Содержание
- Теоретическая модель существенных связей реальности, представленных с помощью гипотетических допущений и идеализаций, — это
- Эмпирическим базисом науки могут служить
- Предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана, – это
- Науку можно определить как
- Метод научного познания – это
- В перечне общенаучных подходов: 1) системный, 2) функциональный, 3) вероятностный, 4) информационный – пропущен
- Общенаучные подходы – это подходы, которые
- Задачей прикладных наук является
- Наблюдение, измерение, эксперимент, модельный эксперимент относятся к методам
- Антисциентизм толкует науку как
- Аксиомой в методологии науки называется
- К логическим основаниям науки относятся
- Методология науки – это
- Представление о научном познании как о наивысшей культурной ценности характерно для
- Понятие «наука» включает в себя
- Определение: «проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека» относится к понятию
- В научном познании можно выделить два уровня:
- Оформление науки в качестве социального института связано с
- Высшая, самая развитая форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности, — это
- От философской теории познания методологию отличает
- Местом возникновения науки считают
- Гипотезой является
- Условиями для возникновения науки являются
- Мысленное конструирование понятий об объектах, принципиально не существующих в действительности, называется
- Метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей расчленения предмета исследования на составные части, называется
- Концепция научно-исследователских программ была разработана
- В методологии науки факт определяется как
- Описательная научная теория решает задачу
- Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениям — это
- Методология на общенаучном уровне выступает как
- Конвенциализм является моделью развития науки, которую разработал
- Задачей фундаментальных наук является
- Методология на конкретно-научном уровне анализирует
- Развитие науки должно осуществляться на основе рационального выбора и конкуренции научно-исследовательских программ — считал
- Главной особенностью научного познания является
- В модели развития науки Т. Куна
- Основной функцией науки является
- Первичный чувственный образ предмета или явления называется
- В ходе теоретического познания исследователь проникает в сущность явлений посредством
- К формам научного познания относятся
- Формализация – это
- Умозаключение – это форма мышления,
- Абстрагирование, идеализация, формализация, мысленный эксперимент, моделирование относятся к
- Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности называют
- Отображение объекта в знаковой форме какого-либо языка называется
- Определение «способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя» относится к
- Непреднамеренное искажение истины называется
- Наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстаовить ход явлений при повтроении условия, называется
- В науке в собственном смысле слова в отличие от преднауки формируется особый тип знания –
- Аксиоматический метод – способ построения теории, при котором в основу кладутся
Теоретическая модель существенных связей реальности, представленных с помощью гипотетических допущений и идеализаций, — это
- гипотеза
- идеализированный объект
- научная теория
- метод формализации
Эмпирическим базисом науки могут служить
- фрагменты действительности
- эмпирические факты
- записи в протоколах наблюдений
- ощущения и восприятия ученого
Предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана, – это
- теория
- научный факт
- научный принцип
- гипотеза
Науку можно определить как
- общепринятые нормы научного исследования
- элементарные сведения о природе, людях, обществе
- художественно-образную форму отражения действительности
- сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности
Метод научного познания – это
- совокупность приемов и операций, регулирующих действия с изучаемыми объектами
- форма хранения информации
- отражение в сознании ученого объекта исследования
- способ активного воздействия на объект изучения
В перечне общенаучных подходов: 1) системный, 2) функциональный, 3) вероятностный, 4) информационный – пропущен
- абсолютный
- конкретно-научный
- относительный
- структурный
Общенаучные подходы – это подходы, которые
- определяют применение отдельных методов в научном исследовании
- задают особую направленность научного исследования, фиксируют определенный его аспект
- остаются неизменными с развитием науки
- применяются в частных научных исследованиях
Задачей прикладных наук является
- познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления
- экспериментальное обоснование результатов фундаментальных наук
- разработка промышленных технологий
- применение результатов фундаментальных наук для решения как познавательных, так и социально-практических проблем
Наблюдение, измерение, эксперимент, модельный эксперимент относятся к методам
- Эмпирического исследования
- Тиеоретического исследования
- метатеоретического уровня познания
- построения и исследования теоретического объекта
Антисциентизм толкует науку как
- силу, чуждую и враждебную сущности человека
- эталон всей культуры
- саморазвивающуюся систему
- непосредственную производительную силу
Аксиомой в методологии науки называется
- предположение о возможном закономерном порядке явлений
- интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации
- абстрактное определение идеи
- положение, которое берется в качестве исходного, недоказуемого в данной теории
К логическим основаниям науки относятся
- базис теории
- следствия теории
- идеалы и нормы исследования
- методы научной деятельности
Методология науки – это
- философское учение о системе социально апробированных принципов, норм и методов научно-познавательной деятельности, о формах, структуре и функциях научного познания
- система принципов и способов организации и построения любой теоретической и практической деятельности человека и человеческого общества
- учение о способах принятия решений
- конкретная научная дисциплина, изучающая частные научные методы, которыми пользуются отдельные науки для решения конкретных познавательных задач
Представление о научном познании как о наивысшей культурной ценности характерно для
- антисциентизма
- экстернализма
- интернализма
- сциентизма
Понятие «наука» включает в себя
- выявление закономерностей развития отдельных научных дисциплин
- общие закономерности и тенденции научного познания
- деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности – систему научных знаний
- деятельность научного сообщества
Определение: «проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека» относится к понятию
- познание
- знание
- мышление
- наука
В научном познании можно выделить два уровня:
- абстрактный и конкретный
- идеальный и реальный
- относительный и абсолютный
- эмпирический и теоретический
Оформление науки в качестве социального института связано с
