Содержание
- По мнению Н.А. Бердяева, цивилизация в противоположность культуре
- Верны ли утверждения? А) В начале ХХ века рационалистически ориентированные социологи верили, что новая техника углубит и расширит человеческое общение, механизмы демократии В) В начале ХХI века, приглядываясь к политической жизни, многие философы пишут об угрозе тоталитаризма, об опасности массовых психозов и непредвиденных страхов, чреватых губительными последствиями
- Согласно К. Ясперсу, предшествующие осевому времени древние культуры как бы скрыты под некоей своеобразной пеленой, будто человек того времени еще не достиг подлинного
- С утверждением этики модернизма _______ стали взаимоотношения культуры и общества – ярчайшим проявлением этого явились социальные революции
- Верны ли утверждения? А) Согласно К. Ясперсу, вначале осевое время ограничено в пространственном и историческом отношении В) По К. Ясперсу народы, не воспринявшие идей осевого периода, остаются на уровне природного существования, их жизнь неисторична
- Как полагает Н.А. Бердяев, когда рождается напряженная воля к самой «жизни», к практике «жизни», к могуществу «жизни», к наслаждению «жизнью», к господству над «жизнью», – возникает смерть
- О. Шпенглер развивает идею о пробуждении души культуры, ее безграничном одиночестве и о стремлении подчинить себе враждебность мира, пространства путем создания _______, которые являются ее материальным выражением
- Первым отличительным признаком типа организации жизни феодального общества является неизвестная прошлому _______ форм жизни и сознания разных социальных слоев, лишившая культуру былой однородности
- _______ подчеркивает желание использовать завоеванную Модернизмом свободу формообразования не для эстетской игры, а для выражения определенного мировоззрения, невыразимого средствами классического искусства
- Верны ли утверждения? А) Книга Освальда Шпенглера «Закат Европы» стала одним из самых значительных и противоречивых шедевров в области социологии культуры, философии истории и философии культуры В) Его идеи гибели культуры и прорыва в новое духовное пространство оказались весьма созвучными социализму
- В последние десятилетия за рубежом и в нашей стране предпринято немало усилий для организации интегративных процессов в науке и философии и для служащего этой цели внедрения _______ в практику социально-организационных действий
- Слово _______ означало, по Аристотелю, «единство опыта и знания», то есть охватывало всю преобразующую природу созидательную активность людей, осуществляемую умело, мастерски, искусно
- Культура земледельческих обществ при всех своих завоеваниях оставалась _______ культурой
- В средневековом городе полезность, истинность, нравоучительность решительно оттесняли и религиозную веру, и
- Начало выхода города на арену истории культуры было положено в
- Примитивность технологии труда _______ обрекает их на существование, близкое к жизни животных, косное, застывшее в изначально сложившихся простых формах
- Древние греки в своих философских трудах допускали теоретическую возможность восходящего биологического и культурного развития человечества, но не верили в
- Обретение сознания и самосознания явилось еще неизвестной человечеству основой культуры, выраженной в тезисе _______: «Человек есть мера всех вещей»
- _______ изменяло сознание и самосознание первобытного человека, динамизируя в конечном счете все пространство культуры – ее материальной, и духовной, и художественной сторон
- В эпоху _______ стали создаваться различные теории цивилизации
- В отношения культуры и человека модернизм внес _______ – это вытеснение человека из эпицентра культуры машиной, апология его биофизиологических качеств, «потеря» человека господствующими направлениями модернистской философии
- Средневековый фольклор зиждется на синкретизме _______ деятельности
- По мнению В.И. Полищука, _______ – враг культуры, потому что лишает ее плодотворных и неожиданных духовных сдвигов
- Культ научного знания – так называемый _______ – исключил из поля зрения ученых эстетический аспект их отношения к миру как субъективно-ценностный
- Верны ли утверждения? А) Во многом слова «культура» и «цивилизация» выступали первоначально как синонимы В) А.фон Гумбольдт в своих сочинениях часто пользуется словом «культура» наряду со словом «цивилизация», не заботясь о том, чтобы развести эти понятия
