УДК
Основная часть для рейтинговой работы МУИВ - актуальные примеры
- Готовый отчет по практике. (ВГУЭиС)
- Готовый отчет по практике. (ВШП)
- Готовый отчет по практике. (КЦЭиТ)
- Готовый отчет по практике. (ММУ)
- Готовый отчет по практике. (академии предпринимательства)
- Готовый отчет по практике. (МТИ)
- Готовый отчет по практике. (МИП)
- Готовый отчет по практике. (МОИ)
- Готовый отчет по практике. (МФЮА)
- Готовый отчет по практике. (НИБ)
- Готовый отчет по практике. (ОСЭК)
- Готовый отчет по практике. (политехнического колледжа Годикова)
- Готовый отчет по практике. (РГСУ)
- Готовый отчет по практике. (СПбГТИ(ТУ))
- Готовый отчет по практике. (Росдистант)
- Готовый отчет по практике. (СамНИУ)
- Готовый отчет по практике. (Синергии)
- Готовый отчет по практике. (ТИСБИ)
- Готовый отчет по практике. (ТГУ)
- Готовый отчет по практике. (университета им. Витте)
- Готовый отчет по практике. (ФЭК)
ФИО курс, факультет, вуз научный руководитель (ФИО, звание, степень) название образовательного учреждения,
город
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Конкурентоспособность региона – это способность к достижению высокого уровня жизнедеятельности населения при эффективном использовании имеющегося социального, экономического, управленческого, институционального, политического потенциала региона, что в итоге выражается в оценке социально-экономических показателей территории[1].
Под фактором конкурентоспособности региона следует понимать определенную характеристику региона, причину и мотив, предопределяющие степень, характер и особенности участия региона в конкурентных отношениях с другими территориальными образованиями и способствующие выявлению и использованию внутренних ресурсов и внешних возможностей его развития.
Подход к классификации факторов конкурентоспособности территории, предложенный М. Портером, сегодня является наиболее популярнымм:
а) факторные условия (наличие, достаточность и эффективность использования имеющихся факторов производства);
б) конъюнктурные факторы (факторы внешней рыночной среды, предъявляющие требования, возможности и ограничения для развития местного производства и реализации продукции – рыночные цены, состояние спроса и др.);
в) согласованность стратегий и внутренняя конкуренция (степень согласованности стратегий и действий органов власти и хозяйствующих субъектов, уровень развития внутренней конкуренции);
г) уровень развития поддерживающих и сопутствующих отраслей[2].
Методика оценки конкурентоспособности российских регионов проводится на основании многомерного факторного анализа и рейтинговой оценки и заключается в приведении показателей к виду, отражающему их вклад в федеральные показатели российской экономики, и присвоении ранга региона за каждый отчетный период.
Проведем анализ конкурентоспособности региона на примере Пензенской области. Для анализа конкурентоспособности Пензенской области дана характеристика 5 основных факторов, определяющих конкурентоспособность региона: макроэкономический, социальный, инфраструктурный и инновационно-технологический; природно-ресурсный.
1) макроэкономический фактор. Темпы экономического роста Пензенской области за последние 5 лет значительно превышают среднероссийские и по ПФО. Прирост ВРП в регионе составил 111,2% (по РФ – 105,2%, по ПФО – 104,5%). Объем ВРП за 2017 год составил 365 млрд рублей, что более чем на 16 млрд рублей выше уровня 2016 года. С учетом показателей за 2017 и 2018 годы, когда объем инвестиций составлял более 72 млрд. и около 88 млрд. рублей, нужно ежегодно дополнительно привлекать по 15–20 млрд. рублей.
2) социальный фактор. Современная концепция человеческого развития оказывает огромное влияние на социально-экономическую стратегию развития региона. Одним из социальных факторов конкурентоспособности Пензенской области является индекс человеческого развития (ИЧР). Согласно рейтингу субъектов Российской Федерации, Пензенская область по индексу человеческого развития в 2021 году занимала 49 место.
3) инфраструктурный фактор.
В Пензенской области сформирована развитая инновационная инфраструктура, создана система вовлечения в инновационную деятельность.
Имущественная и производственно-технологическая поддержка обеспечивается за счет деятельности бизнес-инкубаторов и технопарков для развития стартапов, вывода на рынок конкурентоспособной наукоемкой высокотехнологичной инновационной продукции, развития рынка инновационных проектов.
В настоящее время действует сеть из 12 областных бизнес-инкубаторов, двух технопарков и одного ИТ-парка[3]. В настоящее время присвоены статусы территории опережающего социально-экономического развития монопрофильным городам Пензенской области: городу Сердобску (постановлением Правительства РФ от 16.03.2018 № 277) и городу Заречному (постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 № 785).
4) инновационно-технологический фактор. Сопровождение инновационных проектов осуществляют АО «Центр коммерциализации техноло гий», ООО «Центр кластерного развития», инновационные структуры в вузах.
Динамично развиваются следующие кластерные направления: производство высокотехнологичных медицинских изделий, приборостроение, сфера информационных технологий, производство кондитерских изделий, легкая промышленность. Перспективным направлением кластерной политики является деревообработка и деревянное домостроение.
5) природно-ресурсный фактор. Благоприятное сочетание природных условий способствовало формированию в области значительной сети домов отдыха и здравниц. Это санатории имени В. В. Володарского, Кирова, «Берёзовая роща», «Полесье», «Хопровские зори», пансионат «НижнеЛиповский», туристско-оздоровительный комплекс «Серебряный бор» и др. За год в них отдыхают и лечатся более 35 тысяч человек из регионов России, стран СНГ и дальнего зарубежья.
Одно из главных богатств области – чернозёмные почвы, составляющие 50,7% территории. В Пензенской области есть залежи различных минерально-сырьевых ресурсов, которые применяются в строительной отрасли, пригодны для производства цемента.
В настоящее время Пензенскому региону не хватает инвестиций для реализации добычи природных ресурсов, расположенных на территории области.
В целях развития региона и повышения уровня конкурентоспособности Пензенской области депутаты Законодательного собрания Пензенской области приняли Стратегию социально-экономического развития региона до 2035 года, работа над которой велась несколько лет.
Главная цель стратегии – поддержание стабильного качества жизни населения, при условии его постоянного роста, на основе долгосрочного опережающего социально-экономического развития. В числе конкретных ожидаемых результатов находится увеличение объемов ВРП и промышленного производства к 2035 году в два раза.
Пензенская область в 2022 году по итогам показателей социально-экономического развития за 2021 год заняла 57 место в рейтинге, в 2021 году (за 2020 год): 54 место, как и годом ранее. По уровню заработной платы из 86 регионов Пензенская область заняла 68 место, расположившись между Чувашией и Ингушетией.
[1] Асланова С. Х., Топсахалова Ф. М.-Г. Стратегическое управление социально-экономическим развитием на региональном уровне // Фундаментальные исследования. 2018. — № 2-11. — C. 2390
[2] Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2021. – С.216
[3] Официальный портал Правительства Пензенской области — https://pnzreg.ru/ (дата посещения: 26.05.2023).
Скачать основную часть для рейтинговой работы МУИВ можно по ссылке: Скачать основную часть для рейтинговой работы МУИВ