Содержание
- Суть спорта как специализированной деятельности заключается в том, что он делает _______ жизнь человеческого тела, доставляет человеку радость от выявления огромных, кажущихся чуть ли не беспредельными, возможностей
- В истории производства орудий труда и всех других полезных вещей складывалось чувство _______, которое вело изготовителей к тщательной обработке поверхности, приданию вещам гармоничных пропорций
- Верны ли утверждения? А) Потребность выхода за пределы традиционного, разрыва с прошлым, преодоления стереотипов поведения не является атрибутивным качеством человека как субъекта деятельности В) Культура устанавливает необходимое ей разделение труда — между теми, кто по преимуществу создает новое, и теми, кто главным образом воспроизводит, сохраняет это новое, превращает его во всеобщее достояние
- Уникальность является существенным атрибутом _______, поэтому историческая наука, искусствознание, экспериментальная психология, психиатрия так резко отличаются от всех других наук
- В первобытности познавательная деятельность была _______ с другими формами духовной активности людей — ценностно-осмысляющей и преобразовательно-проектирующей
- На уровне первобытного мышления психическая деятельность оказывалась иррациональной и могла достигать своих целей лишь художественно-образными средствами, которые оборачивались фантастически-мистифицирующей трактовкой реальности
- Верны ли утверждения? А) Особенностью мифа было построение модели мироздания в целом, в нерасчлененном единстве бытия природы, общества, человека, культуры В) Потребность в таком глобальном проектном воспроизведении мира не сохранилась на постмифологической ступени развития культуры
- Верны ли утверждения? А) Благодаря тому, что деятельность опредмечивания получает в качестве симметричного ее дополнения деятельность распредмечивания, креативная энергия культуры оборачивается ее рецептивной энергией В) Деятельностный потенциал, выявляющийся в способах созидательной активности человека, обретает вторую ипостась в способах его художественного творчества
- Секуляризация культуры, начавшаяся в эпоху _______, все шире развертывавшаяся в буржуазном обществе, породила широкий спектр мирских организаций, необходимых для развития науки, техники, просвещения, искусства, спорта, развлечений
- Человека с самого начала истории вытеснение наследственно-программируемого поведения поведением _______ поставило в такие условия, в которых он должен определять каждый свой шаг, выбирая оптимальный вариант из нескольких возможных
- Чем более сложна структура общественной жизни, тем большую роль играет в ней _______ фактор как носитель культурной энергии
- Верны ли утверждения? А) Диалогический тип языка уже в бытовом, политическом, религиозном употреблении насыщается художественными элементами, которые обладают особой способностью организовывать общение людей, связывая человека с человеком В) Оптимальным способом общения становятся чисто художественные языки, складывающиеся на базе всех осваиваемых в семиозисе культуры средств — словесных, жестомимических, звукоинтонационных, пластических
- Верны ли утверждения? А) Создание моделей человека осуществляет педагогическое проектирование В) Педагогическое проектирование выражается в создаваемых родителями и учителями идеальных образах своих детей и учеников
- Превращение тела в культурный предмет начиналось в(во)
- Верны ли утверждения? А) Подлинное свое бытие художественный образ получает в воображении художника, и в реальном воплощении, т.е. выйдя из воображения в художественное произведение В) Подлинное предметное бытие художественная деятельность обретает как в самих образах, так и в образах, воплощенных в произведениях искусства
- «Продуктивное воображение», творящее «субъективную реальность», идеальный мир прообразов, формируется в древности в трех сферах — в обыденном, практическом сознании первобытных людей, в их мифологическом сознании и в
- Красота бесполезного стала принципом производства многочисленных вещей, призванных подчеркивать богатство их владельцев и приобретавших поэтому _______ характер в не меньшей степени, чем эстетический
- Рядом с ролевыми играми с самых отдаленных времен культура изобрела _______ игры
- В основании всех способностей человека лежат данные ему _______ специфические качества — от строения тела, рук, черепа до структуры двухполушарного мозга
- Модальности культуры исчерпывает все возможности использования практики, ирреального вымысла и разных сочетаний той и другого, что доказывает _______ характер осуществленной в этой плоскости декомпозиции культуры
- Из мифологии вырастет искусство, откровенно признающее _______ выстраиваемой им «художественной реальности», но сохраняющее от мифа способность вызывать к себе отношение как к реальности