- Верны ли утверждения? А) А. Тойнби понимает рост цивилизации не как географическое распространение общества, природная экспансия ведет не к росту, а к задержке развития и разложению В) По А. Тойнби, рост цивилизации выражается в прогрессивном аккумулирующем сублимировании ценностей общества, т.е. в переходе от грубых форм религии к более возвышенным и сложным формам религиозного сознания и культуры
- XX век довел раскол культуры до уровня _______ автономности двух сфер духовного производства: элита и масса стали адресатами противоположных плодов идеологической, художественной, коммуникативной деятельности
- Верны ли утверждения? А) Н.А. Бердяев подчеркивал, что демократия повысила качественный уровень культуры и умела не только распределять, но и творить культурные ценности В) Социалистическое движение, как считает Н.А. Бердяев, повысило этот уровень еще более
- Нерасчлененно-целостное мышление первобытного человека связывает, а не разделяет, отождествляет, а не противопоставляет, и потому мощь _______ превосходит во всех сферах его деятельности силы аналитического мышления
- Превращение охоты и собирательства в системообразующие силы _______ процесса стало возможным потому, что изготовление и совершенствование орудий труда позволило радикально преобразовать способы добывания пищи
- О. Шпенглер стремился к такому пониманию сущности современной ему европейской культуры, которое послужило бы толчком к раскрытию и завершению сохранившихся в ней
- В культуре эстетическое сознание имеет антиномический характер – в элитарной и массовой субкультурах оно диаметрально противоположно, выражая господство индивидуализма на одном полюсе и господство _______ – на другом
- Буржуазная культура противопоставила растворению индивидуального в общем, столь характерному для всех доренессансных типов сознания и еще не преодоленному Возрождением, _______ индивидуума во всех формах общности
- У Шпенглера обнаруживается острое чувство неотвратимого процесса победы _______ над культурой
- Культура _______ племен оказалась в общей перспективе истории человечества тупиковой формой
- Средневековая религиозная эстетика не считала деятельность художника творчеством – в нем видели разновидность
- Верны ли утверждения? А) По мнению К. Ясперса, монументальность в религии, в религиозном искусстве и в соответствующих им огромных авторитарных государственных образованиях была для людей осевого времени предметом благоговения и восхищения, подчас даже образцом В) К. Ясперс считает, что смысл этих образцов в новом восприятии совершенно не менялся
- _______ субкультуры сосуществовали в средние века и причудливо пересекались, противоборствуя и воздействуя одна на другую; духовной основой обеих остается мифологическое сознание
- Идея О. Шпенглера _______ культур своим острием направлена против ограниченного в своей провинциальности верховенства Запада
- Огромный этнографический материал, собранный исследователями после О. Шпенглера, свидетельствует: культура – это
- Только в _______ земледельческой культуре появляется портретное изображение конкретного человека – либо царствующей персоны, либо умершего, согласно догмам заупокойного культа
- Пространственная ориентация культуры феодального общества и ее неспособность ценить время вследствие неподвижности, застойности практической жизни и традиционности всех форм бытия сменились в буржуазной культуре _______ ориентацией
- «Открытие» ценности природы радикально изменило сенсорную доминанту ренессансной культуры – акустической ориентации религиозной культуры средневековья она противопоставила _______ ориентацию
- Исходные формы первобытного мышления, _______ сознания преобразовывались особенным образом, порождая существенно различные типы культуры
- Верны ли утверждения? А) Термин «массовое общество» не обозначает нечего подлинно нового в истории человеческого общества В) Термином «массовое общество» определяют общественный строй, складывавшийся между двумя мировыми войнами и по окончании Второй мировой войны ставший осязаемой реальностью
- Внутренний аспект противостояния Модернизма _______ выразился в том, что в нем произошло распадение тех моментов сознание и деятельности, которые в прошлом были аспектами целостного мировосприятия и практики
- Процесс развития европейской культуры Нового времени привел к формированию в послеренессансной Европе такого типа культуры, который словно вывернул наизнанку _______ культуры феодального общества
- Земледельческий тип бытия был более прогрессивен, нежели скотоводческий, потому что открывал возможность совершенствования _______ сельскохозяйственного производства
