- В новгородской иконописи на рубеже XIV и XV столетий складывается излюбленный тип святого
- Лицевая сторона вырезанного из дерева Людогощенского креста, поставленного в 1359г. в церкви Флора и Лавра жителями Легощей улицы, покрыта сложным орнаментом и декорирована
- Примером произведений архаизирующего стиля выступают две иконы начала XV в. из новгородской церкви Бориса и Глеба
- На арке Успенского собора во Владимире (1408) изображены
- Тип изображения Богоматери с Младенцем на руках (характерной особенностью является положение руки Богородицы, указывающей на Христа) называется
- Соответствие памятников московской мелкой пластики их характеристикам
- Медные двери, пластины которой представляют собой иконографические композиции, исполненные золотой наводкой, называются
- Сцена жития святого на поле житийной иконы называется
- Свод Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля украшен большой монументальной композицией
Конструктивный элемент, употребляющийся в переходе от граненого объема (как правило, квадратного) к округлому (обычно цилиндрическому), носит название
- лопатка
- парус
- пилон
- закомара
Роспись церкви Рождества Богородицы Пафнутьева монастыря (1467−1477) относится к самым ранним из известных работ
- Дионисия
- Амвросия
- Рублева
- Феофана Грека
Важнейшей особенностью одноглавых соборов XVIв. являе(ю)тся
- монументальное трехглавие с большой центральной главой
- сильное смещение трехглавия на восток
- покрытие в виде пирамиды ярусов-кокошников
- широкие открытые галереи на подклетах
__________________ — в древнерусской живописи охряные высветления ликов и других частей тела, положенные поверх санкиря, одна из стадий личного письма, состоящая из послойного наложения охры
Дополнительный храм со своим престолом и иконостасом, примыкающий к основному церковному зданию либо включенный в его объем, называется
- захаб
- дьяконник
- жертвенник
- придел
Московский Успенский собор представляет собой здание
- одностолпное
- шестистолпное
- трехстолпное
- пятистолпное
Часть архиерейского облачения (облачения высоких священников), длинное узкое покрывало, возлагаемое на плечи поверх всех одежд, называется
- мафорий
- гиматий
- омофор
- хитон
Главным местом изготовления икон небольшого формата в первой половине XV в. в Москве были иконописные мастерские
- Троицкого монастыря
- церкви Спаса на Ковалеве
- Юрьева монастыря
- церкви Федора Стратилата
Соответствие названий памятников живописи их характеристикам
- Пластина «Тверских врат» из Александровской слободы
- по верхнему краю расположен несимметричный поясной многофигурный Деисус с ангелами и святыми, причем вместо Христа изображен Никола, перед которым Богоматерь предстательствует за грехи человеческие
- Псковская икона из Варваринской церкви «Собор Богоматери» (XIV в., ГТГ)
- в состав входит икона св. Александра Солунского, крайне редко встречающаяся в древнерусском искусстве
- Тверская икона первой половине XV века «Голубое успение» (ГТГ)
- возносящаяся на небо Мария протягивает пояс апостолу Фоме; в верхнем регистре представлены на облаках апостолы
- соборный чин, происходящий из села под Кашиным (ГТГ)
- на троне восседает Богоматерь, придерживающая обеими руками звезду с полуфигурой Христа, слева — приносящие свои дары волхвы, справа — ясли с Младенцем, ниже расположены две аллегорические фигуры — «Пустыня» и «Земля»
- Псковская икона из Варваринской церкви «Сошествие во Ад» (XIV в., Русский музей)
- изображение Троицы Ветхозаветной резано по меди (в отличие от техники золотой наводки)
В иконостасе Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре, наряду с иконостасом Успенского собора, впервые появляется
- праздничний ярус
- деисусный чин
- пророческий ярус
- праотечесий ярус
На южной стене Успенского собора во Владимире (1408), на арке, под апостолами представлены
- апостол Петр с праведниками, шествующими в рай
- пророки Исайя и Давид в медальонах
- лики праведников
- олицетворения Земли и Моря, отдающие мертвых
Примыкающий с восточной стороны к основному объему здания выступ полукруглой, граненой, прямоугольной либо сложной формы в плане называется
Исходя из старой композиции кубической, четрехстолпной, одноглавой постройки с квадратным планом, новгородские зодчие в конце XIII в. окончательно отказываются от старой системы
- трехлопастного покрытия
- посводного покрытия
- свисающих полуциркульных арок
- трехчастного деления лопатками
На рубеже XIV и XV столетий в новгородской иконописи
- приемы специфически иконописной техники носят устоявшийся характер
