Содержание
- № 1-5 Философы, относящиеся к Древней Греции: • Анаксимандр. • Анаксагор. • Демокрит. • Зенон Элейский. • Гераклит. • Пифагор. • Аристотель. • Платон. • Эпикур. • Сократ.
- № 6 Родоначальником немецкой классической философии считается: • И. Кант.
- № 7 Понятие “категорического императива” является центральным правилом в этической системе: • И. Канта.
- № 8 “Предпосылкой философского постижения истории должна стать философская реконструкция универсальной истории человечества”, — утверждал: • К. Ясперс.
- № 9 Мысли о бесконечной Вселенной и бесконечном количестве миров в ней в период Возрождения высказал: • Д. Бруно.
- № 10 Представителями русского марксизма являются: • Г. Плеханов; • В. Ленин.
- № 11 Западный марксизм XX в. представляли: • Д. Лукач; • А. Грамши.
- № 12 Спор славянофилов и западников в русской философии XIX в. был посвящен: • судьбам России.
- № 13 Родоначальником советской философии является: • В. Ленин.
- № 14,15 К представителям философии русского зарубежья относятся: • Н. Бердяев; • С. Булгаков; • С. Франк; • И. Ильин.
- № 16 Представителями прагматизма являются: • Ч. Пирс; • Д. Дьюи.
- № 17 Философия жизни включает в себя следующих представителей: • А. Бергсона; • Ф. Ницше.
- № 18 Представителями психоаналитической философии являются: • Э. Фромм; • З. Фрейд; • К. Юнг.
- № 19 Понятие “осевого времени”, ставшего общим истоком культур Востока и Запада, введено: • К. Ясперсом.
- № 20-22 К основным направлениям западной философии XIX – XX вв. относятся: • феноменология; • экзистенциализм; • позитивизм; • прагматизм; • психоанализ; • герменевтика; • философия жизни.
- № 23-25 К представителям позитивистских направлений XIX – XX вв. относятся: • О. Конт; • Д. Милль; • Г. Спенсер; • Л. Витгенштейн; • Б. Рассел; • К. Поппер; • Т. Кун; • И. Лакатос.
- № 26 Высказывание “Существует нечто, из Хаоса возникшее, рожденное прежде Неба и Земли… Я не знаю его имени, а иероглифом обозначу это Дао” принадлежит: • Лао-цзы.
- № 27,28 Проблемой типологизации исторического процесса занимались следующие мыслители: • К. Маркс; • О. Шпенглер; • А. Тойнби; • М. Вебер.
- № 29-31 К русским космистам XIX – XX вв. относятся: • В. Вернадский; • К. Циолковский; • Н. Федоров; • А. Чижевский; • В. Соловьев; • П. Флоренский.
- № 32 “Второй природой” древнегреческий философ Демокрит называл • культуру.
- № 33 Философия — это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.
- № 34 Сциентизм — философское направление, основанное на представлении о научном знании как высшей ценности.
- № 35 Рефлексия – это: • метод оборачивания мысли на самое себя.
- № 36 Объективное – • существующее независимо ни от человека, ни от человечества.
- № 37 Цитата “Высшая культура должна дать человеку двойной мозг, как бы две мозговые камеры: во-первых, чтобы воспринимать науку и, затем, чтобы воспринимать не-науку; они должны лежать рядом, быть отделимыми и замыкаемыми и исключать всякое смешение; это есть требование здоровья” принадлежит: • Ф. Ницше.
- № 38 Постмодерн — понятие, обозначающее нынешний период, характеризующийся неопределенностью, нестабильностью, неравновесностью, а также специфическим пониманием человека; противостоит модерну, т.е. эпохе Нового времени.
- № 39 Мировоззрение — система взглядов на мир в целом.
- № 40 Основной вопрос философии, сформулированный Энгельсом, — это проблема: • отношения мышления к бытию.
- № 41 Вопрос о первичности духа и материи является основным вопросом философии: • для Ф. Энгельса.
- № 42 Антисциентизм — философское направление, принижающее значение научного знания и обвиняющее науку в том, что она является причиной всевозможных кризисов (экологического, национального и т.д.).
- № 43 Раздел философии, в котором речь идет об истинно сущем, гарантирующем миру и человеку устойчивое существование, называется: • онтологией.
- № 44 Автором работы “Иметь или быть”, в которой поставлен основной вопрос бытия, является: • Э. Фромм.
- № 45 Советский астрофизик Н. Козырев в 50-е гг. XX в. высказал мысль о том, что в качестве активного природного самоорганизующего начала выступает … • время.
- № 46 Модель Вселенной как замкнутой и не наблюдаемой извне частицы получила название: • фридмонной.
- № 47 Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
- № 48,49 Классификацией форм движения материи занимались следующие мыслители: • Г. Гегель; • О. Конт; • Ф. Энгельс; • Б. Кедров; • О. Разумовский.
- № 50 Субстанциальная и реляционная концепции различаются между собой: • пониманием пространства и времени.
- № 51 Субстанциального подхода к пространству и времени придерживались следующие мыслители: • Демокрит; • Платон; • И. Ньютон.
