Содержание
- К.Лоренц под «органической целостностью» понимал
- Истина определена Пирсом как
- С позиций научного реализма тезисы «эпистемологического реализма» следующие теоретические высказывания могут быть
- Эпистемологическая концепция, согласно которой, рост и развитие научного знания определяются исключительно внутренними, связанными с природой знания факторами объективной логикой постановки и решения проблем, эволюцией интеллектуальных традиций и исследовательских программ, — это
- Инструменталисткая позиция, сводящаяся к тому, что опыт не является критерием истинности той или иной теории, поскольку опыт всегда может оправдывать или подкреплять даже альтернативные теории, — это
- Эпистемологическая позиция, согласно которой не существует неких «чистых фактов, затем подводимых под ту или иную теорию, но факты наблюдения или исследования изначально несут на себе теоретическую и смысловую нагрузку, сообщаемую самим наблюдателем или исследователем, — это тезис
- Виндельбанд полагал, что номотетические науки рассматривают действительность с точки зрения всеобщего
- Эмпирический кумулятивизм — это
- Философский монизм — это
- Классическую формулировку аргументу по аналогии дал
- Идеальный тип — это
- Центральной проблемой для эпистемологии является проблема
- Проблема эпистемологии и философии сознания, формулируемая следующим образом как можно знать о том, что существует другие сознания помимо моего собственного? как можно знать о содержании других сознаний — это проблема
- Теории познания, использующие в качестве метода критический подход, который основания различных феноменов знания, анализирует условия их возможности и подтверждает или, напротив, отвергает их претензии на роль знания, — это
- До начала ХХ в. к теоретической философии относили
- Бихевиористы полагали, что объективное знание дает только изучение эмпирически
- Существуют такие виды эпистемологического фундаментализма, как
- Концепция, согласно которой, истина есть соответствие (корреспонденция) представлений или утверждений реальному положению дел, — это
- Одна из основных стадий человеческого знания, выделенная О.Контом, на которой явления объясняются через скрытые за ними «сущности» и «субстанции», — это
- Аргумент, согласно которому, относительно каждого понятия существуют другое понятие, служащее ему обоснованием, и, так как подобный ряд понятий уходит в бесконечность, никакое понятие никогда не может быть обосновано безусловно, — это
- Согласно Веберу, сущность традиционного типа социального действия побуждается
- Периоды смены парадигм Кун назвал
- Эпистемологическая позиция, согласно которой, общетеоретические понятия и научные термины не идентичны действительности, но являются результатом договора, согласия (конвенции) между учеными, имеющего целью более успешное практическое сотрудничество, — это
- Аргумент по аналогии — это
- Куайн цель натурализированной эпистемологии видит в
- Основным методом науки Карл Поппер считал
- По Декарту, события и процессы телесного мира подчинены
- Согласно представлениям Огюста Конта, человеческое знание проходит следующие стадии
- К основным категориям ценностей Риккерт относил
- Эпистемологическая позиция, согласно которой, онтология имеет лингвистическую природу, и, следовательно, носители разных языков живут в разных мирах, так как концептуальные каркасы этих языков несопоставимы и не сводимы к единой системе значений, — это гипотеза
- Одна из основных стадий человеческого знания, выделенная О.Контом, на которой явления объясняются как продукт действия произвольных сверхъестественных сил и фактов, — это
- Целостные формы, структурирующие наше чувственное восприятие и другие ментальные процессы в гештальтпсихологии, называются «_________»
- Концепция, согласно которой, истинным признается такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике, — это
- Для представителей натурализма типичны следующие черты
- Номотетический метод — это
- Наиболее известными сторонниками фундаментализма были
- Картина развития науки, по Куну, заключается в следующем
- Психологическое направление, исходящее из того, что ментальные состояния человека идентичны эмпирически наблюдаемым актам его поведения или же проявляются через его действия, — это
- Традиционный тип идеальной легитимной власти, определенный М.Вебером, основан на
- К «когнитивным наукам» относятся
- Кумулятивизм — это концепция, согласно которой
- Философская позиция, отождествляющая все сущее с природой, отрицающая понимание природы только как части бытия и исключающая из теоретических объяснений какие- либо ссылки на сверхъестественные сущности
- В классическом фундаментализме все представления разделяются на классы: те
- В работах раннего периода Витгенштейна, философия, по его мнению, должна описывать
- Лоренц полагал, что познание проходит следующие стадии
- С позиций прагматистской теории, истинным признается такое знание, которое
- Выделяют следующие виды кумулятивизма:
- С позиций научного реализма, тезисы «семантического реализма» следующие: теоретические термины обладают
- Согласно Веберу, сущность целерационального типа социального действия подразумевает
- Джеймс ввёл понятие об опыте как
К.Лоренц под «органической целостностью» понимал
- высказывание, являющееся исполнением некоторого действия
- принцип выбора действий и оценки поступков
- систему двусторонних причинных связей, образующих сложную сеть
- единое, ум и душу
Истина определена Пирсом как
- общезначимое принудительное верование
- совершенное произведение искусства
- нечто отличное от Бога
- потенции; их происхождение предстает как логическая эманация абсолюта.