- излюбленным становится пламенный киноварный цвет
- складывается ее классический стиль
- краски приобретают невиданную дотоле чистоту и сочность
- слабеет влияния монументальной живописи
- палитра светлеет и проясняется
Иконографический тип «Предста Царица одесную Тебе» впервые появился в росписях
- Ковалевской церкви в Новгороде
- церкви Успения Богородицы в Мелетове
- собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве
- Успенского собора Кремля
Зодчий церкви Николы на Липне отказался от боковых
- арок
- столбов
- закомар
- апсид
Икона, в клеймах которой окружающих средник с образом святого, отражены события его жизни и его деяния, называется
- пантократор
- житийная икона
- иконография
- одигитрия
Минеральная краска различных оттенков алого цвета называется
В западном притворе церкви Успения на Волотовом поле находится
- изображение Убруса и Спаса Еммануила
- Воскресение Христово и фигуры двух ангелов
- восседающая на троне Богоматерь с двумя ангелами
- изображение Агнца на дискосе, стоящем на престоле
В церкви Федора Стратилата манеру письма отличает(ют) от росписей церкви Спаса на Ильине
- лики с преувеличенно подчеркнутыми глазами, имеющие крупные, массивные черты
- менее уверенный характер
- высветления, переходящие в белый тон, блики, положенные параллельными черточками
- формы, лишенные феофановской конструктивности
- терракотовый тон, переходящий то в кирпично-красный, то в розовый, то в желтоватый
- блики, далеко не всегда попадающие в нужную точку
Тип изображения Богоматери, ласкающей Младенца Христа, называется
- Эммануил
- Елеуса
- Оранта
- Знамение
- Этимасия
- Умиление
Соответствие композиций и их расположения в церкви Федора Стратилата
- Изображения мучеников
- В жертвеннике
- Благовещение
- На стенах и сводах
- Евангельские сцены
- На алтарные столбы
- Изображения святых и «Трех отроков в пещи огненной»
- В диаконике
___________________ накрыт тканью с литургической символикой; на его верхней плоскости находятся Евангелие с напрестольными крестами по сторонам, а также дарохранительница
- Мафорий
- Престол
- Пантократор
- Иконостас
Соответствие композиций и их расположения в псковской Успенской церкви в селе Мелетове
- в жертвеннике
- «Уверение Фомы»
- в алтаре
- фигуры святых
- в диаконике
- фигуры святителей, «Тайная вечеря», «Омовение ног»
- на северной стене
- фигуры святых, апостола Петра, святого Гилы в гробу и «Видение Петра Александрийского»
Храм в Возьмищенском монастыре в Волоколамске (1535) является
- трехглавым
- четырехглавым
- одноглавым
- пятиглавым
Участок стены, ограниченный с боков вертикальными опорами (лопатками, пилонами, полуколоннами, столбами, пилястрами) либо башнями, называется
- трехлопастная арка
- хоры
- лопатка
- прясло
Зодчие применили единственный раз в XV в. старую систему пониженных подпружных арок в
- московском Спасском соборе на Бору
- псковской церкви Козьмы и Демьяна с Примостья
- тверской церкви Федора
- новгородской церкви Николы на Липне
Соответствие композиций и их расположения в новгородской церкви Рождества Христова на кладбище
- в куполе
- евангелисты
- на подпружных арках
- пророки
- в конхе апсиды
- Богоматерь Знамение с предстоящими ангелами
- в простенках барабана
- фигуры святых
- на парусах
- Пантократор в окружении четырех архангелов и четырех херувимов
В куполе храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре расположена полуфигура
- Богородицы
- Христа
- Пантократора
- Иоанна Предтечи
В росписи иконостаса московского Благовещенского собора принимали участие
- Ф.Грек
- Дионисий
- Семен Черный
- Прохор с Городца
- А.Рублев
- Даниил
Изображение небесного престола, уготованного для Второго Пришествия Царя царей — Иисуса Христа, грядущего во славе, называется
- Одигитрия
- Этимасия
- Эммануил
- Знамение
Контурный рисунок иконного образа, используемый как подготовительный для создания иконы, называется
- левкас
- пробела
- санкирь
- прорись
На лицевой стороне Киликиевского напрестольного креста (Вологодский художественный музей) расположены
- фигуры святых и отшельников
- Введение во храм
- «Предста Царица»
- Спас Нерукотворный
- Распятие с полуфигурами предстоящих
- сидящий на троне Пантократор
Перегородка между алтарем и центральной частью храма, на которой рядами расположены иконы, называется
- парус
- придел
- иконостас
- престол
Криволинейное перекрытие здания, передающее на основание не только нагрузку, но и распор, называется
- апсида
- свод
- столб
- полуколонна
Иконография — это
- вид художественного ремесла, при котором для создания изображений в рисунок, прорезанный на металлической (медной) пластине, вплавляется тонкая золотая проволока