- № 52 Реляционный подход представляли: • Г. Лейбниц; • Аристотель; • Р. Декарт; • А. Эйнштейн.
- № 53 Субъективистское понимание пространства и времени выражено следующими мыслителями: • Д. Беркли; • И. Кантом; • Э. Махом.
- № 54 Пространство — форма бытия материи, выражающая ее протяженность, структурность, взаимодействие.
- № 55 Время — форма бытия материи, характеризующая длительность существования всех объектов и последующие смены состояний.
- № 56 Пространством Калуцы-Клейна называется: • четырехмерное пространство.
- № 57 Автором идеи коллективного бессознательного является: • К. Г. Юнг.
- № 58 Идея бессознательного как фундамента человеческой психики, основным содержанием которого являются сексуальные комплексы, принадлежит: • З. Фрейду.
- № 59 Бессознательное — совокупность психических явлений, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания.
- № 60 Эпистемология – это: • теория научного знания.
- № 61 Гносеология – • раздел философии, изучающий познание.
- № 62 Корреспондентная теория истины означает: • соответствие знаний действительности.
- № 63 “Классическим” считается определение истины: • Соответствие знаний действительности.
- № 64 Автором корреспондентной теории истины является: • Аристотель.
- № 65 Теория когеренции понимает истину как: • взаимосоответствие высказываний.
- № 66-68 Прагматическое понимание истины высказывали следующие мыслители: • У. Джеймс; • Д. Дьюи; • К. Маркс; • Ф. Энгельс; • В. Ленин.
- № 69 Прагматическая теория истины считает основным критерием истины: • практику.
- № 70 Объективная истина – это: • знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества.
- № 71 Абсолютная истина – • неопровержимая истина.
- № 72 Абстрактная истина – • истина, пределы применимости которой не установлены.
- № 73 Девиантная наука – • наука, разрабатывающая несовместимые с господствующими парадигмами и научными стандартами программы.
- № 74 Агностицизм получил классическое выражение в системе философа: • Д. Юма.
- № 75 Агностицизм – это: • философское направление, считающее мир непознаваемым.
- № 76 Корреспондентная истина — это соответствие знаний действительности.
- № 77 Когерентная истина — это взаимосоответствие высказываний.
- № 78 Объективная истина – это истина, существующая независимо от человека и человечества.
- № 79 Субъективная истина – истина, которая не существует помимо человека и человечества.
- № 80 Абсолютная истина — истина, которая не опровергается последующим развитием науки.
- № 81 Абстрактная истина – истина, пределы применимости которой не установлены, вследствие чего она распространяется на неопределенную область явлений.
- № 82-84 Персоналистские концепции философии истории разрабатывали следующие мыслители: • Н. Бердяев; • Л. Шестов; • К. Ясперс; • Ж. Маритен; • Х. Ортега-и-Гассет.
- № 85 “Цивилизацией молодых” называл Европу: • Н. Федоров.
- № 86 Идея автотрофного человечества была сформулирована: • В. Вернадским.
- № 87 Исторический процесс как саморазвитие Абсолютной идеи понимал: • Г. Гегель.
- № 88 Понятие “общественно-экономическая формация” для объяснения исторического процесса употреблял: • К. Маркс.
- № 89 Космоцентризм – это: • объяснение человеческой природы как реализации общих законов космоса.
- № 90 Теоцентризм – это: • идея того, что человеческая природа открывается посредством божественной воли.
- № 91 Космоцентричное понимание человека преобладало: • в античной философии.
- № 92 Теоцентричное — • в средневековой философии.
- № 93 Автором трудовой теории происхождения человека, сформулированной в работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” является: • Ф. Энгельс.
- № 94 Проблему “недостающего звена” сформулировали: • Т. Гексли; • Э. Геккель; • К. Фохт.
- № 95 Антропосоциогенез – это: • происхождение человека и общества.
- № 96 Цитата “Человек оказывается существом, которое постоянно ищет самого себя, которое в каждый момент своего существования испытывает и перепроверяет условия своего существования” принадлежит: • Э. Кассиреру.
- № 97 Вопрос “Что такое человек?” сформулировал в качестве основного вопроса философии: • И. Кант.
- № 98 Формационного подхода при объяснении истории придерживался: • К. Маркс.
- № 99 Цивилизационный подход, при котором история понимается как смена разнородных культур или цивилизаций, представлен следующими мыслителями: • Н. Данилевский; • О. Шпенглер; • А. Тойнби.
- № 100 Идея коэволюционного подхода, предполагающего совместную эволюцию человека и окружающей среды, была сформулирована: • Н. Моисеевым.
- № 101 Слова “есть великая разница между техникой, встроенной в природу, и природой, встроенной в технику, и чудовищность последнего обстоятельства не осознается инженерной общественностью” высказал: • М. Хайдеггер.
- № 102 Разработка теории ноосферы связана с именем: • В. Вернадского.
- № 103 Эталонной для классической науки теорией является: • механика И. Ньютона.
- № 104 Неклассическое представление о мире в основном сформировано под влиянием следующих ученых: • В. Гейзенберга; • Н. Бора.
- № 105 В основе неклассического представления о мире лежит: • квантовая механика.