- Аутентичность — это
- конечный этап формирования личности, когда индивид субъективно ощущает себя цельным, уникальным, верным своим взглядам, но в то же время, отождествляет себя с различными группами (по полу, возрасту, культуре и т.д.);
- ощущение внутренней тождественности, непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает быть в будущем;
- способность быть самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении, способность к искренности и самораскрытию;
- эмоциональный отклик, сопереживание и умение погрузиться во внутренний мир клиента, и общаться на этом уровне в течение всей консультации, если этого требует ситуация
- Виды индивидуального консультирования по Овчаровой Р.В., Кочюнас Р. А. Б. и др
- интимно-личностное консультирование, психолого-педагогическое консультирование, деловое консультирование;
- очное консультирование, заочное консультирование;
- по характеру теоретического подхода, в котором работает консультант: когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ и т.д.;
- проблемно-ориентированное консультирование, личностно-ориентированное консультирование, консультирование, ориентированное на выявление ресурсов для решения проблемы
- Виды индивидуального консультирования по Овчаровой Р.В., Кочюнас Р. А. Б. и др. включает:
- интимно-личностное консультирование, психолого-педагогическое консультирование, деловое консультирование;
- однократные консультации / многократные консультации, консультации по личному обращению/ консультации в результате вызова, направления;
- проблемно-ориентированное консультирование, личностно-ориентированное консультирование, консультирование, ориентированное на выявление ресурсов для решения проблемы;
- разовая консультация, среднесрочная консультация, длительное консультирование
- Виды консультирования по Б.Д. Карвасарскому
- интимно-личностное консультирование, психолого-педагогическое консультирование, деловое консультирование;
- очное консультирование, заочное консультирование;
- по характеру теоретического подхода, в котором работает консультант: когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ и т.д.;
- проблемно-ориентированное консультирование, личностно-ориентированное консультирование, консультирование, ориентированное на выявление ресурсов для решения проблемы
- Врач обсудил с коллегой-врачом случай своего клиента. Какой этический принцип психотерапевтического консультирования нарушен?
- запрет на «двойные отношения» с клиентом;
- запрет на использование грубых техник;
- конфиденциальность;
- не нанесение ущерба;
- не нарушен этический принцип;
- ответственность
- Врач психотерапевт не проходит регулярное повышение квалификации. Какой этический принцип психотерапевтического консультирования нарушен?
- запрет на «двойные отношения» с клиентом;
- запрет на использование грубых техник;
- конфиденциальность;
- не нанесение ущерба;
- нет нарушения, мама-самый близкий ему человек;
- ответственность
- Задачи гештальт-консультирования
- активно поддерживать клиента, сочувствовать ему, способствовать глубокому проживанию эмоций, помогать в полном их описании и решении проблем;
- выявлять так называемые автоматические мысли, изменять их на рациональные, более адаптивные;
- определять факторы, поддерживающие дисфункциональное поведение, обучать новым навыкам (адаптивного) поведения;
- создать атмосферу, которая способствует развитию творческой силе клиента, его движению по самоактуализации;
- способствовать сознанию клиентом своих эмоциональных проблем, внутриличностного конфликта, формирование более адаптивных способов компромисса между конфликтующими сторонами
- Задачи когнитивного консультирования
- активно поддерживать клиента, сочувствовать ему, способствовать глубокому проживанию эмоций, помогать в полном их описании и решении проблем;
- выявлять так называемые автоматические мысли, изменять их на рациональные, более адаптивные;
- определять факторы, поддерживающие дисфункциональное поведение, обучать новым навыкам (адаптивного) поведения;
- создать атмосферу, которая способствует развитию творческой силе клиента, его движению по самоактуализации;
- способствовать сознанию клиентом своих эмоциональных проблем, внутриличностного конфликта, формирование более адаптивных способов компромисса между конфликтующими сторонами
- Задачи поведенческого консультирования