С позиций научного реализма тезисы «эпистемологического реализма» следующие теоретические высказывания могут быть
- тождественными и одновременно различными
- объяснены с помощью естественно-научных теорий и методов
- окончательными
- верифицированы, т.е. квалифицироваться как истинные или ложные
Эпистемологическая концепция, согласно которой, рост и развитие научного знания определяются исключительно внутренними, связанными с природой знания факторами объективной логикой постановки и решения проблем, эволюцией интеллектуальных традиций и исследовательских программ, — это
- интернализм
- кумулятивизм
- экстернализм
- экзистенциализм
Инструменталисткая позиция, сводящаяся к тому, что опыт не является критерием истинности той или иной теории, поскольку опыт всегда может оправдывать или подкреплять даже альтернативные теории, — это
- аргумент «неопределенности»
- аргумент «идеализации» (аргумент Дюэма)
- классическая (корреспондентская) теория истины
- концептуальные каркасы
Эпистемологическая позиция, согласно которой не существует неких «чистых фактов, затем подводимых под ту или иную теорию, но факты наблюдения или исследования изначально несут на себе теоретическую и смысловую нагрузку, сообщаемую самим наблюдателем или исследователем, — это тезис
- об интерпретации человека в терминах культуры
- о свободе, представляющей собой свободу творческой активности
- теоретической нагруженности фактов
- морального сознания
Виндельбанд полагал, что номотетические науки рассматривают действительность с точки зрения всеобщего
- и необходимого, и апостериорного, опытного в узком смысле
- и необходимого знания, но только на абстрактном уровне
- выражаемого посредством естественнонаучных законов
- неизменного и подлинно сущего, являющегося прообразом индивидуальных и изменчивых явлений
Эмпирический кумулятивизм — это
- версия кумулятивизма, трактующая развитие знания как такую последовательность теоретических систем, в которой каждая очередная включает предыдущую в качестве частного случая
- эпистемологическая позиция, согласно которой, не существует неких «чистых фактов, затем подводимых под ту или иную теорию, но факты наблюдения или исследования изначально несут на себе теоретическую и смысловую нагрузку
- концепция, согласно которой, рост и развитие знания определяются внешними по отношению к науке факторами социальными, экономическими, техническими и культурными причинами и потребностями
- версия кумулятивизма, отождествляющая рост знания с увеличением его эмпирического содержания, с непрерывным накоплением раз и навсегда установленных в опыте или научном эксперименте фактов
Философский монизм — это
- всё существующее и происходящее в мире суть естественное в том смысле, что оно допускает объяснение методами естественных наук
- все общие (в логическом смысле слова) суждения являются универсализуемыми
- все, что нас окружает, может быть рассматриваемо как «образец диалектики»
- все существующее во времени реально, и только реальное существует во времени
Классическую формулировку аргументу по аналогии дал
- Т.Кун
- Г.Райл
- М.Вебер
- Дж.С.Милль
Идеальный тип — это
- одно из ключевых понятий социологии и теории познания М.Вебера, мыслительная конструкция, воспроизводящая своеобразие и логически — каузальную структуру образования и развития объекта исследования
- решение проблемы «других сознаний», сводящееся к тому, что сходство во внешне наблюдаемом поведении и использовании языка другими людьми позволяют заключить, что они, как и я сам, обладают сознанием
- сложившаяся в ряде направлений новоевропейской философии тенденция принимать в качестве непосредственно и достоверно данного только содержание собственного индивидуального сознания
- психологическое направление, исходящее из того, что ментальные состояния человека идентичны эмпирически наблюдаемым актам его поведения или же проявляются через его действия
Центральной проблемой для эпистемологии является проблема
- демаркации
- обоснования / оправдания знания
- времени — внутреннего (переживание «перетекания» времени) и внешнего
- отношения духовного и телесного
Проблема эпистемологии и философии сознания, формулируемая следующим образом как можно знать о том, что существует другие сознания помимо моего собственного? как можно знать о содержании других сознаний — это проблема
- статуса высшего интеллекта
- об отношении наших концептуальных средств к реальности
- «других сознаний»
- анализа языка
Теории познания, использующие в качестве метода критический подход, который основания различных феноменов знания, анализирует условия их возможности и подтверждает или, напротив, отвергает их претензии на роль знания, — это
- онтологическая эпистемология
- скептическая эпистемология
- критическая эпистемология
- аналитическая философия
До начала ХХ в. к теоретической философии относили
- логику
- эпистемологию
- онтологию
- этику
Бихевиористы полагали, что объективное знание дает только изучение эмпирически
- наблюдаемого поведения живых существ
- объективного наличного бытия, сознания вообще и духа
- наблюдаемые свойства вещей
- эквивалентных, но логически несовместимых теорий
Существуют такие виды эпистемологического фундаментализма, как
- инструменталистский
- эмпирический
- рационалистический
- метафизический