- Верны ли утверждения? А) Каждый язык культуры идиоматичен, непереводим адекватно ни на один другой язык В) Каждый язык культуры является наилучшим средством связи людей в той конкретной ситуации, для обслуживания которой он «изобретен» и усовершенствован культурой
- _______ обозначает новый этап в аксиологическом развитии культуры, характеризующийся распадом мифологического сознания и формированием новых способов воплощения и трансляции ценностей
- Поскольку реальность имеет уровни единичного, особенного и общего, постольку ее специализированное познание вылилось в форму логографии, в форму частных наук — физики, медицины, этики, риторики и в форму наук об общих законах
- Психика человека является не чисто природным, а _______ феноменом
- Уровень культуры каждого человека и всего человечества на каждой стадии онтогенеза и филогенеза определяется в большой степени характерным(и) для него _______ знаний
- Характеристику предметного бытия культуры начинают с рассмотрения основных форм
- Устойчивость и разнообразие средств, жанров, способов получения документального знания говорят о том, что культура испытывает потребность в знании единичного в такой же мере, как в знании
- _______ вещь — изначальная форма существования вещи в культуре
- Нельзя не согласиться с образным, но точным выражением _______: “Человек «приговорен к свободе»”
- _______ произведения определяется его духовным содержанием, предстающим в идеальном слое ирреальных образов, а затем уже и адекватностью их материального воплощения во внешней форме произведения
- _______, выходящая за пределы художественной образности, функционирует не только в «чистых» семиотических формах, но и «прикладываясь» к материальным предметам, которые становятся ее носителями
- В деле познания человека человеком и в его самопознании роль _______ незаменима ничем — ни наукой, ни искусством
- Выработка идеологии должна была стать отраслью духовного производства, основной целью которой является теоретическое обоснование, формулирование, защита и распространение определенной системы
- Верны ли утверждения? А) Социальное проектирование существенно отличается от проектирования вещей тем, что создает модели особого рода объектов — экономического и одновременно художественно-эстетического качества В) Проектирование новых форм общественной жизни осуществляется общественными деятелями и философами, практиками и теоретиками, утопистами и учеными; такова духовная основа политической культуры
- Культура в корнях своих двухосновна — она опирается на повторяющееся в жизни человечества и проявляется в неповторимом обновлении, она требует взаимодействия
- Верны ли утверждения? А) Искусство реализует свою функцию самосознания культуры в той или иной конкретной форме в изображении искусством деятельности людей в сфере труда, общественной жизни, познания В) Искусство реализует функцию самосознания и по отношению к самому себе — т. е. быть собственным самосознанием
- Пифагорейцы сделали красоту предметом специального анализа, признав ее
- Серьезной _______ проблемой первобытной культуры стало формирование каждого нового вступающего в жизнь поколения людей
- Диалектика _______ проявляется в жизни и деятельности человека и делает его одновременно носителем качеств индивидуального субъекта (личности), совокупного субъекта и родового субъекта
- Верны ли утверждения? А) Силой, непосредственно созидающей искусство, является человеческое воображение, творческая фантазия В) Теоретические философские конструкции создаются силой абстрактного мышления, привлекающего воображение на помощь в той мере, в какой это ему необходимо
- Верны ли утверждения? А) Объект в искусстве ведет себя как субъект — по классическому описанию ситуации Ф. Тютчевым, природа выступает в художественном образе не как «слепок», не как «бездушный лик», а как обладатель «души» В) Это позволяет нам определить художественный образ как субъект
- Аксиология осознала и теоретически исследовала _______ отличие ценностного отношения от познавательного
- Предметное бытие культуры является ее _______ слоем, связующим фазы человеческой деятельности
- С точки зрения проективной игра была, остается и всегда будет наиболее эффективным инструментом _______, предназначенным для формирования человеческого сознания ребенка как культурного существа
- Верны ли утверждения? А) Полисемия культуры складывается исключительно благодаря реализации всех возможностей, предоставляемых коммуникации и общению людей их собственными, биологическими данными В) Имманентная искусству целостность духовного освоения мира постепенно вела его к образованию художественных структур, в которых разные художественные языки образовывали сложные семиотические структуры, необходимые для адекватного выражения