- активно поддерживать клиента, сочувствовать ему, способствовать глубокому проживанию эмоций, помогать в полном их описании и решении проблем;
- выявлять так называемые автоматические мысли, изменять их на рациональные, более адаптивные;
- определять факторы, поддерживающие дисфункциональное поведение, обучать новым навыкам (адаптивного) поведения;
- создать атмосферу, которая способствует развитию творческой силе клиента, его движению по самоактуализации;
- способствовать сознанию клиентом своих эмоциональных проблем, внутриличностного конфликта, формирование более адаптивных способов компромисса между конфликтующими сторонами
- Задачи психоаналитического консультирования
- активно поддерживать клиента, сочувствовать ему, способствовать глубокому проживанию эмоций, помогать в полном их описании и решении проблем;
- определять факторы, поддерживающие дисфункциональное поведение, обучать новым навыкам (адаптивного) поведения;
- создать атмосферу, которая способствует развитию творческой силе клиента, его движению по самоактуализации;
- способствовать сознанию клиентом своих эмоциональных проблем, внутриличностного конфликта, формирование более адаптивных способов компромисса между конфликтующими сторонами
- Задачи экзистенциально-гуманистического консультирования
- активно поддерживать клиента, сочувствовать ему, способствовать глубокому проживанию эмоций, помогать в полном их описании и решении проблем;
- выявлять так называемые автоматические мысли, изменять их на рациональные, более адаптивные;
- определять факторы, поддерживающие дисфункциональное поведение, обучать новым навыкам (адаптивного) поведения;
- создать атмосферу, которая способствует развитию творческой силе клиента, его движению по самоактуализации;
- способствовать сознанию клиентом своих эмоциональных проблем, внутриличностного конфликта, формирование более адаптивных способов компромисса между конфликтующими сторонами
- Зрелая идентичность — это
- конечный этап формирования личности, когда индивид субъективно ощущает себя цельным, уникальным, верным своим взглядам, но в то же время, отождествляет себя с различными группами (по полу, возрасту, культуре и т.д.);
- ощущение внутренней тождественности, непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает быть в будущем;
- способность быть самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении, способность к искренности и самораскрытию;
- эмоциональный отклик, сопереживание и умение погрузиться во внутренний мир клиента, и общаться на этом уровне в течение всей консультации, если этого требует ситуация
- Индивидуальное психотерапевтическое консультирование представляет собой
- патопсихологическое обследование;
- сбор психиатрического анамнеза;
- совокупность клинической беседы и психотерапевтического воздействия;
- составление плана лечения в психиатрическом стационаре;
- только информирование пациента о сроках предполагаемой психотерапии
- Интерпретация — это
- высказывание терапевта, способствующее адаптации клиента;
- предоставление информации в форме изложения фактов;
- представляет собой своеобразное объяснение, придание нового смысла переживаниям или событиям в жизни клиента;
- способ исследовать внутренние представления клиента, достичь их совместного понимания;
- стимулирование вербальной активности клиента в тех случаях, когда клиент испытывает опасения или другие затруднения при вербализации своих чувств
- Информирование — это
- обобщение смысла сказанного клиентом своими или его словами с целью актуализации его основного содержания и сокращению лишней информации;
- повтор представляет собой повторение одно-двух ключевых слов из высказывания говорящего с целью направления его речи в определенное русло и концентрации на важной для консультанта проблемы;
- предоставление информации в форме изложения фактов;
- способ исследовать внутренние представления клиента, достичь их совместного понимания;
- стимулирование вербальной активности клиента в тех случаях, когда клиент испытывает опасения или другие затруднения при вербализации своих чувств
- К полезным реакциям психотерапевта относят
- рассказ о собственной жизни в момент неловкой паузы;
- советы;
- стремление подбодрить клиента в любой ситуации;
- указание на несоответствия чувств и поведения;
- указание на то, что клиент сам виноват
- Клиент сообщает о недопустимости использования гипноза, так как гипноз ему запрещает религия. Как поступить?