Концепция, согласно которой, истина есть соответствие (корреспонденция) представлений или утверждений реальному положению дел, — это
- концептуальные каркасы
- аргумент «неопределенности»
- классическая (корреспондентская) теория истины
- аргумент «идеализации» (аргумент Дюэма)
Одна из основных стадий человеческого знания, выделенная О.Контом, на которой явления объясняются через скрытые за ними «сущности» и «субстанции», — это
- метафизическая
- эпистемологическая
- теологическую
- позитивную
Аргумент, согласно которому, относительно каждого понятия существуют другое понятие, служащее ему обоснованием, и, так как подобный ряд понятий уходит в бесконечность, никакое понятие никогда не может быть обосновано безусловно, — это
- «идеализации» (аргумент Дюэма)
- «неопределенности»
- бесконечного регресса (возврата)
- онтологический
Согласно Веберу, сущность традиционного типа социального действия побуждается
- целями творчества как высшими в иерархии побудительных мотивов
- законами социальной гармонии
- экономической структурой общества, совокупностью производственных отношений
- усвоенной привычкой, традицией
Периоды смены парадигм Кун назвал
- «научными революциями»
- шок-ценностями
- интегральной ведантой
- «эволюционной теорией познания (знания)»
Эпистемологическая позиция, согласно которой, общетеоретические понятия и научные термины не идентичны действительности, но являются результатом договора, согласия (конвенции) между учеными, имеющего целью более успешное практическое сотрудничество, — это
- конвенциализм
- эволюционная эпистемология
- реализм
- скептическая эпистемология
Аргумент по аналогии — это
- понятие философии и психологии, означающее восприятие внутреннего мира другого человека как целостное, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, сопереживание его душевной жизни
- сложившаяся в ряде направлений новоевропейской философии тенденция принимать в качестве непосредственно и достоверно данного только содержание собственного индивидуального сознания
- решение проблемы «других сознаний», сводящееся к тому, что сходство во внешне наблюдаемом поведении и использовании языка другими людьми позволяют заключить, что они, как и я сам, обладают сознанием
- проблема эпистемологии и философии сознания, формулируемая следующим образом как можно знать о том, что существует другие сознания помимо моего собственного? как можно знать о содержании других сознаний
Куайн цель натурализированной эпистемологии видит в
- сугубо научном объяснении связей между наблюдениями и теориями
- раскрытии феномена тоталитаризма, в изобличении всех форм несправедливости
- понимании философствования как диалога
- пропаганде норм евангельской морали
Основным методом науки Карл Поппер считал
- философский монизм
- фундаментализм
- идея непрерывности познавательного опыта
- критицизм
По Декарту, события и процессы телесного мира подчинены
- точным механическим причинным закономерностям
- законам, которые нельзя установить при эмпирическом исследовании
- «разумным желаниям меньшинства»
- авторитету Слова Божьего
Согласно представлениям Огюста Конта, человеческое знание проходит следующие стадии
- позитивную
- эпистемологическая
- теологическую
- метафизическую
К основным категориям ценностей Риккерт относил
- счастье
- красоту
- истину
- добродетель
Эпистемологическая позиция, согласно которой, онтология имеет лингвистическую природу, и, следовательно, носители разных языков живут в разных мирах, так как концептуальные каркасы этих языков несопоставимы и не сводимы к единой системе значений, — это гипотеза
- энтелехии
- лингвистической относительности (гипотеза Сепира-Уорфа)
- Фуко
- AD HOC
Одна из основных стадий человеческого знания, выделенная О.Контом, на которой явления объясняются как продукт действия произвольных сверхъестественных сил и фактов, — это
- теологическая
- эпистемологическая
- метафизическая
- позитивная
Целостные формы, структурирующие наше чувственное восприятие и другие ментальные процессы в гештальтпсихологии, называются «_________»
- гештальты
- эго
- сверх-Я
- Я
Концепция, согласно которой, истинным признается такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике, — это
- парадигма
- семантическое определение истины
- прагматическая теория истины
- когерентная теория истины
Для представителей натурализма типичны следующие черты
- всё существующее и происходящее в мире суть естественное в том смысле, что оно допускает объяснение методами естественных наук
- природа рассматривается как система всех естественных процессов
- любые естественные объекты существуют внутри пространственно- временного и каузального порядков
- человеческое сознание и социальная жизнь столь же доступны для естественных объяснений, как и остальная природа
Номотетический метод — это
- способ построения научной теории, при котором какие-то положения теории избираются в качестве исходных
- обозначение метода «наук о культуре», сущность которого состоит в обобщении и установлении законов
- обозначение метода естествознания, сущность которого состоит в обобщении и установлении законов
- пошаговый метод определения значений
Наиболее известными сторонниками фундаментализма были
- И.Кант
- Ч.С.Пирс
- М.Вебер
- К.Поппер
Картина развития науки, по Куну, заключается в следующем
- «Мы можем предсказывать затмения, почему же тогда мы не можем предсказывать революции?»