- _______ имеют такой психологически-интегративный характер, что рождаются они в обыденном сознании личности, принимая свойственные ему нерасчлененность и аморфность
- Радикальные изменения в ценностном сознании произошли в историческом процессе распада мифологической праидеологии и развитии его продуктов
- _______ знание, в отличие от научного и документального, зависит от позиций социального субъекта, ценности которого оно помогает обосновывать и защищать
- Функционирование тела человека в обряде, ритуале, культе существенно отличалось от его действий в трудовых процессах — отличалось тем, что здесь его «физические действия» были не продуктивными, а
Суть спорта как специализированной деятельности заключается в том, что он делает _______ жизнь человеческого тела, доставляет человеку радость от выявления огромных, кажущихся чуть ли не беспредельными, возможностей
- гимнастически-игровой
- магико-гимнастической
- художественной
- самоцельной
В истории производства орудий труда и всех других полезных вещей складывалось чувство _______, которое вело изготовителей к тщательной обработке поверхности, приданию вещам гармоничных пропорций
- формы
- меры
- композиции
- ценностно-смысловых свойств вещи
Верны ли утверждения? А) Потребность выхода за пределы традиционного, разрыва с прошлым, преодоления стереотипов поведения не является атрибутивным качеством человека как субъекта деятельности В) Культура устанавливает необходимое ей разделение труда — между теми, кто по преимуществу создает новое, и теми, кто главным образом воспроизводит, сохраняет это новое, превращает его во всеобщее достояние
- А-нет, В-да
- А-нет, В-нет
- А-да, В-да
- А-да, В-нет
Уникальность является существенным атрибутом _______, поэтому историческая наука, искусствознание, экспериментальная психология, психиатрия так резко отличаются от всех других наук
- субъекта
- эмпирического бытия
- духовного
- культуры
В первобытности познавательная деятельность была _______ с другими формами духовной активности людей — ценностно-осмысляющей и преобразовательно-проектирующей
- синкретически слита
- связана
- практически переплетена
- совмещена
На уровне первобытного мышления психическая деятельность оказывалась иррациональной и могла достигать своих целей лишь художественно-образными средствами, которые оборачивались фантастически-мистифицирующей трактовкой реальности
- мифом
- антропоморфизмом
- анимизмом
- гилозоизмом
Верны ли утверждения? А) Особенностью мифа было построение модели мироздания в целом, в нерасчлененном единстве бытия природы, общества, человека, культуры В) Потребность в таком глобальном проектном воспроизведении мира не сохранилась на постмифологической ступени развития культуры
- А-нет, В-да
- А-да, В-нет
- А-да, В-да
- А-нет, В-нет
Верны ли утверждения? А) Благодаря тому, что деятельность опредмечивания получает в качестве симметричного ее дополнения деятельность распредмечивания, креативная энергия культуры оборачивается ее рецептивной энергией В) Деятельностный потенциал, выявляющийся в способах созидательной активности человека, обретает вторую ипостась в способах его художественного творчества
- А-да, В-да
- А-нет, В-да
- А-да, В-нет
- А-нет, В-нет
Секуляризация культуры, начавшаяся в эпоху _______, все шире развертывавшаяся в буржуазном обществе, породила широкий спектр мирских организаций, необходимых для развития науки, техники, просвещения, искусства, спорта, развлечений
- Реформации
- Просвещения
- Возрождения
- Нового времени
Человека с самого начала истории вытеснение наследственно-программируемого поведения поведением _______ поставило в такие условия, в которых он должен определять каждый свой шаг, выбирая оптимальный вариант из нескольких возможных
- нормативным
- сознательным
- технологическим
- детерменированным
Чем более сложна структура общественной жизни, тем большую роль играет в ней _______ фактор как носитель культурной энергии
- моральный
- политический
- организационный
- социетальный
Верны ли утверждения? А) Диалогический тип языка уже в бытовом, политическом, религиозном употреблении насыщается художественными элементами, которые обладают особой способностью организовывать общение людей, связывая человека с человеком В) Оптимальным способом общения становятся чисто художественные языки, складывающиеся на базе всех осваиваемых в семиозисе культуры средств — словесных, жестомимических, звукоинтонационных, пластических
- А-да, В-нет
- А-нет, В-нет
- А-нет, В-да
- А-да, В-да
Верны ли утверждения? А) Создание моделей человека осуществляет педагогическое проектирование В) Педагогическое проектирование выражается в создаваемых родителями и учителями идеальных образах своих детей и учеников
- А-нет, В-нет
- А-нет, В-да
- А-да, В-да
- А-да, В-нет
Превращение тела в культурный предмет начиналось в(во)
- юношестве
- младенчестве
- взрослом возрасте
- детстве