- Человечество сегодня идет к осознанию _______ культуры и человека, «ставя на свое место» машину, как бы ни была она полезна для него сейчас и еще более совершенна в будущем
- В феодальном замке и королевском дворце доминировали не религиозные, а вполне земные интересы – с одной стороны, политически-репрезентативные, а с другой –
По мнению Н.А. Бердяева, цивилизация в противоположность культуре
- символична, иерархична, органична
- реалистична, демократична, механистична
- символична, реалистична
- иерархична, механистична
Верны ли утверждения? А) В начале ХХ века рационалистически ориентированные социологи верили, что новая техника углубит и расширит человеческое общение, механизмы демократии В) В начале ХХI века, приглядываясь к политической жизни, многие философы пишут об угрозе тоталитаризма, об опасности массовых психозов и непредвиденных страхов, чреватых губительными последствиями
- А – нет, В – нет
- А – да, В – да
- А – да, В – нет
- А – нет, В – да
Согласно К. Ясперсу, предшествующие осевому времени древние культуры как бы скрыты под некоей своеобразной пеленой, будто человек того времени еще не достиг подлинного
- творчества
- самосознания
- понимания бытия
- искусства
С утверждением этики модернизма _______ стали взаимоотношения культуры и общества – ярчайшим проявлением этого явились социальные революции
- конструктивистски-функционалистскими
- сугубо идеологическими
- диахроническими
- антагонистическими
Верны ли утверждения? А) Согласно К. Ясперсу, вначале осевое время ограничено в пространственном и историческом отношении В) По К. Ясперсу народы, не воспринявшие идей осевого периода, остаются на уровне природного существования, их жизнь неисторична
- А – да, В – да
- А – нет, В – нет
- А – нет, В – да
- А – да, В – нет
Как полагает Н.А. Бердяев, когда рождается напряженная воля к самой «жизни», к практике «жизни», к могуществу «жизни», к наслаждению «жизнью», к господству над «жизнью», – возникает смерть
- эпохи
- цивилизации
- искусства
- культуры
О. Шпенглер развивает идею о пробуждении души культуры, ее безграничном одиночестве и о стремлении подчинить себе враждебность мира, пространства путем создания _______, которые являются ее материальным выражением
- архетипов
- символов
- произведений искусства
- артефактов
Первым отличительным признаком типа организации жизни феодального общества является неизвестная прошлому _______ форм жизни и сознания разных социальных слоев, лишившая культуру былой однородности
- система диахронности
- система синхронности
- автономность
- расчлененность и иерархичность
_______ подчеркивает желание использовать завоеванную Модернизмом свободу формообразования не для эстетской игры, а для выражения определенного мировоззрения, невыразимого средствами классического искусства
- Радикальное новаторство
- Концептуализм
- Авангардизм
- Сюрреализм
Верны ли утверждения? А) Книга Освальда Шпенглера «Закат Европы» стала одним из самых значительных и противоречивых шедевров в области социологии культуры, философии истории и философии культуры В) Его идеи гибели культуры и прорыва в новое духовное пространство оказались весьма созвучными социализму
- А – да, В – нет
- А – нет, В – да
- А – нет, В – нет
- А – да, В – да
В последние десятилетия за рубежом и в нашей стране предпринято немало усилий для организации интегративных процессов в науке и философии и для служащего этой цели внедрения _______ в практику социально-организационных действий
- диалогического мышления
- целостного взгляда на бытие
- системного мышления
- гуманитарного мышления
Слово _______ означало, по Аристотелю, «единство опыта и знания», то есть охватывало всю преобразующую природу созидательную активность людей, осуществляемую умело, мастерски, искусно
- «технэ»
- «мимезис»
- «калокагатия»
- «катарсис»
Культура земледельческих обществ при всех своих завоеваниях оставалась _______ культурой
- синкретической
- традиционной
- примитивной
- утилитарной
В средневековом городе полезность, истинность, нравоучительность решительно оттесняли и религиозную веру, и
- художественный реализм
- гедонистический эстетизм
- обрядово-ритуальное поведение
- политически-репрезентативные интересы
Начало выхода города на арену истории культуры было положено в
- Древнем Египте
- античном городе-государстве
- Древней Греции
- Древнем Вавилоне
Примитивность технологии труда _______ обрекает их на существование, близкое к жизни животных, косное, застывшее в изначально сложившихся простых формах
- охотников
- садоводов
- скотоводов
- собирателей