- направить пациента к духовному лицу (например, священнику) его религии, религия-тоже психотерапия;
- не проводить гипноз;
- провести классический гипноз, потому что врачу виднее;
- провести эриксоновский гипноз, потому что его не так легко отследить
- Консультативный процесс по Ю.А. Алешиной включает
- выслушивание, облегчение эмоционального состояния, помощь консультанта в принятии клиентом собственной ответственности за происходящее в его (клиента) жизни, помощь в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации;
- изложение жалоб, формулирование советов, предложение домашних заданий;
- установление альянса, изложение жалоб, анализ проблемы
- Мать совершеннолетнего пациента обращается с просьбой рассказать о состоянии пациента без его ведома. Какой этический принцип психотерапевтического консультирования нарушен?
- запрет на «двойные отношения» с клиентом;
- запрет на использование грубых техник;
- конфиденциальность;
- не нанесение ущерба;
- нет нарушения, мама-самый близкий ему человек;
- ответственность
- На вопрос: «Вы не расстроились на мои слова?» — человек дрожащим голосом сообщает: «Нет». Какое невербальное послание в этом имеет?
- выполняет функцию контроля;
- запутывание;
- подтверждает сказанное;
- усиливает сказанное
- Основным этическим принципом консультирования является
- запрет на «двойные отношения» с клиентом;
- запрет на использование грубых техник;
- конфиденциальность;
- не нанесение ущерба;
- ответственность
- Отличие консультирования от психотерапии
- длительность более года;
- не дают домашние задания;
- не использует психоаналитические техники;
- не требует супервизии;
- предполагает до 15-25 встреч
- Отличие консультирования от психотерапии
- не использует методы диагностики;
- не могут проводить психологи;
- не проводится здоровым людям;
- не требуется отдельное помещение;
- ориентировано на настоящее и будущее клиента
- Отличие консультирования от психотерапии
- может длиться не более 10 минут;
- может применяться при запросе на личностный рост, творческую самореализацию;
- не проводится здоровым людям;
- не требует супервизии
- Парафраз — это
- обобщение смысла сказанного клиентом своими или его словами с целью актуализации его основного содержания и сокращению лишней информации;
- повтор одного-двух ключевых слов из высказывания говорящего с целью направления его речи в определенное русло и концентрации на важной для консультанта проблемы;
- предоставление информации в форме изложения фактов;
- способ исследовать внутренние представления клиента, достичь их совместного понимания;
- стимулирование вербальной активности клиента в тех случаях, когда клиент испытывает опасения или другие затруднения при вербализации своих чувств
- Пациент является знакомым доктора, его соседом по даче. Какой этический принцип психотерапевтического консультирования нарушен?
- запрет на «двойные отношения» с клиентом;
- запрет на использование грубых техник;
- конфиденциальность;
- не нанесение ущерба;
- нет нарушения, соседям надо помогать;
- ответственность
- Поддержка — это
- высказывание терапевта, способствующее адаптации клиента;
- предоставление информации в форме изложения фактов;
- способ исследовать внутренние представления клиента, достичь их совместного понимания;
- это стимулирование вербальной активности клиента в тех случаях, когда клиент испытывает опасения или другие затруднения при вербализации своих чувств
- При личностно-ориентированном консультировании акцент делается на
- активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы;
- анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем;
- информировании клиента о способах решения его проблем;
- модификации поведения, анализе внешних причин проблемы
- При проблемно-ориентированном консультировании акцент делается на:
- активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы;
- анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем;
- информировании клиента о способах решения его проблем;
- модификации поведения, анализе внешних причин проблемы
- При решение-ориентированном консультировании акцент делается на
- активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы;
- анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем;
- информировании клиента о способах решения его проблем;
- модификации поведения, анализе внешних причин проблемы
- Прояснение — это
- высказывание терапевта, способствующее адаптации клиента;
- предоставление информации в форме изложения фактов;