Верны ли утверждения? А) Подлинное свое бытие художественный образ получает в воображении художника, и в реальном воплощении, т.е. выйдя из воображения в художественное произведение В) Подлинное предметное бытие художественная деятельность обретает как в самих образах, так и в образах, воплощенных в произведениях искусства
- А-нет, В-да
- А-нет, В-нет
- А-да, В-нет
- А-да, В-да
«Продуктивное воображение», творящее «субъективную реальность», идеальный мир прообразов, формируется в древности в трех сферах — в обыденном, практическом сознании первобытных людей, в их мифологическом сознании и в
- общезначимых представлениях о бытии
- процессе эстетической деятельности
- игровом сознании детей
- процессе проектирования совершаемых действий
Красота бесполезного стала принципом производства многочисленных вещей, призванных подчеркивать богатство их владельцев и приобретавших поэтому _______ характер в не меньшей степени, чем эстетический
- статусный
- полифункциональный
- социально-информативный
- утилитарный
Рядом с ролевыми играми с самых отдаленных времен культура изобрела _______ игры
- состязательные
- художественно-эстетические
- спортивные
- физические
В основании всех способностей человека лежат данные ему _______ специфические качества — от строения тела, рук, черепа до структуры двухполушарного мозга
- биосоциальные
- в ходе развития общества
- в ходе развития культуры
- от природы
Модальности культуры исчерпывает все возможности использования практики, ирреального вымысла и разных сочетаний той и другого, что доказывает _______ характер осуществленной в этой плоскости декомпозиции культуры
- коммуникативный
- функциональный
- системный
- социально-организационный
Из мифологии вырастет искусство, откровенно признающее _______ выстраиваемой им «художественной реальности», но сохраняющее от мифа способность вызывать к себе отношение как к реальности
- трансцендентность
- удвоение
- априорность
- иллюзорность
Верны ли утверждения? А) Каждый язык культуры идиоматичен, непереводим адекватно ни на один другой язык В) Каждый язык культуры является наилучшим средством связи людей в той конкретной ситуации, для обслуживания которой он «изобретен» и усовершенствован культурой
- А-нет, В-да
- А-нет, В-нет
- А-да, В-да
- А-да, В-нет
_______ обозначает новый этап в аксиологическом развитии культуры, характеризующийся распадом мифологического сознания и формированием новых способов воплощения и трансляции ценностей
- Искусство
- Духовная культура
- Цивилизация
- Практическая философия
Поскольку реальность имеет уровни единичного, особенного и общего, постольку ее специализированное познание вылилось в форму логографии, в форму частных наук — физики, медицины, этики, риторики и в форму наук об общих законах
- математики и логики
- софистики и логики
- философии и логики
- философии и математики
Психика человека является не чисто природным, а _______ феноменом
- природно-культурным
- предметно-практическим
- сверхбиологическим
- коэволюционным
Уровень культуры каждого человека и всего человечества на каждой стадии онтогенеза и филогенеза определяется в большой степени характерным(и) для него _______ знаний
- ценностным аспектом
- объемом и глубиной
- объёмом и совокупностью
- иформационными потенциалами
Характеристику предметного бытия культуры начинают с рассмотрения основных форм
- духовности
- существования
- функциональности
- материальной предметности
Устойчивость и разнообразие средств, жанров, способов получения документального знания говорят о том, что культура испытывает потребность в знании единичного в такой же мере, как в знании
- особенного и общего
- особенного
- всеобщего
- общего
_______ вещь — изначальная форма существования вещи в культуре
- Говорящая
- Социально-ценная
- Эстетически ценная
- Полезная
Нельзя не согласиться с образным, но точным выражением _______: “Человек «приговорен к свободе»”
- М. Хайдеггера
- К. Ясперса
- Ж.-П. Сартра
- А. Камю
_______ произведения определяется его духовным содержанием, предстающим в идеальном слое ирреальных образов, а затем уже и адекватностью их материального воплощения во внешней форме произведения
- Социально-нравственная значимость
- Эстетическая ценность
- Художественная ценность
- Культурная ценность
_______, выходящая за пределы художественной образности, функционирует не только в «чистых» семиотических формах, но и «прикладываясь» к материальным предметам, которые становятся ее носителями
- Символика
- Эстетическая деятельность
- Игра
- Творческая деятельность
В деле познания человека человеком и в его самопознании роль _______ незаменима ничем — ни наукой, ни искусством
- понимания (в герменевтическом смысле)
- интерактивного общения
- эмпатии
- практического общения
Выработка идеологии должна была стать отраслью духовного производства, основной целью которой является теоретическое обоснование, формулирование, защита и распространение определенной системы