Древние греки в своих философских трудах допускали теоретическую возможность восходящего биологического и культурного развития человечества, но не верили в
- цикличность истории
- линейность истории
- его цивилизационное воплощение
- его практическое воплощение
Обретение сознания и самосознания явилось еще неизвестной человечеству основой культуры, выраженной в тезисе _______: «Человек есть мера всех вещей»
- Софокла
- Сократа
- Демокрита
- Протагора
_______ изменяло сознание и самосознание первобытного человека, динамизируя в конечном счете все пространство культуры – ее материальной, и духовной, и художественной сторон
- Производство
- Творчество
- Искусство
- Ремесло
В эпоху _______ стали создаваться различные теории цивилизации
- Просвещения
- Реформации
- Реставрации
- Возрождения
В отношения культуры и человека модернизм внес _______ – это вытеснение человека из эпицентра культуры машиной, апология его биофизиологических качеств, «потеря» человека господствующими направлениями модернистской философии
- антиэстетическую культуротворческую силу
- асоциальную позицию
- трагический разлад
- диссонанс
Средневековый фольклор зиждется на синкретизме _______ деятельности
- материально-духовно-художественной
- материальной и художественной
- материально-эстетической
- познавательно-ценностной
По мнению В.И. Полищука, _______ – враг культуры, потому что лишает ее плодотворных и неожиданных духовных сдвигов
- линейность истории
- историческое творчество
- линейность прогресса
- культурный космос
Культ научного знания – так называемый _______ – исключил из поля зрения ученых эстетический аспект их отношения к миру как субъективно-ценностный
- объективизм
- позитивизм
- физикализм
- сциентизм
Верны ли утверждения? А) Во многом слова «культура» и «цивилизация» выступали первоначально как синонимы В) А.фон Гумбольдт в своих сочинениях часто пользуется словом «культура» наряду со словом «цивилизация», не заботясь о том, чтобы развести эти понятия
- А – нет, В – нет
- А – да, В – да
- А – да, В – нет
- А – нет, В – да
Верны ли утверждения? А) А. Тойнби понимает рост цивилизации не как географическое распространение общества, природная экспансия ведет не к росту, а к задержке развития и разложению В) По А. Тойнби, рост цивилизации выражается в прогрессивном аккумулирующем сублимировании ценностей общества, т.е. в переходе от грубых форм религии к более возвышенным и сложным формам религиозного сознания и культуры
- А – да, В – да
- А – нет, В — нет
- А – да, В – нет
- А – нет, В – да
XX век довел раскол культуры до уровня _______ автономности двух сфер духовного производства: элита и масса стали адресатами противоположных плодов идеологической, художественной, коммуникативной деятельности
- квазидуховной
- контркультурной
- институционализированной
- конкретной
Верны ли утверждения? А) Н.А. Бердяев подчеркивал, что демократия повысила качественный уровень культуры и умела не только распределять, но и творить культурные ценности В) Социалистическое движение, как считает Н.А. Бердяев, повысило этот уровень еще более
- А – да, В – да
- А – нет, В — нет
- А – нет, В – да
- А – да, В – нет
Нерасчлененно-целостное мышление первобытного человека связывает, а не разделяет, отождествляет, а не противопоставляет, и потому мощь _______ превосходит во всех сферах его деятельности силы аналитического мышления
- интуиции
- творчества
- социальной психологии
- фантазии
Превращение охоты и собирательства в системообразующие силы _______ процесса стало возможным потому, что изготовление и совершенствование орудий труда позволило радикально преобразовать способы добывания пищи
- культурно-креативного
- историко-практического
- историко-культурного
- духовно-практического
О. Шпенглер стремился к такому пониманию сущности современной ему европейской культуры, которое послужило бы толчком к раскрытию и завершению сохранившихся в ней
- возможностей в рамках позитивного восприятия мировой истории
- цивилизационных возможностей
- возможностей рефлексии
- творческих возможностей
В культуре эстетическое сознание имеет антиномический характер – в элитарной и массовой субкультурах оно диаметрально противоположно, выражая господство индивидуализма на одном полюсе и господство _______ – на другом
- стандартизованной безликости
- реализма
- натурализма
- молодежной субкультуры
Буржуазная культура противопоставила растворению индивидуального в общем, столь характерному для всех доренессансных типов сознания и еще не преодоленному Возрождением, _______ индивидуума во всех формах общности