- описание и систематизация установленных каноном изображений
- композиция, изображающая молитвенное предстояние святых перед Иисусом Христом
- особенности изображения святого или священного события, согласно канону
- икона, в клеймах которой окружающих средник с образом святого, отражены события его жизни и его деяния
- мелкие пробелы, элемент личного письма в виде светлых тонких линий, которые символизируют нетварный, божественный свет
В юго-западной части псковской Успенской церкви в селе Мелетове находятся
- две небольшие иконки Георгия и Дмитрия Солунского
- композиции на ветхозаветные темы
- композиции богородичного цикла
- изображения святых и «Трех отроков в пещи огненной»
Тип иконографии, в котором Христос и Богоматерь изображаются в царских одеждах, называется
- «Одигитрия»
- «Не рыдай Мене Мати»
- «Предста Царица одесную Тебе»
- «Нерукотворный Образ»
Не имеющий базы и капители верхний ленточный выступ стены, разделяющий или ограничивающий ее поверхность, называется
- пилон
- лопатка
- апсида
- закомара
Белильные мазки, в доличном письме — моделировка светлых частей изображения, символизирует касание божественного света, называются
- прорись
- левкас
- вохрение
- санкирь
- пробела
- пробелка
Название, принятое в XX в. для небольших икон, написанных не на доске, а на загрунтованной ткани с двух сторон, — это
- левкас
- санкирь
- таблетка
- киноварь
В новгородской иконописи на рубеже XIV и XV столетий складывается излюбленный тип святого
- скошенные плечи
- крепкие, хорошо сбитые, скорей приземистые фигуры
- характерные нависающие носы
- почти круглые головы с мелкими чертами лики
- размытый силуэт
- непропорциональные фигуры
Лицевая сторона вырезанного из дерева Людогощенского креста, поставленного в 1359г. в церкви Флора и Лавра жителями Легощей улицы, покрыта сложным орнаментом и декорирована
- изображениями пяти Праздников
- сценами из апокрифического жития Федора Тирона
- медальонами с Распятием
- фигурами трех воинов
- Деисусом
- фигурами популярных в Новгороде святых
Примером произведений архаизирующего стиля выступают две иконы начала XV в. из новгородской церкви Бориса и Глеба
- Богоматерь с Власием
- пророк Илья
- житийный Никола
- Знамение с предстоящими
- «Отечество»
- Страсти Христовы
На арке Успенского собора во Владимире (1408) изображены
- группа праведных жен, идущих в рай
- гигантская кисть руки, держащая души праведных в образе младенцев
- фигуры двух трубящих ангелов, которые призывают живых и мертвых на Страшный суд
- олицетворения Земли и Моря, отдающие мертвых
- лики праведников
- пророки Исайя и Давид в медальонах
Тип изображения Богоматери с Младенцем на руках (характерной особенностью является положение руки Богородицы, указывающей на Христа) называется
- Оранта
- Пантократор
- Умиление
- Одигитрия
Соответствие памятников московской мелкой пластики их характеристикам
- Оклад Евангелия (вторая четверть XV в., РГБ)
- резан из орехового дерева и украшенный рельефами, сканью и драгоценными камнями; рельефы, помимо Праздников, изображают Явление Богородицы Сергию и Усекновение главы Иоанна Предтечи; в этих рельефах, исполненных крайне свободно, фигуры даны на архитектурных и пейзажных фонах
- Серебряный оклад иконы Владимирской Богоматери (Оружейная палата)
- прикрепленные к фону фигурки Деисуса представляют собой набивные плоские бляшки; пропорции вытянуты и изящны; несмотря на очень низкий рельеф, фигуры свободно развернуты в пространстве, формы обработаны при помощи тончайшей паутины линий, которые оживляют и ритмизируют плоскость
- ковчежец князей Радонежских (ГТГ)
- фигуры даны в свободных расположениях друг перед другом, позади них видны пейзажные и архитектурные кулисы. Одним из источников этого рельефного стиля являются византийские поделки из металла и слоновой кости
- напрестольный крест мастера Амвросия (Сергиев-Посадский художественный музей)
- изображено Распятие с предстоящими и фигурами евангелистов в углах; линии силуэтов выразительны и скупы, обобщенность формы
Медные двери, пластины которой представляют собой иконографические композиции, исполненные золотой наводкой, называются
- Иконостас
- Левкас
- Деисусный чин
- Золотые врата
Сцена жития святого на поле житийной иконы называется
- ветхий деньми
- деисус
- клеймо
- оранта
Свод Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля украшен большой монументальной композицией
- «Похвала Богоматери»
- «Семь спящих юношей эфесских»
- «Сорок мучеников севастийских»
- «Апостол Петр, исцели недужные»