Содержание
- Семейное божество, широко распространенное в славянском фольклоре —
- Фетишизм — это
- Сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа» вышел в свет в начале 60-х гг. XIX века; все тексты в нем впервые были сгруппированы
- В.П. Аникин предложил назвать творческий метод фольклора
- Первооткрывателем живой былинной традиции в Олонецком крае стал
- В отличие от произведений литературы произведения фольклора не имеют
- В основе гадания прием
- В.Я. Пропп писал: «В фольклоре при единстве или спаянности содержания и формы
- Жанр фольклора, предназначенный для точного запоминания и поэтому не допускающий импровизации, — это
- В славянской мифологии бог домашнего скота
- Единственное женское божество в древнерусском пантеоне, богиня воды и дождя
- Главнейший бог западнославянской мифологии, бог войны и победы
- В Европе, а затем в России мифологическая школа получила ряд разновидностей. Так, метеорологическая теория связывала происхождение мифов с
- Русская мифологическая школа оформилась на рубеже 1840 — 1850-х гг. Ее основоположником был
- В восточной мифологии бог ветра —
- Гадание — это
- Принципы исторической школы окончательно сформировались к середине 90-х гг. XIX века в обобщающем труде В.Д. Миллера
- В 50 — 70-х гг. XIX века возникла миграционная теория. Ее сторонники указывали на
- В 1908 году был издан сборник Н.Е. Ончукова «Северные сказки», в нем Ончуков расположил материал не по сюжетам, а по
- Предками современных русских, украинцев и белорусов были
- Важный признак заговора —
- Историко-географический метод изучения фольклора разработали финские ученые:
- Партиципация — естественный основной закон древних, благодаря которому мир представлялся им
- Каждое однократное исполнение фольклорного произведения, а так же его зафиксированный текст — это
- Теория самозарождения подготовила современные представления о фольклорной
- В современной науке существуют разделы фольклористики: историография науки об устном народном творчестве, теория и история фольклора, организация и теория полевой работы, а также
- Формированию школы заимствований в России положил начало
- Тотемизм — это
- Совокупность древних родов и видов фольклора, архаичная система, предшествовавшая образованию собственно художественного творчества народа — это
- В России солярно-метеорологическая концепция была разработана
- После смерти А.Н. Афанасьева в 1873 году вышло подготовленное им самим издание сборника «Народные русские сказки» в четырех томах: три тома — тексты сказок, а четвертый —
- Произведение магического характера, произносимое с целью воздействия на окружающий мир — это
- В 1770 — 1774 годах появился большой сборник в четырех частях М.Д. Чулкова
- Подблюдные песни получили свое название от
- Мифологическая теория возникла в Западной Европе в начале XIX века в период расцвета романтизма. Ее основателями являлись
- Труды Ф.И. Буслаева развивали идею о том, ч то народное сознание проявилось в двух важнейших формах:
- Наиболее важный источник неомифологической теории — учение швейцарского психиатра К. Юнга. Он считал, что большинство образов и сюжетов фольклора восходят к символически переосмысленным
- Статьи о фольклоре и его отдельные публикации в начале 19 века появлялись в периодических изданиях декабристов:
- Весеннее божество древних славян
- Для композиции подблюдных песен характерны
- Русская фольклористика зародилась в
- Припев, являющийся собственно древнерусской трудовой песней, возник
- В эпических заговорах с развитым центральным образом были постоянные элементы композиции: зачин, эпическая часть,
- Бог удачи и счастья у славянских народов
- Мифологический персонаж, покровитель единства рода —
- Устойчивая словесная конструкция, как правило, ритмически упорядоченная и имеющая характер законченного суждения — это
- Бог солнца, плодородия земли и сексуальной силы у древних славян
- В русском фольклоре сохранились и дошли до нашего времени отголоски древних трудовых песен, не утратившие своих производственных функций. Это так называемые «дубинушки» —
- По данным лингвистики начальная точка отсчета славянской истории —
- Уникальную научную ценность имеет рукописный сборник былин, исторических песен и других жанров фольклора, собранных в середине XVIII века в приуральских западносибирских районах для богатого заводчика П.А. Демидова. Предполагается, что его составителем был
Семейное божество, широко распространенное в славянском фольклоре —
- Лада
- Полудница
- Евсена
- Мокошь
Фетишизм — это
- поклонение неодушевленным предметам
- вера в сверхъестественную связь и кровную близость людей и животных