- абсолютный авторитет
- потребности
- бездуховность
- самообособление
У Шпенглера обнаруживается острое чувство неотвратимого процесса победы _______ над культурой
- цивилизации
- технологизма
- технократии
- сциентизма
Культура _______ племен оказалась в общей перспективе истории человечества тупиковой формой
- собирательских
- земледельческих
- скотоводческих
- садоводческих
Средневековая религиозная эстетика не считала деятельность художника творчеством – в нем видели разновидность
- ремесла
- гедонизма
- обрядового действа
- декоративности
Верны ли утверждения? А) По мнению К. Ясперса, монументальность в религии, в религиозном искусстве и в соответствующих им огромных авторитарных государственных образованиях была для людей осевого времени предметом благоговения и восхищения, подчас даже образцом В) К. Ясперс считает, что смысл этих образцов в новом восприятии совершенно не менялся
- А – нет, В – да
- А – да, В – нет
- А – да, В – да
- А – нет, В – нет
_______ субкультуры сосуществовали в средние века и причудливо пересекались, противоборствуя и воздействуя одна на другую; духовной основой обеих остается мифологическое сознание
- Материальная и художественно-эстетическая
- Религиозная и светская
- Феодальная и народная
- Материальная и духовная
Идея О. Шпенглера _______ культур своим острием направлена против ограниченного в своей провинциальности верховенства Запада
- эволюционирующих
- линейных
- замкнутых
- открытых
Огромный этнографический материал, собранный исследователями после О. Шпенглера, свидетельствует: культура – это
- сфера духа, которая воодушевляется потребностями практической пользы
- стадия цивилизации
- цикл развития истории
- уникальный творческий импульс
Только в _______ земледельческой культуре появляется портретное изображение конкретного человека – либо царствующей персоны, либо умершего, согласно догмам заупокойного культа
- древнегреческой
- древнекитайской
- древнеримской
- древневосточной
Пространственная ориентация культуры феодального общества и ее неспособность ценить время вследствие неподвижности, застойности практической жизни и традиционности всех форм бытия сменились в буржуазной культуре _______ ориентацией
- утилитарной
- темпоральной
- герменевтической
- экзистенциальной
«Открытие» ценности природы радикально изменило сенсорную доминанту ренессансной культуры – акустической ориентации религиозной культуры средневековья она противопоставила _______ ориентацию
- антропоцентристскую
- сценическую
- нравственно-эстетическую
- оптическую
Исходные формы первобытного мышления, _______ сознания преобразовывались особенным образом, порождая существенно различные типы культуры
- эмпирического, нравственного и эстетического
- нравственного, эстетического и художественного
- эмпирического, эстетического и художественного
- творческого, эстетического и художественного
Верны ли утверждения? А) Термин «массовое общество» не обозначает нечего подлинно нового в истории человеческого общества В) Термином «массовое общество» определяют общественный строй, складывавшийся между двумя мировыми войнами и по окончании Второй мировой войны ставший осязаемой реальностью
- А – нет, В – нет
- А – нет, В – да
- А – да, В – да
- А – да, В – нет
Внутренний аспект противостояния Модернизма _______ выразился в том, что в нем произошло распадение тех моментов сознание и деятельности, которые в прошлом были аспектами целостного мировосприятия и практики
- реальности
- эстетизму
- рационализму
- классике
Процесс развития европейской культуры Нового времени привел к формированию в послеренессансной Европе такого типа культуры, который словно вывернул наизнанку _______ культуры феодального общества
- социально-психологические корни
- содержательную структуру
- городские элементы
- предметную деятельность
Земледельческий тип бытия был более прогрессивен, нежели скотоводческий, потому что открывал возможность совершенствования _______ сельскохозяйственного производства
- экономики
- технологии
- практики
- орудий
Человечество сегодня идет к осознанию _______ культуры и человека, «ставя на свое место» машину, как бы ни была она полезна для него сейчас и еще более совершенна в будущем
- коэволюции
- диалектики
- неразрывности
- синхронности
В феодальном замке и королевском дворце доминировали не религиозные, а вполне земные интересы – с одной стороны, политически-репрезентативные, а с другой –
- традиционно-этические
- декоративно-прикладные
- художественно-эстетические
- индивидуально-гедонистические