- длительные периоды поступательного развития и накопления знания в рамках одной парадигмы сменяются краткими периода кризиса, ломки старой и поиска новой парадигмы
- если религия может существовать без философии, то «философия не может существовать без религии, а содержит ее внутри себя»
- признание личностного начала высшей ценностью и личностная ориентированность общественной жизни
Психологическое направление, исходящее из того, что ментальные состояния человека идентичны эмпирически наблюдаемым актам его поведения или же проявляются через его действия, — это
- бихевиоризм
- психоанализ
- народная психология
- гештальтпсихология
Традиционный тип идеальной легитимной власти, определенный М.Вебером, основан на
- анализе взаимодействия социальных, политических, экономических, идеологиченских, религиозных факторов
- вере в законность существующего порядка и законное право властвующих на отдачу приказаний
- вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в силу этой традиции
- вере в сверхъестественную святость, героизм или иное необычайное достоинство властителя и созданной или полученной им власти
К «когнитивным наукам» относятся
- история науки
- лингвистика
- эпистемология
- психология
- этнография
Кумулятивизм — это концепция, согласно которой
- истинным признается такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике
- рост и развитие научного знания определяются исключительно внутренними, связанными с природой знания факторами объективной логикой постановки и решения проблем, эволюцией интеллектуальных традиций и исследовательских программ
- историческое развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме истинных знаний, акцентирующая непрерывность роста знания и исключающая его качественные изменения
- рост и развитие знания определяются внешними по отношению к науке факторами социальными, экономическими, техническими и культурными причинами и потребностями
Философская позиция, отождествляющая все сущее с природой, отрицающая понимание природы только как части бытия и исключающая из теоретических объяснений какие- либо ссылки на сверхъестественные сущности
- реализм
- инструментализм
- идеализм
- натурализм
В классическом фундаментализме все представления разделяются на классы: те
- истинность которых не основана и не связана с достоверностью и истинностью других положений
- которые формируются посредством избирательной воли или существенно ею обусловлены
- которые основываются или выводятся из каких- то других
- которые одинаково присущи как одушевленным, так и неодушевленным телам
В работах раннего периода Витгенштейна, философия, по его мнению, должна описывать
- рациональный процесс, поскольку ценности и нормы, принимаемые научным сообществом, подлежат критической оценке
- исследуемые фрагменты реальности, а не оценивать их
- практику использования логических знаков
- закономерности реальной действительности
Лоренц полагал, что познание проходит следующие стадии
- изображение
- номотетическая
- описание
- систематизацию
С позиций прагматистской теории, истинным признается такое знание, которое
- может успешно применяться на практике
- имеет вполне определенный смысл, а именно выражает понятие человека
- имеет благие последствия для человеческой жизни
- может быть осмыслено как процесс самодостраивания мыслей и образов
Выделяют следующие виды кумулятивизма:
- метафизический
- эмпирический
- эпистемологический
- рационалистический
С позиций научного реализма, тезисы «семантического реализма» следующие: теоретические термины обладают
- трансцендентальной необходимостью
- способностью прийти в столкновение с опытом
- референцией, т.е. непустым множеством значений
- весьма высокой степенью достоверности
Согласно Веберу, сущность целерационального типа социального действия подразумевает
- нетривиальные методы достижения идеальных целей
- культурный редукционизм, сведение всего культурного многообразия к единому шаблону
- что человеку принадлежат от рождения определенные права, что он не обязан ими никакой высшей власти
- восприятие предметов внешнего мира и других людей как условия или средства действия
Джеймс ввёл понятие об опыте как
- опыта Бога (Бесконечного) через наш опыт мира (конечного)
- непрерывном потоке сознания, из которого мы своими волевыми усилиями выделяем части, обретающие для нас статус вещей благодаря наименованию
- основе самосознания, и его нельзя отделить от сознания
- «уплотнение» и обобщение «чувственно данного», составляющего единственный фундамент знания