- развитием теоретического естествознания и началом использования в науке эксперимента
- возникновением первых научных обществ и академий, изданием научных журналов
- возникновением первых научных теорий
- возникновением крупных научных институтов и лабораторий с мощной технической базой
Высшая, самая развитая форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности, — это
- гипотеза
- аксиома
- закон
- научная теория
От философской теории познания методологию отличает
- акцент на методах, путях достижения истинного и практически эффективного знания
- теоретическая рефлексия процесса познания
- направленность на внутренние механизмы развития научного знания
- изучение взаимодействия науки с другими социальными институтами
Местом возникновения науки считают
- Китай
- Древнюю Грецию
- Римскую империю
- Египет
Гипотезой является
- высказывание, истинность или ложность которого еще не установлена
- интуитивное объяснение явления
- достоверное и полностью обоснованное знание
- особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание
Условиями для возникновения науки являются
- усиление критики и разрушение мифологических систем, разделение умственного и физического труда
- развитие и усложнение практической деятельности человека
- возникновение потребности в передаче подрастающим поколениям социального опыта
- накопление достаточного количества математических знаний
Мысленное конструирование понятий об объектах, принципиально не существующих в действительности, называется
- дедукцией
- идеализацией
- аналогией
- формализацией
Метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей расчленения предмета исследования на составные части, называется
- анализом
- аналогией
- синтезом
- классификацией
Концепция научно-исследователских программ была разработана
- М. Полани
- П. Фейерабендом
- Т. Куном
- И. Лакатосом
В методологии науки факт определяется как
- особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание
- суждения, выражающие внутреннюю связь явлений
- интуитивное объяснение явления
- затруднение, преодоление которого возможно с помощью исследования
Описательная научная теория решает задачу
- формализации научного знания
- выведения из исходных положений следствий
- интерпретации математических моделей
- упорядочивания относящихся к ней фактов
Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениям — это
- научная теория
- гипотеза
- научный факт
- закон
Методология на общенаучном уровне выступает как
- учение о принципах, методах и формах знания, функционирующих во многих науках и не зависящих от предмета и объекта исследования
- науковедение, изучающее структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами
- учение о трансформации в самой науке научных понятий и теорий, о влиянии социально-экономических условий на развитие науки
- философская теория познания, исследующая процесс познавательной деятельности в целом
Конвенциализм является моделью развития науки, которую разработал
- А. Пуанкаре
- М. Шлик
- И. Лакатос
- К.Поппер
Задачей фундаментальных наук является
- выявление закономерностей, которым подчиняется объективная реальность
- познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления
- установление эмпирических законов и систематизация знаний
- решение разнообразных социально-практических задач
Методология на конкретно-научном уровне анализирует
- технические приемы, предписания, нормативы, принципы, методы и их научно-теоретическое обоснование в определенных научных дисциплинах
- движущие силы и закономерности развития различных наук
- исторические аспекты развития научного знания, проблемы историографии науки
- понятия и законы, гипотезы и теории конкретных научных дисциплин
Развитие науки должно осуществляться на основе рационального выбора и конкуренции научно-исследовательских программ — считал
- И. Лакатос
- М. Шлик
- А. Пуанкаре
- К.Поппер
Главной особенностью научного познания является
- экспериментальная проверяемость полученных знаний
- постоянное развитие научного знания
- изучение идеализированных объектов, специально сконструированных учеными
- ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность, и их исследование как подчиняющихся объективным законам
В модели развития науки Т. Куна
- Вводится понятие фальсификации
- Парадигма есть способ организации знания, определенная система знаний, задающих характер видения мира
- Вводится понятие «научно-исследовательская программа»
- Дается анализ протокольных предложений
Основной функцией науки является
- познание объективного мира
- совершенствование отношений человека с окружающей средой
- развитие общественного производства
- выявление ценности объектов окружающей действительности
Первичный чувственный образ предмета или явления называется
- восприятием
- представлением
- воображением
- понятием
В ходе теоретического познания исследователь проникает в сущность явлений посредством
- воображения
- интуиции
- абстрактного мышления
- фантазии
К формам научного познания относятся
- эмпирическое и теоретическое познание
- эксперимент, анализ, синтез, системный подход
- постановка проблемы, описание и объяснение фактов, создание гипотезы, проверка полученного знания
- научные факты, законы, гипотезы, научные идеи, научные проблемы, теории
Формализация – это
- метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего
- мысленное конструирование неосуществимых объектов
- мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов
- отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка
Умозаключение – это форма мышления,
- уточняющая свойства и признаки предметов
- устанавливающая объективную связь явлений и процессов
- составляющая последовательность нескольких суждений, в результате которых выводится новое суждение
- определяющая содержание понятий
Абстрагирование, идеализация, формализация, мысленный эксперимент, моделирование относятся к
- методам теоретического исследования
- методам метатеоретического исследования
- общелогическим методам
- методам эмпирического исследования
Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности называют
- познанием
- суждением
- мышлением
- восприятием
Отображение объекта в знаковой форме какого-либо языка называется
- аксиоматизацией
- формализацией
- систематизацией
- идеализацией
Определение «способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя» относится к
- наблюдению
- эксперименту
- классификации
- аналогии
Непреднамеренное искажение истины называется
- чувственным познанием
- заблуждением
- воображением
- фантазией
Наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстаовить ход явлений при повтроении условия, называется
- анализом
- классификацией
- экспериментом
- наблюдением
В науке в собственном смысле слова в отличие от преднауки формируется особый тип знания –
- понятие
- научный факт
- теория
- закон
Аксиоматический метод – способ построения теории, при котором в основу кладутся
- гипотезы
- положения, принимаемые без доказательств
- формализованные системы
- эмпирические законы