- представляет собой своеобразное объяснение, придание нового смысла переживаниям или событиям в жизни клиента;
- способ исследовать внутренние представления клиента, достичь их совместного понимания;
- стимулирование вербальной активности клиента в тех случаях, когда клиент испытывает опасения или другие затруднения при вербализации своих чувств
- Психотерапевтическим консультированием могут заниматься
- врачи общей практики;
- психиатры, психологи, психотерапевты, наркологи;
- только наркологи;
- только психологи
- Резюмирование — это
- обобщение смысла сказанного клиентом своими или его словами с целью актуализации его основного содержания и сокращению лишней информации;
- повтор представляет собой повторение одно-двух ключевых слов из высказывания говорящего с целью направления его речи в определенное русло и концентрации на важной для консультанта проблемы;
- предоставление информации в форме изложения фактов;
- способ исследовать внутренние представления клиента, достичь их совместного понимания;
- стимулирование вербальной активности клиента в тех случаях, когда клиент испытывает опасения или другие затруднения при вербализации своих чувств
- Схема консультативного процесса А. Блазера включает
- изложение жалоб, наведение гипноза, завершение консультации;
- изложение жалоб, формулирование советов, предложение домашних заданий;
- установление альянса, изложение жалоб, анализ проблемы;
- установление альянса, объяснение когнитивной модели, прямое предписание;
- установление альянса, приглашение к свободным ассоциациям, интерпретация
- Феномен синхронизации взаимодействия
- влияние рекламы на наше мышление, когда человек начинает думать о рекламируемом продукте;
- одновременное выполнение поставленных задач двумя и более группами людей в соседних городах;
- психологический феномен согласованности движений людей в процессе взаимодействия;
- сознательная подстройка позы психотерапевта под клиента
- Цели гештальт-консультирования
- достижение адаптивного поведения;
- достижение адаптивных способов мышления;
- достижение инсайта, развитие более зрелых способов адаптации;
- помощь в достижении интеграции личности и реализации творческого потенциала;
- помощь в обретении и осознании смысла жизни, личностной свободы и ответственности за нее, осмыслить свои проблемы и трудности, открыть свои потенции как личности в полноценном общении в обществе (в группе, семье, социуме
- Цели когнитивного консультирования
- достижение адаптивного поведения;
- достижение адаптивных способов мышления;
- достижение инсайта, развитие более зрелых способов адаптации;
- помощь в достижении интеграции личности и реализации творческого потенциала;
- помощь в обретении и осознании смысла жизни, личностной свободы и ответственности за нее, осмыслить свои проблемы и трудности, открыть свои потенции как личности в полноценном общении в обществе (в группе, семье, социуме
- Цели психоаналитического консультирования:
- достижение адаптивного поведения;
- достижение адаптивных способов мышления;
- достижение инсайта, развитие более зрелых способов адаптации;
- помощь в достижении интеграции личности и реализации творческого потенциала;
- помощь в обретении и осознании смысла жизни, личностной свободы и ответственности за нее, осмыслить свои проблемы и трудности, открыть свои потенции как личности в полноценном общении в обществе (в группе, семье, социуме
- Цели экзистенциально-гуманистического консультирования
- достижение адаптивного поведения;
- достижение адаптивных способов мышления;
- достижение инсайта, развитие более зрелых способов адаптации;
- помощь в достижении интеграции личности и реализации творческого потенциала;
- помощь в обретении и осознании смысла жизни, личностной свободы и ответственности за нее, осмыслить свои проблемы и трудности, открыть свои потенции как личности в полноценном общении в обществе (в группе, семье, социуме
- Эмпатия — это
- конечный этап формирования личности, когда индивид субъективно ощущает себя цельным, уникальным, верным своим взглядам, но в то же время, отождествляет себя с различными группами (по полу, возрасту, культуре и т.д.);
- ощущение внутренней тождественности, непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает быть в будущем;
- способность быть самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении, способность к искренности и самораскрытию;
- эмоциональный отклик, сопереживание и умение погрузиться во внутренний мир клиента, и общаться на этом уровне в течение всей консультации, если этого требует ситуация