- вера в одушевленность живой и неживой природы
- вера в существование духов
Сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа» вышел в свет в начале 60-х гг. XIX века; все тексты в нем впервые были сгруппированы
- по фамилиям исполнителей
- по тематическому признаку
- по географическому признаку
- по алфавиту
В.П. Аникин предложил назвать творческий метод фольклора
- «сублимирующим»
- «репродуктивным»
- «воссоздающим»
- «регенерирующим»
Первооткрывателем живой былинной традиции в Олонецком крае стал
- П.Н. Рыбников
- Л.Н. Майков
- А.Ф. Гильфердинг
- Е.В. Барсов
В отличие от произведений литературы произведения фольклора не имеют
- сюжета
- художественности
- конкретного автора
- хронотопа
В основе гадания прием
- мистификации
- разоблачения «темной стороны» души человека
- умолчания
- истолкования «знаков»
В.Я. Пропп писал: «В фольклоре при единстве или спаянности содержания и формы
- первично содержание»
- форма и содержание равнозначны»
- первична форма»
- традиционность фольклорного произведения первична»
Жанр фольклора, предназначенный для точного запоминания и поэтому не допускающий импровизации, — это
- загадка
- былина
- поговорка
- заговор
В славянской мифологии бог домашнего скота
- Стрибог
- Даждьбог
- Сварог
- Велес
Единственное женское божество в древнерусском пантеоне, богиня воды и дождя
- Лада
- Жива
- Мокошь
- Полудница
Главнейший бог западнославянской мифологии, бог войны и победы
- Святовит
- Белобог
- Ярило
- Сварог
В Европе, а затем в России мифологическая школа получила ряд разновидностей. Так, метеорологическая теория связывала происхождение мифов с
- первобытными представлениями о небе
- атмосферными явлениями
- феноменом воображения
- библейской концепцией происхождения земли
Русская мифологическая школа оформилась на рубеже 1840 — 1850-х гг. Ее основоположником был
- П.Н. Рыбников
- В.Ф. Миллер
- А.Н. Афанасьев
- Ф.И. Буслаев
В восточной мифологии бог ветра —
- Велес
- Даждьбог
- Сварог
- Стрибог
Гадание — это
- средство предвидения будущего, как бы дающее попытку повлиять на ход событий
- средство распознавания будущего
- совершение обряда инициации
- совершение языческого мистического таинства
Принципы исторической школы окончательно сформировались к середине 90-х гг. XIX века в обобщающем труде В.Д. Миллера
- «Указатель сказочных сюжетов»
- «Историческая поэтика»
- «Поэтические воззрения славян на природу»
- «Очерки русской народной словесности»
В 50 — 70-х гг. XIX века возникла миграционная теория. Ее сторонники указывали на
- психологический метод искусства в фольклорных произведениях
- мифологическое происхождение многих фольклорных произведений
- развитие мировых литератур за счет богатых фольклорных ресурсов образности
- сходство многих фольклорных произведений у народов Запада и Востока
В 1908 году был издан сборник Н.Е. Ончукова «Северные сказки», в нем Ончуков расположил материал не по сюжетам, а по
- сказочникам
- названию губерний
- алфавиту
- времени возникновения фольклорного произведения
Предками современных русских, украинцев и белорусов были
- анты
- склавины
- дреговичи
- кривичи
Важный признак заговора —
- призыв к высшим силам об избавлении от болезни
- «приворотное» или «отворотное» действие
- вера в очищение души от злых духов
- вера в магическую силу слова
Историко-географический метод изучения фольклора разработали финские ученые:
- Ю. Крон, К. Крон и А. Аарне
- А. Кайре, М. Лессон и Л. Лаудан
- В. Росс, Р. Мизес и М. Клайн
- Э. Холт, М. Шлик и Г. Фреге
Партиципация — естественный основной закон древних, благодаря которому мир представлялся им
- обиталищем вечных страданий
- единым целым
- домом злых и добрых духов
- «царством спящих»
Каждое однократное исполнение фольклорного произведения, а так же его зафиксированный текст — это
- генезис
- версия
- вариант
- архетип
Теория самозарождения подготовила современные представления о фольклорной
- типологии
- традиции
- поэтике
- стилистике
В современной науке существуют разделы фольклористики: историография науки об устном народном творчестве, теория и история фольклора, организация и теория полевой работы, а также
- методика интертекстуального анализа и текстология
- систематизация архивных фондов и текстология
- интегрирование смежных фольклорных тем и текстология
- систематизация фольклорного эпоса по географическому принципу и текстология
Формированию школы заимствований в России положил начало
- П.А. Бессонов
- Г.Н. Потанин
- А.Н. Пыпин
- Ф.И. Буслаев
Тотемизм — это
- поклонение неодушевленным предметам
- вера в существование духов, в одушевленность живой и неживой природы