- ценностей
- политических взглядов
- социально-нравственных установок
- социальных идей
Верны ли утверждения? А) Социальное проектирование существенно отличается от проектирования вещей тем, что создает модели особого рода объектов — экономического и одновременно художественно-эстетического качества В) Проектирование новых форм общественной жизни осуществляется общественными деятелями и философами, практиками и теоретиками, утопистами и учеными; такова духовная основа политической культуры
- А-нет, В-да
- А-да, В-нет
- А-да, В-да
- А-нет, В-нет
Культура в корнях своих двухосновна — она опирается на повторяющееся в жизни человечества и проявляется в неповторимом обновлении, она требует взаимодействия
- врождённых потребностей и приобретенных способностей человека
- социального с биологическим
- традиционного с креативным
- сущностных сил человека
Верны ли утверждения? А) Искусство реализует свою функцию самосознания культуры в той или иной конкретной форме в изображении искусством деятельности людей в сфере труда, общественной жизни, познания В) Искусство реализует функцию самосознания и по отношению к самому себе — т. е. быть собственным самосознанием
- А-нет, В-нет
- А-да, В-да
- А-да, В-нет
- А-нет, В-да
Пифагорейцы сделали красоту предметом специального анализа, признав ее
- божественной сущностью
- сущностью прекрасного и полезного
- сущностью гармонии
- сущностью бытия
Серьезной _______ проблемой первобытной культуры стало формирование каждого нового вступающего в жизнь поколения людей
- социально-нравственной
- религиозно-педагогической
- культурологической
- организационной
Диалектика _______ проявляется в жизни и деятельности человека и делает его одновременно носителем качеств индивидуального субъекта (личности), совокупного субъекта и родового субъекта
- общего, особенного и единичного
- причинно-следственной связи
- целого и части
- сущности и явления
Верны ли утверждения? А) Силой, непосредственно созидающей искусство, является человеческое воображение, творческая фантазия В) Теоретические философские конструкции создаются силой абстрактного мышления, привлекающего воображение на помощь в той мере, в какой это ему необходимо
- А-нет, В-нет
- А-да, В-да
- А-да, В-нет
- А-нет, В-да
Верны ли утверждения? А) Объект в искусстве ведет себя как субъект — по классическому описанию ситуации Ф. Тютчевым, природа выступает в художественном образе не как «слепок», не как «бездушный лик», а как обладатель «души» В) Это позволяет нам определить художественный образ как субъект
- А-да, В-нет
- А-нет, В-нет
- А-да, В-да
- А-нет, В-да
Аксиология осознала и теоретически исследовала _______ отличие ценностного отношения от познавательного
- качественное
- гносеологическое
- системное
- культурологическое
Предметное бытие культуры является ее _______ слоем, связующим фазы человеческой деятельности
- вторичным
- наличным
- пограничным
- центральным
С точки зрения проективной игра была, остается и всегда будет наиболее эффективным инструментом _______, предназначенным для формирования человеческого сознания ребенка как культурного существа
- культуры
- педагогики
- социализации
- практически-духовной деятельности
Верны ли утверждения? А) Полисемия культуры складывается исключительно благодаря реализации всех возможностей, предоставляемых коммуникации и общению людей их собственными, биологическими данными В) Имманентная искусству целостность духовного освоения мира постепенно вела его к образованию художественных структур, в которых разные художественные языки образовывали сложные семиотические структуры, необходимые для адекватного выражения
- А-нет, В-да
- А-да, В-да
- А-да, В-нет
- А-нет, В-нет
_______ имеют такой психологически-интегративный характер, что рождаются они в обыденном сознании личности, принимая свойственные ему нерасчлененность и аморфность
- Художественно-образные модели реальнного и желанного
- Миросозерцание и самосознание
- Желания и установки
- Знания и ценностные ориентации
Радикальные изменения в ценностном сознании произошли в историческом процессе распада мифологической праидеологии и развитии его продуктов
- морали, философии, искусства
- религии, философии, морали
- религии, морали, искусства
- религии, философии, искусства
_______ знание, в отличие от научного и документального, зависит от позиций социального субъекта, ценности которого оно помогает обосновывать и защищать
- Философское
- Идеологическое
- Гносеологическое
- Религиозное
Функционирование тела человека в обряде, ритуале, культе существенно отличалось от его действий в трудовых процессах — отличалось тем, что здесь его «физические действия» были не продуктивными, а
- игровыми
- символическими
- смыслонесущими
- креативными