- вера в сверхъестественную связь и кровную близость людей с животным или растением-первопредком
- поклонение субстанциональным началам
Совокупность древних родов и видов фольклора, архаичная система, предшествовавшая образованию собственно художественного творчества народа — это
- система архетипов
- раннетрадиционный фольклор
- мифология
- система праобразов
В России солярно-метеорологическая концепция была разработана
- В.Я. Проппом
- ЮМ. Соколовым
- Н.Е. Ончуковым
- О.Ф. Миллером
После смерти А.Н. Афанасьева в 1873 году вышло подготовленное им самим издание сборника «Народные русские сказки» в четырех томах: три тома — тексты сказок, а четвертый —
- научные комментарии
- научные статьи, посвященные исследованию сказок
- многочисленные варианты текстов сказок
- народные предания и притчи
Произведение магического характера, произносимое с целью воздействия на окружающий мир — это
- заговор
- меморат
- гадание
- закличка
В 1770 — 1774 годах появился большой сборник в четырех частях М.Д. Чулкова
- «Сборник Кирши Данилова»
- «Древние русские стихотворения»
- «Собрание русских простонародных песен с их голосами, положенными на музыку Иваном Прачем»
- «Собрание разных песен»
Подблюдные песни получили свое название от
- средневекового мистического символа
- типа гаданий
- от одной разновидности домового — «подблюдника»
- одной застольной песни
Мифологическая теория возникла в Западной Европе в начале XIX века в период расцвета романтизма. Ее основателями являлись
- братья К. и И. Аксаковы
- братья А. И Г.Соболевские
- братья В. и Я. Гримм
- братья А. и Ф. Шлегели
Труды Ф.И. Буслаева развивали идею о том, ч то народное сознание проявилось в двух важнейших формах:
- литературе и народных обрядах
- пословицах и поговорках
- языке и мифе
- былинах и песнях
Наиболее важный источник неомифологической теории — учение швейцарского психиатра К. Юнга. Он считал, что большинство образов и сюжетов фольклора восходят к символически переосмысленным
- традициям Древнего Рима
- мотивам первозданного хаоса
- идеям о несовершенстве человека
- архетипам
Статьи о фольклоре и его отдельные публикации в начале 19 века появлялись в периодических изданиях декабристов:
- журнале «Соревнователь просвещения и благотворения» и альманахе «Мнемозина»
- газете «Ведомости» и альманахе «Северный вестник»
- журнале «Русский инвалид» и альманахе «Живопись и искусство»
- журнале «Новый мир» и альманахе «Северная пчела»
Весеннее божество древних славян
- Хорс
- Лель
- Святовит
- Белобог
Для композиции подблюдных песен характерны
- вступительные запевы, в которых участвуют главные герои песен
- заключительные формулы — закрепки
- многословные припевы в честь какого-либо святого
- обращения к языческим богам
Русская фольклористика зародилась в
- XVI веке
- XVIII веке
- XVII веке
- XIX веке
Припев, являющийся собственно древнерусской трудовой песней, возник
- в процессе земледельческих работ
- при коллективных работах по валке деревьев
- при работах артелей бурлаков
- в городской среде в процессе ремесленных промыслов
В эпических заговорах с развитым центральным образом были постоянные элементы композиции: зачин, эпическая часть,
- молитвенная формула и закрепка-концовка
- обращение к святому и закрепка-концовка
- выражение пожелания и закрепка-концовка
- обращение к персонажу, олицетворяющему причину болезни и закрепка-концовка
Бог удачи и счастья у славянских народов
- Лель
- Святовит
- Белобог
- Ярило
Мифологический персонаж, покровитель единства рода —
- Велес
- Род
- Стрибог
- Сварог
Устойчивая словесная конструкция, как правило, ритмически упорядоченная и имеющая характер законченного суждения — это
- фольклорный афоризм
- фольклорный фразеологизм
- фольклорная формула
- фольклорная идиома
Бог солнца, плодородия земли и сексуальной силы у древних славян
- Белобог
- Святовит
- Хорс
- Ярило
В русском фольклоре сохранились и дошли до нашего времени отголоски древних трудовых песен, не утратившие своих производственных функций. Это так называемые «дубинушки» —
- заклинания реки, исполняемые бурлаками
- образ народной «дубины» в бурлацких песнях
- припевы в бурлацких песнях
- притчи о бурлаках
По данным лингвистики начальная точка отсчета славянской истории —
- середина II тысячелетия до н.э.
- конец I тысячелетия до н.э.
- конец VI тысячелетия до н.э.
- середина III тысячелетия до н.э.
Уникальную научную ценность имеет рукописный сборник былин, исторических песен и других жанров фольклора, собранных в середине XVIII века в приуральских западносибирских районах для богатого заводчика П.А. Демидова. Предполагается, что его составителем был
- Трофим Рябинин
- Кирша Данилов
- Ф.И. Буслаев
- В.А. Левшин